Объект, предмет патопсихологии. Отличия от клинической психологии и нейропсихологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет патопсихологии. Отличия от клинической психологии и нейропсихологии.



Объект, предмет патопсихологии. Отличия от клинической психологии и нейропсихологии.

Предмет - нарушения психической деятельности, психические аномалии.

Объект – больные люди

Нейропсихология отражает мед. психологию, занимается соотношением психических феноменов с пораженным субстратом ГМ.

Это отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

Клиническая психология изучает психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность.

Основные сферы патопсихологического исследования.

-Особенности нейродинамики

Нейродинамика включает всё то, что является сугубо органически детерминированным. Здесь, прежде всего исследуются гнозис (восприятие, узнавание предметов), праксис (способность к практическим действиям). Первое что узнаётся у больного: ориентировка во времени, пространстве и собственной личности.

-интеллект

В наибольшей степени коррелирует с наличием или отсутствием тех или иных органических аномалий – повреждение головного мозга. Другой вариант снижения интеллекта – псевдоолигофренический дефект при шизофрении (когда дезинтеграция личности, схизис её достигнет такого уровня, когда человек не сможет пользоваться имеющимся у него интеллектом). Чем выше начальный интеллект, тем более сложную картину мы будем наблюдать в ситуации психического расстройства.

Интеллект: вербальный, невербальный, флюидный. Невербальный интеллект детерминирован органически. Основные показатели невербального интеллекта: память (кратковременная, долговременная, оперативная), способность удержания внимания, гнозис (способны ли мы воспринимать окружающий мир, если способны, то насколько), праксис (функции оперирования с окружающим миром). Функции невербального интеллекта являются врождёнными. Вербальный интеллект: багаж знаний – навыки, задатки и т.д. Вербальный и невербальный интеллект составляют IQ. Флюидная составляющая может переходить из невербального интеллекта в вербальный – это креативность, способность к созданию чего-то нового.

-мышление

Нарушения мышления далеко не всегда органически детерминированы. Для выявления патопсихологических феноменов мышление наиболее важно. Если в мышлении нет аномальных явлений, то любые органические моменты не играют роли, можно говорить об их хорошей компенсации. Мышление – это то, что поволяет нам выявить если неспецифические, то характерные варианты нарушений для психических расстройств.

Сферы мышления:

Операциональная.

Ответственна за логические операции, целенаправленность мыслительного процесса. Отвечает за возможность выполнения простых логических операций.

Две основные группы структурных нарушений:

А. Снижение уровня обобщения – конкретность мыслительного процесса. Больной не способен абстрагироваться от выполнения задачи, ему не понятны аналогии, он не способен понять ассоциативный ряд. Эти расстройства характерны для лиц с органическими поражениями и снижением интеллекта, также наблюдается при олигофреноподобном снижении интеллекта при шизофрении. Снижение уровня обобщения также приводит к снижению уровня критичности к умственному процессу.

Б. Искажения мыслительного процесса. Также приводит к снижению уровня критичности к умственным процессам. Уровень развития высок, но он искажён. Основные варианты искажений: опора на незначительные признаки предметов, паралогизмы (умозаключения не следуют понятной со стороны логике). Искажения не бывает при органике. Оно иногда бывает при психопатии и истерии. Но чаще всего это признак шизофрении.

Изучение операциональной сферы мышления невозможно в случае сильно изменённого эмоционального состояния больного (при депрессиях, маниях).

При маниях мышление ускорено, «скачка идей».

2) Мотивационная

 Отвечает за продуктивность мыслительного процесса.

Основные варианты снижения продуктивности мыслительного процесса:

А. Обстоятельность. Застревание на незначительных деталях, тугоподвижность. Мышление медленно, но оно идёт к цели. Характерно для органических поражений.

Б. Разноплановость. Мышление идёт сразу на нескольких уровнях: человек будет постоянно соскальзывать на не относящиеся к делу предметы. В принципе целенаправленность в мышлении остаётся. Такие нарушения наблюдаются при острых невротических состояниях, при изменениях личности по алкогольному и наркотическому типу. «Алкогольный юмор»: специфическая лексика + элементы циничной самоиронии.

Г. Резонерство. Бессмысленное мудрствование вокруг какой-то важной для него идеи.

Резонёрство и атактические замыкания могут быть кроме шизофрении при истерии. Истерия может копировать большинство расстройств, но там эти расстройства будут транзиторными, временными.

Д. Смысловые соскальзывания

Мышление теряет свою целенаправленность

Атактические замыкания (единичные смысловые соскальзывания)

Мышление по типу «словесной окрошки» (речь правильная, но предложения друг с другом почти не связаны по смыслу)

Личностная

1. Паранойя. Мышление подчиняется собственной сверхценной идее или внутренним переживаниям.

2. Фиксация или ригидность мыслительного процесса. Человек оказывается всегда вокруг того момента, который его волнует.

3. Персеверация мыслительного процесса. Всё что с нами происходит, мы переворачиваем, переосмысливаем в соответствии с тем, что, как нам кажется, касается нас или значимой для нас проблемы.

