Изучение детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение детей дошкольного возраста



1 вопрос. Изучение детей первого года жизни.

Психологическое изучение детей начинается после 1,5-2 месяцев. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или дети, находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации. Методики включают в себя наборы заданий, направленные на изучение моторной, познавательной, социальной сфер. В практике используют методы обследования О.В. Баженова,1983; Л.Т.Журба, Е.М. Мастюкова, 1981). Детей до 8 месяцев исследуют на столе, на коленях у матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования. Устанавливается контакт с ребёнком, обращают внимание на характер контакта младенца с матерью. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе.

Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Также изучают реакции предвосхищения. Определяют состояние развития действий с предметами, состояние развития способа взаимодействия со взрослыми. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, характер отрицательных эмоциональных проявлений, формирование отношений привязанности к близким родственникам, отсутствие или наличие  реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций.

     В заключении вместе с общей оценкой тяжести и характера нарушений должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, степень этого нарушения, а также функции развивающиеся нормально. Далее даётся развёрнутая характеристика обнаруженных при обследовании результатов, сгруппированных по сферам:

· Двигательной

· Сенсорной

· Эмоциональной

· Собственных голосовых реакций

· Действий с предметами

· Способов взаимодействия со взрослыми

Вопрос. Дошкольный возраст.

Основной целью патопсихологического исследования ребёнка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих:

· Познавательные процессы

· Эмоционально- волевую сферу

· Предречевое и речевое развитие

· Двигательное развитие

В начале обследования нужно исключить нарушения слуха и зрения. При диагностике познавательной сферы, проанализировать отражение психической деятельности ребёнка. Важен не только результат, но и  процесс организации деятельности по выполнению задания. При этом учитывается:

· Степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребёнка со стороны взрослого

· Понимание и принятие инструкции

· Способность к организации целесообразного поведения

· Выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата

· Обращают внимание на заинтересованность  ребёнка, его активность, возможность совместных действий, реакция на неудачу.

Все методики, направленные на изучение моторики, речи, познавательной деятельности, могут быть использованы для диагностики эмоционально-волевой сферы. Наблюдая за поведением и деятельностью ребёнка, обратить внимание на следующее:

· Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный); его активность; наличие познавательных интересов, проявление возбудимости, расторможенности;

· Контактность ребёнка (желание сотрудничать со взрослым). Отсутствие дистанции, поверхностность, лёгкость и связанная с этим неполноценность контакта.

· Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста.

· Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Отмечаются реакция не замечания, исправление ребёнком своего поведения в соответствии с замечаниями.

· Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Дети старше 2,5-5 лет способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий.

Реакция детей на неудачу может протекать по неадекватному типу реагирования:

· Постоянное обращение за оценкой правильности действий к взрослому, особенно в случае ошибки

· Потеря интереса при первом затруднении

· Пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ от дальнейшего участия в эксперименте

· Активный уход от выполнения задания, часто в форме агрессивных действий

· Эмоциональный уход от выполнения заданий. Дети реагируют на неудачи неоправданно громким смехом, плачем

· Расторможенность, проявляющаяся в массе быстрых неадекватных манипуляций с объектами, делающих невозможным достижение правильного результата

· Дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотичном переборе вариантов, препятствующем правильной ориентировке и осмыслению задания

Психологическое исследование психического развития ребёнка завершается составлением заключения, в котором содержаться обобщённые данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики контакта и структуры деятельности по выполнению заданий, даются характеристика психологической структуры нарушения и рекомендации по коррекции или компенсации  дефектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)