Вопрос 44. Основные элементы и характеристики зацепления при проектировании зубчатых передач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 44. Основные элементы и характеристики зацепления при проектировании зубчатых передач.



Зубчатое колесо (шестерня) - основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое ведущее зубчатое колесо независимо от числа зубьев называть шестернёй, а большое ведомое — колесом.

Зубчатые колёса обычно используются парами с разным числом зубьев с целью преобразования вращающего момента и числа оборотов вала на выходе. Колесо, к которому вращающий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается — ведомым.

Проектирование цилиндрических и конических зубчатых передач ведется из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев.

После определения рационального варианта кинематического расчета привода по заданному критерию переходят к проектированию и силовому расчету зубчатых передач редуктора.

Элементы диаметрии передачи:

- Линия зацепления

- Окружность впадин

- Окружность вершин

- Основная окружность

- Начальная и делительная окружности

- Полюс зацепления

Делительная окружность – это окр., на кот. шаг зубчатого колеса и угол зацепления = соответственно шагу и углу профиля инструментальной рейки.

Расстояние м/у одноименными сторонами двух соседних зубьев по дуге делительной окружности наз. шагом Р t.

Окружной модуль зубьев m=Pt/pi=d/z, где d-начальный диаметр, z-число зубьев.

Высота головки зуба ha, высота ножки зуба hf=m+c, где с=(0,25…0,4)*m, h=ha+hf.

Минимальное число зубьев, при котором не происходит подрезания – zmin.

Допускаемые контакты напряжения при проектном расчете на контактную выносливость определяются по зависимости:

[сигман]=(сигман*limb*Kнальфа*Zr*Zv)/Sн, где

сигман*limb – предел контактн. выносливости при базовом числе циклов нагружения, Kнальфа – коэф. долговечности, Zr - коэф., учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев, Zv – коэф., учитывающий окружную скорость, Sн – коэф. безопасности.

Допускаемое напряжение при изгибе:

[сигмаf] = (сигмаf*limb*Kfальфа*Kfg*Kfd*Kfc)/Sf, где

сигмаf*limb – предел выносливости зубьев при базовом числе циклов перемены напряжений, Kfальфа – коэф. долговечности при изгибе, Kfg – коэф., учитывающий влияние шлифования зубьев, Kfd – коэф., учитывающий влияние упрочнения электрохим. элементов, Kfc – коэф., учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, Sf – коэф. безопасности под напряжением изгиба.

Основные параметры:

Передаточные отношения цилиндрической передачи: U=n1/n2=w1/w2=z2/z1=d2/d1, где n – частота вращения, w – угловая скорость, z – число зубьев, d1 – действительный диаметр шестерни, d2 – действительный диаметр колеса.

Диаметральные размеры: dw=mz,

Диаметр. окружность вершин: da=d+2ha=d+2m,

Диам. окр. впадин: df=d-2hf=d-2,5m,

Межосевое расстояние передач: aw=(d1-d2)/2=(mz1+mz2)/2, где d – модуль, z=z1+z2,

Ширина венца колеса: b=Ψbd*d, где Ψbd – коэф. ширины венца колеса.

Силы взаимодействия м/у зубьями определяют в полюсе зацепления. Ft = Fn*cosdw = (T1*(u+1))/aw = 2*T1/d1; F2 = Ft*tg*aw.

Расчет на контактную выносливость основывается на зависимости расчета межосевого расстояния: aw = Ka(u+1)3*sqrt((T1*K)/(Ψbd*u*[Qh]2)), где m=(0,01…0,02)aw, m=Pt/pi.

Для косозубых передач различают торцевой шаг, нормальный шаг и модули: Pt, Pn, mt, mn.

При расчете парам. косозубой передачи в расчеты входит значение угла наклона зубьев cosβ.

При проверочном расчете исп-ют зависимость по контактным напряжениям: сигман≤[сигман].

Чем больше допускаемые контактные напряжения, тем компактнее получается передача при прочих равных условиях. Но такие материалы являются более дорогими.

Направления вращающего момента совпадает с направлением вращения, если к звену приложены движущие силы, т.е. оно является ведущим. Для ведомых звеньев, к которым приложены силы сопротивления, направление вращающего момента противоположно направлению движения.

При определении направлений сил в зацеплении для наглядности изображается эскиз ступени в изометрии так, чтобы между колесом и шестерней был условно показан зазор и две точки приложения сил отдельно для каждого колеса. Выбирается удобная система координат, кот. для тел вращения, обычно, состоит из окружного (индекс t), радиального (индекс r) и осевого (индекс а) направлений. Напр-ие действия общей силы в зацеплении опр-ся с учетом следующих двух правил:

– сила действует по нормали к поверхности соприкосновения зубьев;

– сила направлена против внешн. момента, т.к. должно вып-ся усл. равнов. кинемат. звена.

Вектор общей силы раскладывается на составляющие: Ft - окружную, Fr - радиальную, F а - осевую силы, направл. кот. опред-ся с учетом указанных правил отдельно для шестерни и колеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)