  -личность

Это всё то, что вносит в мыслительный операции индивидуальный компонент. Наши собственные переживания, идеи, мысли. Прежде всего, к основным нарушениям личностной сферы относятся

-эмоциональная сфера

Основные группы:

Повышенная лабильность. Эмоции человека быстро меняются. Человек не может удержать один эмоциональный настрой. Внешние проявления: человек сначала смеялся, потом вдруг начал плакать или бросаться на окружающих с кулаками. Внимание человека постоянно перескакивает. Это нарушение наблюдается в рамках сосудистых расстройств головного мозга. Как правило, бывает у пожилых людей. Их сосуды истощаются, постоянно происходят микроинсульты.

1) Эмоциональная холодность (эмоциональная выхолощеность, тупость). Человек не способен ощущать эмоции, ни свои, ни окружающих. Достаточно мало из происходящего вызывает в нём эмоциональный отклик. Максимальная выраженность: anesthesia de la rosa

2) Эмоциональная ригидность, застревание. Больной застревает на эмоции. Появляется туннельное сознание. Это не сужение сознания до точки как при аффекте, но значительное сокращение его поля. Человек знает цель, но эта цель управляет человеком.

3) Эмоциональная аситонность. Невозможность понимать эмоциональные ощущения окружающих. Действия человека не связаны с его эмоциональными переживаниями. Человек говорит одно, а делает другое. Переживания человека расходятся с его эмоциональной составляющей.

Память

1. Тест зрительной и слуховой памяти Мэйли (switzerland).

2. Существуют и методики определения динамики запоминания:

«Заучивание 10 слов» - Лурия.

3. Логическая память.

Короткие рассказики, выполненные в виде каких-то притч, басен. Специально подобранные рассказики из книги Рубинштейна. Они же используются при исследовании мышления — провоцируют резонерство.

4. WMS, шкала Векслера, состоит из 3-х субтестов.

5. Методика Векслера.Belleview scale (Бельвью скейл).WAST – Wexler Adult Intelligent Scale.

тестовая батарея — 11 субтестов. каждый адресован к определенной интеллектуальной функции.

Внимание

1) Корректурная проба - исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость.

Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). Каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время аходится карандаш больного.

Регистрируется:

время на выполнение всего задания.

количество ошибок и темп выполнения задания.

распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.

характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.

Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.

2) Счет по Крепелину. Методика была предложена Крепелиным в 1895 г. для исследования работоспособности - упражняемости и утомляемости.

В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок. Для проведения опыта необходим специальный бланк.

Обследуемому дается инструкция - производить сложение чисел в столбцах. Его Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени.

С помощью графика можно получить кривые работоспособности - равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

 

3) Отсчитывание. Методика была предложена Крепелином - возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания.

Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7). Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число.

Промежутках между числами хронометрируются. Запись опыта приобретает следующий вид:

(100-7)..93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце - увеличивается.

Возможны два вида ошибок.

Первый - ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток - свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100-7)..93.... 85....78..71....64....58 и т. д.

Второй - ошибки в десятках - характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:

 

93...86...69..62.....55...38 и т. д.

 

4) Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

Можно отмечать количества чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.

Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

 

 Для большей наглядности результатов исследования строится график, в котором отражены показатели продуктивности (например, количество просмотренных знаков) и допущенных ошибок (например, количество неправильно зачеркнутых букв в корректурных пробах) в течение определенного интервала времени.

Если график медленно «растет» вверх – инертность нервных процессов, постепенная врабатываемость.

Резкое снижение показателей к концу работы - слабость нервных процессов, утомляемость (проявление астении (при неврозах, психосоматических нарушениях и т.д.).

Неравномерный темп выполнения - истощаемость и снижение работоспособности.

При органических поражениях головного мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) - невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

При неврозах - выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

6. Умственная отсталость, слабоумие, деменция, ЗПР (особенности тличия, диф. Диагностика)

50 – 65

- устная речь значительно обеднена, но грамматически правильна

-письменная обеднена

- склонность к аффективным реакциям, снижен самоконтроль, снижены прогностические способности

- способность к самообслуживанию частично схранна (элементарный физический труд под надзором)

45 – 50

- сопутствуют неврологические, конституциональные изменения

- письменная речь рудиментарно сохранена

- не читают

- навыки самообслуживания единичны

- нарушены движения, походка

- способность к труду рудиментарна (под настоятельным контролем)

б) имбицильность – умеренная

35 – 40

- устная речь рудиментарна

- письменная недоступна

- самообслуживание под строгим контролем

- научение невозможно

30 – 35

- речь – рудименты звуковой коммуникации

- движения ограничены, походка шаткая

- склонность к компульсивному поведению

в) идиотия – глубокая степень

- речевого контакта нет

- способность к самостоятельному перемещению рудиментарна

Возможности к саморазвитию нет

Слабоумие

Деменция

-постепенный распад психических функций до уровня нарушения социальной адаптации (больной нуждается в уходе)

Это или первичные дегенеративные процессы: болезнь Альцгеймера (начало медленное, постепенное, течение прогрессирующее. 45 – 65 лет)

-расстройство КП

- спутанность, раздражительность и агрессивность, колебания настроения, нарушается способность говорить и понимать сказанное (афазия), происходит потеря ДП и общее самоустранение больного от дел по мере затухания сознания. постепенная потеря функций организма ведёт к смерти.

