Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Пути, средства, методы достижения цели.
Пояснительная записка
Неумолимо движется время. Наступил XXI век. К сожалению, настоящее время свидетельствует не о благополучии общества, а чаще о его неизлечимых болезнях. Культурно-историческому, духовному наследию страны нанесен такой урон, который в качественном отношении не идет в сравнение ни с загрязнением рек, ни с вырубкой лесов, ни с эрозией почвы, ни с прочими бедами. В общественном сознании резко понизился статус таких понятий, как нравственность, добро, красота, любовь, профессионализм, духовность, патриотизм, образованность, культура. Снизился нравственный и моральный уровень человеческого общества, которое живет в эпохе воинствующего зла, вражды, непослушания, непримиримости детей и родителей, учителей и учащихся, начальников и подчиненных. А чтобы жить сообществом, сменить вражду доверием, чтобы в обществе был мир, порядок и справедливость, человеку нужны стыд, знания о правах и обязанностях, долге, ответственности.
С целью знакомства детей с вековыми традициями русского православного быта, духовного и нравственного устроения человека и общества, уклада семьи, государства Российского разработана образовательная программа «Нравственное воспитание на основе Православия».
На современном этапе педагогически целесообразно оказать помощь школьникам в овладении труднейшим умением изучать и совершенствовать самого себя. Ведь чтобы стать культурным, содержательным, счастливым человеком, нужно научиться заглядывать в глубины своей души, честно видеть свои слабые и сильные стороны. Постоянно работая над своим характером, овладевая искусством управлять собой, своими поступками, дети могут сформировать свое мировоззрение, оценить свои возможности, способности: какую пользу они могут принести своей семье, своим ближним, окружающим людям, обществу, государству, земле — нашему общему дому.
Программа внеурочной деятельности «Нравственное воспитание на основе Православия» - духовно-нравственного направления, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.
Задачи:
· пробуждение у детей интереса к нравственным вопросам, поднимающимся в религии, литературе, искусстве;
· воспитание бережного, заботливого отношения к окружающим людям и окружающей природе;
· знакомство с нравственными понятиями, раскрытие внутренних ценностей человека;
· формирование интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия;
· воспитание любви, уважения к Родине, её народу, культуре, святыням;
· приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного писания, литературных произведений;
· помощь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, формирование позиции неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности;
· дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;
· знакомство с духовно-нравственными основами жизни традиционной русской семьи;
· введение детей в круг православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с русской культурой и народной жизнью.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок, экскурсии, соревнования.
В основу программы «Нравственное воспитание на основе Православия» положены следующие принципы:
1.Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Наглядность.
5. Целостное развитие.
6. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Средства контроля и оценки качества образования:
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности «Нравственное воспитание на основе Православия» происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки творческих работ, конкурсы и олимпиады.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Количество
| 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| 1.
2.
| Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008
| Д
Д
| 2. Печатные пособия
| 3
4
5.
6.
| Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2010 г..
Книги о художниках и художественных музеях.
Словарь искусствоведческих терминов.
Портреты русских и зарубежных художников.
| Д
Д
Д
Д
| 3 Технические средства обучения
| 7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
| Музыкальный центр.
CD\DVDпроигрыватель.
Телевизор.
Мультимедийный компьютер
Мультимедиа-проектор.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
Экран (на штативе или навесной).
Фотоаппарат.
| 1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1 шт.
1шт.
1шт.
1 шт.
| 4. Экранно-звуковые пособия.
| 15
16
17
18
19
| Мультимедийные обучающие программы.
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.
DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи;
DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы;
DVD-фильмы- творчество художников
| Д
Д
Д
Д
Д
|
Содержание внеурочной деятельности по программе
«Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
п/п
| Наименование разделов и тем
| Часы
| Содержание
| Примечания
| Тема 1
| Наша Родина - Россия, Святая Русь.
Работа с анкетой «Герои моей Родины»
| 1
| Исторические духовные корни русского народа.
Что значит — любить Родину?
| Работа с анкетой «Герои моей Родины»
| Тема 2
| Настоящий человек
| 1
| Каким должен быть настоящий человек? Духовное начало в человек
| Урок размышление, презентация
| Тема 3
| Зачем жить?
