Виды технических регламентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды технических регламентов



В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции и процессам определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов. Эти регламенты применяются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • безопасной эксплуатации зданий, сооружений, пожарной безопасности;
  • биологической и экологической безопасности;
  • электромагнитной совместимости;
  • ядерной и радиационной безопасности.

Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов. Они устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых цели Закона не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Цели разработки и применения технических регламентов

Технические регламенты разработаны и применяются в целях:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Таким образом, основной целью принятия технических регламентов является установление обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей, имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений. Эти требования сводятся, в основном, к установлению для продукции и процессов различных норм и показателей технического характера.

Другая цель – предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей – достигается установлением иных обязательных требований. Для достижения этой цели технические регламенты должны обеспечивать предоставление достоверной информации и исключать появление недостоверной информации. Обеспечение единства измерений является одной из мер, которая предупреждает введение потребителей в заблуждение вследствие недостоверных результатов измерений. Поэтому метрология, одной из задач которой является обеспечения единства измерений, должна входить в сферу технического регулирования, т.е. Закон предусматривает разработку технических регламентов по ОЕИ.

Содержание и структура технического регламента

Содержание и применение технических регламентов

При разработке содержания технического регламента необходимо учитывать следующее:

1) Технические регламенты устанавливают минимально необходимыетребования, обеспечивающие:

  • безопасность излучений, механическую безопасность, пожарную безопасность,

промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую и биологическую безопасность, взрывобезопасность, электрическую, ядерную, радиационную безопасность;

  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений.

2) Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования. Содержащиеся в нем обязательные требования имеют прямоедействие на всей территории РФ. Из этого следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ или ее субъектов нормативных актов по вопросам, решение которых должно быть содержанием технических регламентов.

Не включенные в технический регламент требования к продукции и процессам, правилам и формам оценки соответствия, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам не могут носить обязательный характер.

3) Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. В нем могут содержаться специальные требования с учетом степени риска причинения вреда, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин).

4) Технический регламент может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, обеспечивающие биологическую безопасность.

5) Из всех видов технической совместимости (функциональной, геометрической, электрической, прочностной, программной, биологической и др.) в качестве предмета технических регламентов упоминается только электромагнитная совместимость. Отсутствие требований по некоторым видам технической совместимости может привести к трудностям в использовании некоторых видов продукции по их назначению. Поэтому установление требований по таким видам совместимости должно являться не только задачей национальных стандартов, как прописано в Законе, но и технических регламентов.

9.4.2 В общем случае предлагается следующая структура ТР:

1) область применения регламента и объекты технического регулирования;

2) основные понятия;

3) общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;

4) требования к продукции;

5) применение стандартов (презумпция соответствия);

6) подтверждение соответствия;

7) государственный контроль (надзор);

8) назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию ТР;

9) переходные положения.

Рекомендации по содержанию основных разделов регламента

1) В разделе «Область применения регламента и объекты технического регулирования» следует четко установить взаимосвязь разрабатываемого ТР с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента.

2) В разделе «Основные понятия» рекомендуется использовать стандартизированные термины и их определения. Для проверки соответствия проекта ТР стандартам на термины и определения целесообразно проводить терминологическую экспертизу. В этом разделе необходимо также приводить определения тех понятий, которые важны для однозначного понимания положений ТР

3) В разделе «Общие положения для размещения продукции на рынке Российской Федерации» устанавливается главное требование ФЗ: продукция не может быть реализована на рынке, если она способна оказывать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению. В этом разделе ставятся условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Целесообразно указать все особенности размещения продукции, в частности, необходимо учесть современные способы продажи продукции, например, по каталогам или через Интернет.

В этом разделе указывается, что перед введением в обращение продукции изготовитель или его уполномоченный обязан нанести на продукцию (упаковку) знак обращения (см. рис. 12).

4) Раздел «Требования к продукции» — один из наиболее важных разделов. С учетом того, что требования безопасности, не включенные в ТР, не являются обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы разработчик ТР полно и корректно определил все минимально необходимые требования безопасности. Принципиально важно, чтобы разработчик ТР определился со способом задания минимально необходимых требований.

Требования могут задаваться следующими способами:

  • общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;
  • конкретными (детальными) численными значениями показателей.

Закон специально оговаривает требования, которые не могут включаться в ТР:

  • требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР;
  • требования к продукции, причиняющей вред жизни и здоровью граждан в результате накопления вредных факторов в процессе длительного использования продукции, когда невозможно определить степень допустимого риска.

В последнем случае ТР должен содержать требование об информировании приобретателя о возможном вреде и факторах, его вызывающих.

5) В разделе «Применение стандартов (презумпция соответствия)» должны быть описаны условия применения стандартов для случая задания качественных требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия. Следует также учесть, что разработчик лишен возможности привести в ТР ссылки на национальные стандарты, так как это будет означать,

что требования стандартов, на которые дается ссылка, становятся обязательными для всех субъектов технического регулирования, что противоречит концепции ФЗ о техническом регулировании.

6) В разделе «Подтверждение соответствия» должны быть определены объекты подтверждения соответствия требованиям данного регламента с учетом того, что предметом обязательного подтверждения может быть только продукция. Законом предусмотрены две формы проведения обязательного подтверждения соответствия: декларирование и обязательная сертификация. Декларирование соответствия является приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия. Обязательная сертификация в ТР должна закладываться только в обоснованных случаях. Один из основных критериев ее применения — высокая степень потенциальной опасности. Очень перспективной формой подтверждения соответствия является добровольная сертификация, объектом которой являются не только продукция, но и услуги, работы, а также другие объекты.     

 В общем случае оценка соответствия продукции требованиям ТР может быть основана на следующих положениях:

- должны выполняться требования национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов;

- если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям ТР;

- с целью информирования о соответствии требованиям ТР изготовитель или его официальный представитель (например, импортер) должен маркировать продукцию соответствующим знаком (см. рис. 12).

Рисунок 12 - Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)

 

7) В разделе «Государственный контроль (надзор)» должно быть указано, что надзор за продукцией, поставленной на рынок, направлен на обеспечение ее соответствия и уверенности заинтересованных лиц (в первую очередь приобретателя) в том, что продукция продолжает соответствовать необходимым регулирующим требованиям. Надзор после поставки продукции на рынок особо необходим при применении процедур заявления поставщика, чтобы

убедиться в том, что заявление о соответствии остается в силе. Процедуры надзора после поставки продукции должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков  о высокой вероятности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.

В проекте ТР должно быть указано, что будут приняты все необходимые меры по изъятию товаров с рынка и по запрещению поставок на рынок, если в результате надзора установлено, что:

  • товары, маркированные знаком обращения на рынке и используемые в соответствии с их назначением, представляют опасность;
  • информация, указанная на маркировке или в сопроводительной документации, вводит в заблуждение приобретателя.

8) Раздел «Назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента» предполагает указание в ТР федерального органа, ответственного за его внедрение. Так же может быть определена процедура назначения

соответствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлечение третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.

9) В разделе «Переходные положения» указываются сроки, необходимые для того, чтобы производители могли подготовиться к выполнению требований ТР, а в указанный период были разработаны национальные стандарты, обеспечивающие применение вводимою ТР. В ТР должны указываться законодательные акты, которыми необходимо руководствоваться до вступления в силу нового ТР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.013 с.)