Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегические задачи и тактические средства.

Поиск

 

Если стратег планирует действия на перспективу (не выходя из кабинета), то тактик действует в соответствии с конкретной ситуацией. Стратегическая задача носит общий целевой характер, при этом цель не абстрактна, а чётко сформулирована. Инстинктивная цель скорее выражается в неком состоянии организма, если угодно, в сложной конфигурации химических веществ. В этом смысле любая осознанная цель, как например, желание выйти замуж, родить ребёнка, сделать карьеру, построить дом, купить квартиру, является не столько целью, сколько средством. Доподлинно известно, что для человеческого счастья совсем не обязательно строить дом, рожать детей, делать карьеру и т. Д. Но для конкретного человека бессознательные инстинктивные цели ассоциативно фокусируются в стратегические выше перечисленные задачи.

Гипнотизёр работает с понятной, четко сформулированной стратегической задачей. Реализация задачи становится критерием результативности гипнотизёра. Однако средства могут быть весьма нестандартными. По мнению автора, многие коллеги тактически ошибаются, когда не различают стратегические и тактические задачи. 

В предыдущей главе приводился пример психологических проблем мачехи, которая не могла справиться с раздражением по отношению к дочери мужа от первого брака, проживающей с ними. В данном случае стратегической задачей являлось развитие у мачехи отчетливого чувства нежности и заботы. Разговоры на уровне здравого смысла, разъяснения, объяснения и убеждения были мало эффективными. Напрямую, путём усиления соответствующей мотивации, быть нежной и заботливой «матерью», стратегическая задача не решалась. Пришлось разыскивать обходные пути или разрабатывать тактические методы, исходя из контекста ситуации. Мачеха представляла собой женщину с высокой степенью моральных требований к самой себе и не менее высокой самооценкой. Гордость не позволяла ей признаться в «материнском» поражении, учитывая, что она готовила кандидатскую по психологии. С другой стороны, ей не удавалось противостоять иррациональным протестным чувствам. Можно было бы начать продолжительный процесс анализа природы внутреннего конфликта, но в этом случае автор предпочёл тактическую хитрость. Он целый час рассказывал кошмарные истории, о том, что может произойти с несчастной девочкой, при этом погрузив коллегу в относительно неглубокое состояние гипнотического транса, тем не менее, достаточное, чтобы его слова воспринимались с неподвижными широко открытыми глазами. Безусловно, коллега натерпелась настоящих ужасов, которых по задумке автора должно было быть как можно больше. Придя, домой женщина испытала необычайно интенсивный прилив жалости, нежности, сострадания к ребёнку. Толчок был столь существенный, что на волне новых переживаний позволил мачехе заметно изменить характер взаимоотношений с девочкой, более того – постгипнотическим внушением было заякорено эмоционально острое переживание страха за ребёнка в ситуациях, когда накатывало непроизвольное раздражение. Рано или поздно постгипнотическое внушение ослабнет, но даст возможность вновь и вновь закрепить новый эмоциональный навык.

Тактические действия могут быть, на первый взгляд, абсолютно несвязанными и даже противоречащими стратегической цели. И всё же, именно разнообразие тактических подходов становится залогом успешности гипнотизёра. Можно сказать так: тактическое доброжелательное «коварство» в совокупности с готовностью к дерзким экспериментам делают работу гипнотизёра увлекательнейшим занятием, наполненным духом творчества и импровизации. Гипнотическая практика не любит штампов, если только речь не идее о формальных экспериментах. Каждый случай по-своему уникален. Стратегические задачи могут быть типовыми, но тактические действия – импровизацией.

 

Примеры:

1. Очень многие мужчины, знакомясь с девушками, не говорят прямо о своих целях (стратегических задачах) и потому начинают знакомство с тактических хитростей.

2. Любой бизнесмен, начиная собственное дело, по опыту знает, что усилия и эмоциональные переживания необходимо направлять на решение тактических, ситуативных задач. Успешное прохождение таких «ключевых точек» позволит кирпичик за кирпичиком сложить большое дело. Психологически ошибочно фиксировать львиную долю внутреннего внимания на главной стратегической задаче. Без удовольствия от маленьких побед общий энергетический потенциал начинает истощаться и человек, бывает, склонен избегать решения «мелких задач», терпя одно за другим тактические поражения.

3. Многие «целители» в каждом клиенте обязательно что-то «узрят», как следует напугают, а потом за хорошую плату «решат проблему». Увы, «целительство» в таком случае является не стратегической целью, а средством заработка. Иначе, зачем пугать или создавать настрой к исцелению на основе негативных переживаний?

