Структура и классификация сяншэн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и классификация сяншэн



 

Сяншэн - это жанр китайского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9> комедийного <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F> представления. В Китае данное искусство уже насчитывает двухсотлетнюю историю. Сяншэн считается одним из наиболее значимых и популярных в Китае жанров исполнительского искусства. Как правило, “сяншэн звучат на тяньцзинском диалекте (городской диалект жителей г. Тяньцзинь) или на путунхуа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%83%D0%BD%D1%85%D1%83%D0%B0>” [39].

Современный сяншэн строится на четырех элементах исполнительского мастерства: речь (说), имитация (学), передразнивание (逗) и пение (唱).

Согласно терминологии сяншэн ведущего принято называть 逗哏 или 甲 (первый), подыгрывающего называют捧哏или 乙 (второй). Если большую часть диалога рассказывает ведущий, то такой способ представления согласно Н.А. Спешневу называется “ 一头沉 (досл. с одного конца тяжелее), если задачи по рассказу сяншэн распределены поровну”, то такой способ называется 字母哏[29, с. 270]. Также при рассказе сяншэн выделяется особый прием 贯口, который представляет собой скороговорение, т.е. исполнение на одном дыхании какого-либо отрывка из сяншэн. В основном используется для перечисления однородных членов предложения.

 

Классификация сяншэн

Согласно содержанию, все сяншэн делятся на три вида - сатирический, прославляющий, развлекательный.

“Сатирический сяншэн: диалог, в котором актер высмеивает себя или постороннее лицо.

Хвалебный сяншэн: данный тип сяншэн в основном распространен в материковом Китае. Обычно такие сяншэн восхваляют политический курс, правительство и т.д.

Развлекательный сяншэн: из самого названия видно, что данный вид сяншэн предназначен для развлечения зрителей”[39].

Согласно времени написания сяншэн подразделяются на “традиционные сяншэн (конец эпохи Цин, начало эпохи Республиканского Китая), новые сяншэн (после 1949 г.) и современные сяншэн (после 1980-х годов)”[Там же].

Согласно количество выступающих артистов, разделяют три вида сяншэн - это монологи «данькоу» (单口相声), диалоги «дуйкоу» (对口相声) и групповой сяншэн «чюнькоу»(群口相声). В первом главным действующим лицом является один актер, во втором варианте учувствуют два актера, один из которых ведущий, а другой исполняет роль подыгрывающего, а в полилогах чюнькоу разговор строится между тремя и более артистами.
По словам Н.А. Спешнева “наиболее распространенный вид сяншэна, пользующийся особой популярностью в народе, это дуйкоу”, именно поэтому в своей работе мы ограничимся анализом только диалогов «дуйкоу» [29, с. 270].

 

Структура сяншэн

Юмористические диалоги сяншэн состоят из четырех главных композиционных частей. Первая - это так называемые подстилочные слова - 垫话. Такое название им дал Н.А. Спешнев. Они могут быть как заранее подготовленными, так и являться чистой импровизацией со стороны артистов. От этих слов зависит, привлечет ли сам диалог интерес слушателей.

“Согласно содержанию и цели, подстилочные слова делятся на две части: первая часть продолжает или дополняет содержание предыдущего диалога, помогает слушателем отвлечься от ранней темы. Вторая часть предназначена для того, чтобы осветить некоторые аспекты темы нового диалога, дать слушателям возможность сосредоточиться”[40].

Вторая часть подстилочных слов плавно переходит к главной теме диалога путем так называемого «мостика» или соединения - пхяобар (瓢把儿). В новыхсяншэн, написанных после основания КНР, пхяобар часто опускается.

От пхяобара действие переходит к третьей части диалога -завязке хор (话儿), которая также может называться 正活 или 活身儿.

Последняя часть диалога - это завершение - ди (底), которое обычно представляет собой кульминацию всего произведения. В завершении сяншэн обязательно содержится самая главная комическая точка, называемая баофу (包袱).

“Сегодня сяншэн пользуются огромной популярностью у жителей Китая, и даже у молодого поколения. Хозяин одной чайной в Тяньцзине сообщил корреспонденту, что почти 90% посетителей его чайной - это люди в возрасте до 40 лет. Большинство - представители интеллигенции, среди них есть врачи, преподаватели, сотрудники компании и т.д.”[25].

До настоящего момента в истории сяншэн выделяют девять поколений мастеров данного искусства, среди них особое место занимают Хоу Баолинь (侯宝林), Ма Саньли (马三立), Ма Цзи (马季), Чан Баокунь (常宝堃), Су Вэньмао (苏文茂), Го Дэган (郭德纲) и другие.

В качестве исследования были отобраны сяншэн Го Дэгана, так как они представляют особый интерес ввиду того, что их автор является наиболее выдающимся артистом области сяншэн восьмого поколения, который в определенной степени повлиял на развитие данного искусства, создал собственный стиль, активно участвует в развитии и возрождении сяншэн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.004 с.)