Глава 1. Сяншэн как жанр юмористического дискурса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Сяншэн как жанр юмористического дискурса



Понятие юмора как категории комического

 

Юмор как особый вид комического представляет собой сложное и многоаспектное явление. Множество исследователей занимались изучением юмора, но до настоящего времени не существует единой трактовки его природы.

В настоящее время существует немало определений понятию юмор. Рассмотрим некоторые из них.

В.И. Даль давал следующее определение: “Юмор - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов” [11].

В словаре «Эстетика» под редакцией А.А. Беляевой - «юмор» определяется как “особый вид комического; специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической оценке которого сочетается серьезное и смешное при преобладании позитивного момента в смешном”[36].

А.В. Дмитриев считает, что «юмор» является “синонимом комического”, и как “родовое понятие” включает сатиру, иронию, гротеск, карикатуру, пародию, насмешки”[12].

Несмотря на различные подходы к понятию юмора, большинство исследователей приписывают ему следующие универсальные характеристики: “отображение действительности; наличие противоречия, несоответствия нормам; разоблачение антиценного явления (поведения, характера и др.); отношение к осмеиваемому предмету: а) сочувственное, снисходительное; б) глубокое, серьезное под маской смешного”[17].

В настоящее время исследователями выделяются различные виды юмора. К ним относится парадокс, ирония, оксюморон или игра слов, остроумие, пародия, сатира, сарказм и т.д. Более того, юмор также имеет различные литературные формы - анекдот, шутка, монолог, диалог, рассказ, каламбур, остроумный ответ собеседнику, к месту сказанный афоризм и другие. Кроме текстовой формы, юмор может быть также представлен в графической форме - карикатура, рисунок, фото и т. п. Особым видом юмора признано считать черный юмор.

 

Юмористический дискурс

 

“Юмористический дискурс представляет собой текст, погруженный в ситуацию смехового общения”[18, с. 252].

Для рассмотрения сяншэн с точки зрения юмористического дискурса, в первую очередь необходимо рассмотреть ключевое понятие дискурса - речевой жанр. Под речевым жанром М.М. Бахтин понимает относительно устойчивое в тематическом, композиционном и стилистическом планах речевое произведение. Ключевым понятием дискурса является речевой акт. Многие исследователи неоднократно отмечали сходство бахтинской теории речевых жанров и созданной примерно в то же самое время английским логиком Дж. Остином теории речевых актов. Мы придерживаемся позиции А. Вежбицкой и В.В. Дементьева в отношении объединения понятий речевого жанра и речевого акта, и в дальнейшем применительно к сяншэн будем рассматривать понятие именно речевого жанра.

В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка речевой жанр - это “относительно устойчивый тематический, ком­позиционный и стилистический тип высказываний (текстов)”[20, с. 352].

М.М. Бахтин писал, что “все многообразные области человеческой деятельности связаны с использованием языка. Использование языка осуществляется в форме единичных, конкретных высказываний (устных и письменных) участников той или иной области человеческой деятельности. Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы называем речевыми жанрами”[4, с. 428].

Рассматривая юмористические диалоги сяншэн как речевой жанр юмористического дискурса, необходимо выявить признаки, присущие речевым жанрам у сяншэн.

 

Сяншэн как речевой жанр

В настоящее время существует множество трактовок понятию речевого жанра, но предложенная Т. В. Шмелевой «Анкета речево­го жанра» представляется наиболее адекватной для описания жанра сяншэн, так как в ней обозначены главные жанрообразующие признаки “ (коммуникативная цель, об­раз автора, адресат, фактор прошлого, фактор будущего, диктум, языковое воплощение)”[35, с. 24].

Анализ жанра сяншэн на основе признаков речевого жанра позволил выделить следующие жанрообразующие признаки сяншэн:

Коммуникативная цель сяншэнистов в основном сводится к ознакомлению слушателей с какой-либо информацией юмористического содержания для вызова у них смеха как основной задачи, а также высмеиванию и скрытому осуждению отрицательных героев и пороков в обществе, что сводится к поучительной стороне коммуникации.

М.М. Бахтин отмечает, что “каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата”[4, с. 496].

Для жанра сяншэн характерно то, что автор, т.е. ведущий ориентируется на двух адресатов: собеседника (подыгрывающего) и слушателей.

Сяншэн только тогда будет наиболее инте­ресен и легче воспринимаем для слушателей, если автор при рассказе будет опираться на уже известные факты и события, т.е. будет использоваться фактор прошлого.

Фактор прошлого включает в себя взаимосвязь содержания сяншэн с уже произошедшими событиями из жизни.

Фактор будущего представляет собой взаимосвязь содержания сяншэн с событиями, которые произойдут в будущем.

Наиболее четко в сяншэн проявляется диктум или событийная основа. Событийная основа сяншэн - это события и процессы, которые происходят в стране (не только в Китае) и проявляются в обществе, и которые, на данный момент являются актуальными.

Языковое воплощение - это последний жанрообразующий признак. Под этим понятием подразумевается совокупность лексических и грам­матических ресурсов жанра. Адекватность выбранного языкового мате­риала важна для понимания и создания жанра сяншэн.

Разговорная речь сяншэн настраивает слушателей на более легкое восприятие речи. Стилистические средства, используемые в сяншэн, позволяют передать живость описываемой ситуации, что сближает автора и слушателей.

Таким образом, сяншэн является жанром юмористического дискурса и характеризуется такими признаками, как коммуникативная цель, об­раз автора, адресат, фактор прошлого, фактор будущего, диктум, языковое воплощение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.005 с.)