Законодательная основа ОВОС в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная основа ОВОС в России



«Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации»[3] было утверждено в 1994 году. В данном положении говорится, что ОВОС является одной из составляющих частей процесса принятия решений, а также подчеркивается, что осуществление ОВОС необходимо проводить непосредственно на одном из самых ранних этапов подготовки проекта.

В настоящее время основными нормативно-правовыми документами, которые относятся к оценке негативного воздействия, являются:

· ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ[4];

· «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» № 372[5];

· «Конвенция об оценке воздействия на окружающую сре­ду в трансграничном контексте»[6];

· ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ[7];

· Руководство по ОВОС для государств - участников СНГ[8];

· Законы и кодексы по природопользованию и т.д.

В результате анализа истории развития процедуры ОВОС, становится ясно, что в нашей стране законодательно закреплена необходимость проведения оценки и анализа воздействий на окружающую среду в итоге хозяйственной и иной деятельности и учета этой оценки в проектных, экономических, общественных, экологических и других последствий ее осуществления.

Целью проведения ОВОС является уменьшение негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и взаимосвязанных с ним общественных, экономических и других различных последствий.

Основным результатом исполнения ОВОС служит информация о масштабах и характере НВОС, информация об альтернативах осуществления намечаемой хозяйственной деятельности, а также оценка экологических и иных связанных последствий этого негативного воздействия, возможности уменьшения этого воздействия.

Главные принципы ОВОС:

1. Основной принцип для ГЭЭ и ОВОС это - презумпция потенциальной экологической опасности негативного воздействия планируемой хозяйственной или другой деятельности на окружающую среду. Этот принцип предполагает, что любая деятельность приводит к определенным последствиям, поэтому природопользователи обязаны доказывать, что намечаемая деятельность не приводит к нарушению экологической безопасности (в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами).

2. Обязательность исполнения государственной экологической экспертизы. Осуществление оценки воздействия необходимо на всех ступенях подготовки проектной документации, которая обосновывает хозяйственную деятельность до ее представления на ГЭЭ. Материалы по ОВОС в состав документов, передаваемых на экологическую экспертизу.

3. Недопущение и/или предупреждение возможных НВОС и взаимосвязанных с ними последствий.

4. Принцип альтернатив. Данный принцип заключается в анализе и выявлении одного из нескольких вариантов целедостижения предполагаемой деятельности, вовлекая и «нулевой альтернат», то есть отказ от хозяйственной деятельности. После чего выбирается наименее экологически опасный способ достижения цели проект.

Принято рассматривать несколько группировок параметрических альтернатив начального проекта:

· альтернативы необходимости;

· виды инициатив (деятельности);

· расположение инвестпроекта;

· производственные и технологические процессы;

· время проведения проекта;

· запас ресурсов;

· методы удаления отходов и т.д.

После анализа альтернативных параметров создается несколько проектов, и затем выбирается наилучший вариант.

5. Принцип демократичности (гласности) означает признание всеми сторонами, интересов которые касаются планируемой деятельности, а также прав на вовлечение в разных решениях по данному проекту.

6. Принципы научной обоснованности, объективности и законности.

7. Принцип подлинности и обстоятельности информации.

8. Принципы мониторинга состояния окружающей среды.

9. Принцип превентивности (упреждения). Проведение ОВОС обязательно на всех ступенях подготовки проектной документации, обосновывающей хозяйственную и другую различную деятельность.

10. Учет и оценка воздействий в трансграничном контексте.

11. Последствия реализации проектных решений подразумевает ответственность инвестора (заказчика) перед обществом.

Перечень основных задач ОВОС:

· оценка состояния окружающей среды до реализации проекта;

· раскрытие важных факторов и видов НВОС;

· подтверждение нормативов предельно допустимого негативного воздействия природопользования на основе лимитирующих экологических факторов намечаемого вида хозяйственной деятельности;

· разработка наиболее выигрышных условий для розыска альтернативных инженерных, технических, технологических решений, которые могут способствовать уменьшению негативного воздействия, а также разработка мер по компенсации причиненного ущерба

· внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), оборотных систем водоснабжения на предприятии, различных способов и методов в отношении защиты окружающей среды и т.п

· сравнение экологических последствий хот деятельности с социальными и экономическими;

· обеспечение развития территории и улучшение условий жизни людей.

Обобщенная схема осуществления ОВОС представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Обобщенная схема осуществления оценки воздействия на окружающую среду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.132.102 (0.006 с.)