 

Задание:

Приведите примеры тактических действий из собственного опыта, когда к решению стратегической задачи вы шли обходными путями.

1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение:

Убедите сидящего напротив вас человека в необходимости абсурдного действия, например, в том, что надо забраться на растущее за окном дерево и громко прокричать какую-нибудь фразу. Упражнение будет считаться выполненным тогда, когда «клиент» искренне согласится с вами, что данное действие было бы в действительности для него очень полезным (при этом лезть на дерево и кричать ему необязательно).

Ради убедительности нужно применять тактические хитрости. Для этого рекомендуется связать абсурдное действие с различными реальными интересами из жизни «клиента». Упражнение следует повторить с не менее чем десятью вариантами абсурдных действий и таким же количеством «клиентов».

 

Принцип идеодинамики.

 

По принципу идеодинамики любая идея переживается динамически и соответственно, любое динамическое проявление осознанно или бессознательно сопровождается идеей. Другими словами, любое проявление человека проживается полностью всем психофизическим аппаратом человека. Чтобы осознать то, что вы сейчас читаете вам необходимо еле заметно проговаривать напечатанные слова про себя, т.е. задействовать не только части тела, ответственные за речь, но и подключать весь ассоциативный ряд, связанный со смыслом слов. Так возникает внутреннее понимание.

«Технически» слово – это определённый набор звуков. Сам по себе набор звуков не несёт какого-то особого смысла. Смысл слова заключается в ассоциациях, связанных с конкретным набором звуков. Идея, смысл слова не существует вне динамики физиологических процессов. Если угодно, слово – это ассоциативный рефлекторно закреплённый аналог объекта. Прочитайте слово «мама» и вспомните, что мгновение назад, когда вы читали слово, у вас подспудно возникли какие-либо образы, ассоциативно связанные с этим словом. Этот принцип проявляет себя абсолютно во всем, например, со словом «бегать» связано, повышение активности мышц, отвечающих за бег. 

 

Отсюда следует вывести чрезвычайно важный для практики гипноза закон:

«Идея, слово понимается и воспринимается только тогда, когда проживается полностью всем организмом в соответствии с существующим в памяти тела опытом ассоциативно и рефлекторно связанным с данной идеей или словом».

 

Благодаря пониманию принципа идеодинамики, практикующий гипнотизёр направляет воздействие в область субъективного опыта. Делать ставку на формальное объективное понимание значения слов – безграмотно. Сказанное гипнотизёром слово, несёт в себе потенциал влияния на психические процессы субъекта сугубо в русле личного опыта субъекта, т.е. субъективного понимания значения слова. «Личный словарь» каждого человека, по сути, является кодом к динамике его психофизических процессов. Гипнотизёру необходимо отслеживать личную реакцию субъекта на слово, а не вкладывать в это же слово какой-то свой смысл. Можно сказать так, слова гипнотизёра адресуются не разуму субъекта (клиента), но направлены в сердце, душу конкретного человека с особым личным опытом. Критерием оценки удачности использованного слова или фразы является желаемая реакция субъекта. Речь гипнотизёра только по форме похожа на речь обычного человека. Гипнотизёр, формально при помощи слов,  говорит с внутренним миром человека на «языке» именно этого человека.

 

Ответ М. Эриксона коллеге на вопрос о том, что такое гипноз:

«Гипноз – это полная жизни связь, возникающая в одном человеке при горячей поддержке другого».

 

Примеры:

1. Спящий человек, видя сновидение и не желая просыпаться, внешние шумы и ощущения тела воспринимает в образах сновидения, как бы вводит в него новые обстоятельства.

2. Во время просмотра какого-нибудь блокбастера даже самый ленивый зритель, отождествляясь с главным героем (который по сюжету агрессивно решает чрезвычайно сложную задачу), начинает ощущать прилив активности. 

3. На этом принципе, в том числе, основан эффект внушения. Частым использованием определённых слов «накачивается» соответствующая динамическая установка, т.е. готовность к определённым действиям.

 

Задание:

Приведите примеры феномена идеодинамики из личного опыта (для ответа на вопрос можно использовать специальную справочную литературу).

1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение:

1. Постарайтесь занять удобное положение тела, сидя в кресле или на стуле. Тихим голосом самому себе несколько десятков раз наговорите какую-нибудь фразу, побуждающую к желаемому действию. Так можно убедить себя помыть посуду, что-то починить, сходить в магазин или сделать какое-либо другое полезное дело.

