Освоение категории рода и числа существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение категории рода и числа существительных



Категория рода существительных обозначает их при­надлежность к разряду слов, который отличается особен­ностями согласования с другими словами. Поэтому основ­ной задачей является научить детей согласованию в роде.

Примерные задания.

Задание 1. Подобрать определения к существительным.

Подул... ветер. Набежало... облако. Поднялась....пыль. Пошел... дождь. Сверкнула.... молния. Загремел.... гром.

Задание 2. Составить предложения.

море, волна, толпа      шумело, шумела

река, люди, лес            шумели, шумел

Задание 3 Задать вопрос к словам.

Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок - какой? ка­кая? какое?

Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?»

Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существитель­ным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.

 

  1. Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени

В работе используются ответы на вопросы по карти­не, по прочитанному тексту, к глаголам в предложении; выполнение поручений, действий и словесный отчет о них; рассказы на основе наблюдений, экскурсий, прогулок; подготовительные и неподготовленные беседы с детьми. В итоге дети учатся отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Что делал (делала, делали)?

Правильное употребление глаголов закрепляется в ро­левых играх, диалогах, инсценировках, в естественных ситуациях общения.

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

кошка - мяукает

корова - мычит

собака - лает

петух - кричит

комар - пищит

Задание 2. Дидактическая игра «На птичьем дворе», «Летом в деревне».

Задание 3. Учить подбирать глаголы к существитель­ным.

Примерный лексический материал:

Мальчик - читает, пишет, лежит, дерется и т. п.

Девочка - шьет, вяжет, печет, вышивает и т. п.

Собака -..., ручей -..., солнце -..., ветер -....

 

4. Предупреждение и исправление ошибок словоизменения

В работе имеет значение образец речи педагога. Ис­правление недочетов должно быть ненавязчивым. Следу­ет учить детей подмечать недочеты в своей речи и речи сверстников, стремиться говорить правильно.

Задание 1. Учить образовывать множественное число существительных и правильно использовать в предложе­ниях.

Стул - стулья          пень - пни

дерево - деревья      лев - львы

лист - листья           лоб - лбы

крыло - крылья      улей - ульи

Задание 2. Учить употреблять существительное мно­жественного числа в родительном падеже.

дело - дела - дел

белка - белки - белок И т. п.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Задание 3. Учить употреблению предложных конструк­ций (из, за, над, под, через, из-под, из-за).

из Грач вылетел из гнезда. Дети выбежали из леса.

за  Юра спрятался за стол. Оля зацепилась за сучок.

над Над столом висит лампа. Над озером летают птицы.

 

1. Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных

Примерные задания.

Задание 1. Учить правильно употреблять приставочные глаголы.

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам.

Задание 2. Составление словосочетаний

доехал           остановки

дошел   до двери

добежал         ручья

 

побежал   воде
поплыл по снегу
пошел   дороге

 

перейти                речку

перешагнуть через канаву

переплыть             мост

 

пролезть             столом

пройти    под окном

пробежать           дождем

Задание 3. Учить образовывать прилагательные от существительных.

стекло - стеклянный

железо - железный

бумага - бумажный   

кожа - кожаный

мех - меховой            

резина - резиновый

шелк - шелковый

осень - осенний

зима - зимний

весна - весенний

лето - летний

лес - лесной

снег - снежный

вода - водяной

дерево - деревянный

Задание 4. Образование существительных с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами. Работа над темами «Части тела», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Задание 5. Использование существительных с суффиксами -онок (енок), -ата (ята).

Темы «Домашние животные и их детеныши»,

«Дикие животные и их детеныши».

Задание 6. Использование существительных с суффик­сами - щик (чик), - ик, - ица, - ка, - ист.

Темы «Люди разных профессий».

«Спорт и люди спорта).

«Кто чем занимается».

 

Шестой этап.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.005 с.)