В среднем продолжительность жизни 7 лет.

Болезнь Пика

Хорея Гентингтона

Наиболее значительные изменения при хорее Гентингтона обнаруживаются в подкорковых образованиях и коре головного мозга. Отмечается гибель ганглиозных клеток полосатого тела и лобно-височных отделов полушарий.

Лет

Медленно развивается деменция (15 – 20 лет), спровождается гиперкинезом.

Перед началом личностные изменения.

Б. Крейцфельда – Якоба

Болезнь Паркинсона

Органические расстройства

Являются следствием различных травм, опухолей, врожденных патологий и т.д.

1. Постоянное снижение способности к поддержанию целенаправленной деятельности

2. Эмоциональные изменения (лабильность, эйфория, раздражение, апатия)

3. расторможенность влечений (без учета последствий и соц. Норм)

4. Когнитивные нарушения (снижение интеллектуальных функций, памяти, способности к научению новому, осознанию окружающего)

5. Выраженные изменения речи (вязкость, обстоятельность)

6. Изменение сексуального поведения (гиперсексуальность, изменения полового предпочтения)

Психопатии

Формируются из акцентуаций характера. Не поддаются лечению, остаются на всю жизнь.

Отличие от психоза:

-нет симптомов помрачнения сознания

Причины:

-родовые травмы

-травмы головы

-отклонения в воспитании

Признаки:

1. Выраженность патологических черт характера, что ведет к социальной дезадаптации.

2. Тотальность

3. Относительная стабильность

Формы:

1. Возбудимые психопаты

Вспыльчивость, взрывчатость по любому поводу; эгоцентризм, упрямство, искаженное понимание справедливости, склонны постоянно бороться за свои права.

2. Астенические

Психическая слабость, пассивно-тормозные реакции, низкая самооценка, ощущение неполноценности. Уязвимы, ранимы, обидчивы; непереносимость резких звуков, яркого света. Замкнутые, неразговорчивые, плохо переносят незнакомых людей.

Могут выплеснуть гнев, но потом будут винить себя.

Педантичны, стереотипны. Им жалко тратить силы.

3. Психостеники

Астенические черты + впечатлительность, робость, застенчивость, нерешительность (постоянно сомневаются), тревожно-мнительные, стеснительные.

4. Истерические

Стремятся быть все время в центре внимания, эгоцентричны. Яркие, бурные, манерные.

5. Эпилептоидные

Им свойственна эмоциональная вязкость, напряженность, депрессивность. Злопамятные, настойчивые, агрессивные, жестокие.

6. Циклоиды

Характерное чередование настроения от приподнятого до депрессивного в течение дня и в различные отрезки года.

7.Шизоиды

Отгорожены от внешнего мира, замкнуты.

Суицидальный риск

Суицид - это осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
Суицидальное поведение:

1. Демонстративное

Разыгрывание театральных сцен с изображением попытки самоубийства без всякого намерения покончить с собой.

Цель: сманипулировать окружающими, добиться своего.

2. Аффективное

Попытки, совершаемые на высоте аффекта. В какой-то момент возможность действительно покончить с собой допускается, но не без элемента демонстративности.

3. Истинное

Хорошо продуманное, постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суициденту ни кто «не помешал».

Методики определения суицидального риска:

Методика "сигнал"

чел. выполняет одновременно 2 задачи:

проверяет предложения на наличие грам. ошибок

и в процессе просмотра предложений возникает звуковой сигнал в соответствии с кот. он должен нажать на опред.кнопку.

Суициденты отвлекаются на предложения содержащие суицидальные выссказывания и забывают о сигнале и на остальных предложениях также зависают, т.к. еще не отошли от стрессовых.

Также наблюдается феномен утраты цели – испытуемые забывают о задании при просмотре значимых предложений.

Феномен аффективной слепоты – суицидент при просмотре стрессового предложения смотрит на слово с ошибкой, но не видит её.

Регистрация движений глаз:

Здоровый человек при нахождении слова с ошибкой, перестает читать дальше.

Методика РПЭС

Испытуемый одновременно слышит 3 сообщения: слева, справа и центральное.

основная задача: повторять "центральное" сообщение, не обращая внимание, на "помехи".

Одновременно нужно реагировать на зрительный сигнал нажатием соответствующей кнопки.

 

 

 

 

 

 

Объект, предмет патопсихологии. Отличия от клинической психологии и нейропсихологии.

Предмет - нарушения психической деятельности, психические аномалии.

Объект – больные люди

Нейропсихология отражает мед. психологию, занимается соотношением психических феноменов с пораженным субстратом ГМ.

Это отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

Клиническая психология изучает психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.09 с.)