2. Перед началом занятия по гипнозу уделите несколько минут самовнушению. Несколько десятков раз (до чувства специфического внутреннего удовлетворения) повторяйте следующую фразу: «Мои сознательные и бессознательные ресурсы и таланты максимально активизируются, я максимально эффективно усваиваю и закрепляю новые знания и умения». Такая «самонакачка» реально резко повысит результативность занятий.

 

Ассоциации и рефлексы.

 

Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).

Рефлексы (от лат. reflex us – повёрнутый назад, отражённый) – реакции организма на раздражение рецепторов. Возникшее возбуждение передаётся в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передаётся к различным органам (мышцам, органам и др.). И.М.Сеченов ещё в 1863 году высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.П.Павлов врождённые рефлексы назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.

Нетрудно заметить родство этих понятий. Любая ассоциация формируется на основе рефлекторных механизмов. Поэтому понятие «рефлекс» можно в данной работе заменить понятием «ассоциация».

Именно ассоциация в гипнотической практике является, пожалуй, наиболее эффективным ключом к бессознательным процессам. Через использование ассоциаций становится возможным многоуровневое общение, когда внешне произносится что-то одно, но воздействие производится в ином направлении. Посредством ассоциаций удобно активизировать определённые бессознательные процессы в обход сознательного контроля. Также с помощью прямых ассоциаций очень удобно настраивать субъекта на соответствующие задачи. К примеру, если вы говорите о том, что многие вещи легко забываются, то субъект, ассоциируя ваши слова с личным опытом, довольно легко настраивается на волну забывчивости. А если вы говорите, что человеку бывает свойственно почти полностью отстраняться от внешнего мира, когда он погружается в мечты, то тем самым готовите субъекта к опыту гипнотических визуализаций, а может даже и галлюцинаторным переживаниям.

В гипнотической практике большую роль играет настрой субъекта на предстоящую работу. Часто гипнотический сеанс хорошо начинать рассказами из практики, в которых некие гипнотические субъекты (клиенты) переживали очень увлекательный и интересный гипнотический опыт, который сыграл в их жизни важную роль. Субъект постепенно ассоциативно настраивается на возможный новый опыт. Кстати, такой подход помогает преодолеть тревогу субъекта перед гипнотическим опытом и сопротивление взаимодействию с гипнотизёром.

Особую роль ассоциации играют в работе с образами. Можно сказать так, что язык ассоциативных образов – это язык кодов бессознательного. Например, через образы сновидений опытный символист и гипнотизёр может получить «технический» доступ к движению психической энергии. Возможности открываются колоссальные. Также хорошо известна роль терапевтических метафор в гипнотерапии. И здесь воздействие осуществляется по каналам ассоциативных связей. Умение работать с ассоциациями в несколько раз делает работу гипнотизёра более эффективной.

 

Примеры:

1. Ассоциации интенсивно используются в рекламе. Если с неким продуктом ассоциативно связывается позитивная эмоциональная реакция, то такой продукт становится эмоционально более привлекательным. Покупатель смотрит на продукт, у него автоматически (как правило, бессознательно) возникает ассоциативно внушённая эмоциональная реакция и усиливается желание приобрести данный товар.

2. Бывает так, что незнакомый человек напоминает какого-то старого знакомого, благодаря чему к незнакомому человеку мы автоматически относимся, как к другому человеку из прошлого.

3. Благодаря способности человека обильно создавать и воспринимать ассоциации мы наслаждаемся самыми разными искусствами, в том числе и живописью.

 

Задание:

Приведите примеры, когда вы используете, объясняя что-либо, язык образов или воспринимаете что-либо через образы.

1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение:

1. Упражнение выполняется в малых группах. Ведущий рассказывает остальным на языке образов и аналогий о каком-нибудь из современных достижений (автомобиль, стиральная машина и т.д.) группе «средневековых крестьян». «Средневековые крестьяне», когда «не понимают» значения современного слова, переспрашивают рассказчика о его значении. Соответственно рассказчик использует только слова, которые были бы понятны несколько веков назад.

2. Упражнение выполняется в парах или малых группах. Ведущий рассказывает о «случаях из своей практики» (можно сочинить), когда с «его пациентами» происходило то, что через какое-то время должно произойти с его настоящими пациентами (то есть партнёром по упражнению или группой). Упражнение считается выполненным тогда, когда остальные проявят живой интерес и любопытство к возможности нового опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.008 с.)