.
|
1
| Мы приходим в мир маленькими беспомощными детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить плодотворную жизнь
| Творческая работа «Как вы понимаете слова «Стяжи дух мирный и тысячи вокруг тебя спасутся?»
| Тема 4
| Сильные духом
| 1
| Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек, перетерпеть и выйти из беды победителем
| Обсуждение отдельных рассказав из книги Николаева «Живый в помощи»
| Тема 5
| Человек должен
| 1
| Вся сущность человеческой жизни заключается в том, что все мы обязаны, должны.
| Работа с карточками
| Тема 6
| Рождение
|
1
| Рождение человека является высшей человеческой радостью для матери и отца. Рождение человека — это будущее Родины.
|
| Тема 7
| Красота
|
1
| Красота как бы открывает глаза на мир, вытесняет зло, уродство, безобразие
| Просмотр к/ф «Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна».
| Тема 8
| Зачем жить и чему учиться?
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть
|
1
| Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть, а для того, чтобы оставить после себя след, добрый след вечный.
| Творческая работа «Какой я вижу свою жизнь»
| Тема 9
| Человек добрый
|
1
| Быть добрым человеком. – это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье
| Конкурс рисунков на тему «Доброта спасёт мир»
| Тема 10
| Учение – свет
|
1
| Учение — это благо и счастье, а знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних душевно-духовных сил человека и мира, который познается.
| Рассуждаем на тему «Ученье свет, а не ученье тьма»
| Тема 11
| Нравственный закон
|
1
| «Совесть без зубов, а загрызёт» народная мудрость
| Работа с пословицами
| Тема 12
| Золотое правило нравственности
|
1
| «Поступай с другими так, как бы ты хотел чтобы поступали с тобой»
| Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»
| Тема 13
| Дар слова.
| 1
| Духовная сущность слова.
| Урок – диспут
| Тема 14
| Доброта
|
1
| Человеку надо иметь силу духа, чтобы уметь желать добра другим
|
| Тема 15
| Обсуждение книги Железнякова «Чучело»
|
1
| Взаимоотношения людей, умение сочувствовать. Как простить обиду.
| Творческая работа: «О чём меня заставила задуматься книга»
| Тема 16
| Благодарность
отдавание в долг — благородное человеческое качество.
|
1
| В прекрасном слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести, из благородных побуждений творю благополучие ближнему, щедро отдаю частицу своей души.
| Письмо родителям «Спасибо вам за всё!»
| Тема 17
| Совесть – глас Божий в человеке
|
1
| Бог дал человеку свободу выбора, а совесть – это подсказка, что выбрать.
| Урок - презентация
| Тема 18
| Помыслы. Разум.
| 1
| Глаза совести — это мысль. Каждому человеку мысленно необходимо ставить себя на место другого, научиться рассуждать, предвидеть последствия своего поступка, заботиться о чистоте своих мыслей, мужественно смотреть правде в глаза.
| Творческая работа «Моё сердце»
| Тема 19
| Преступление и наказание
.
|
1
| Нравственное неодобрение, осуждение, которое должно стать с малых лет уздой для каждого человека, очень многообразно.
| «Упрёк полезен, как пропашка поля» - рассуждаем о пользе обличения для нашего исправления.
| Тема 20
| Щедрость. Великодушие
|
1
| Что значит быть щедрым? Как стать щедрым? Может быть щедрым человек великодушный, тот, кто умеет любить людей и жалеть их
| Просмотр фильма о докторе Гаазе, обсуждение
| Тема 20
| «Что ты спрятал – то пропало, что ты отдал - то твоё»
|
1
| Продолжают ли быть актуальными эти слова в наше время?
| Урок – диспут
| Тема 21
| Скупость
|
1
| Скупость — это эгоистическая болезнь, она обедняет человека, превращает его в потребителя и обывателя, живущего по принципу: «моя хата — с краю, я ничего не знаю».
| Рассуждаем на тему «Способен ли скупой человек на милосердие, на жертвенность».
| Тема 22
| Скромность
| 1
| Скромность — это, прежде всего, лад с самим собой, дис-циплина человеческих отношений, поступков, желаний, мыслей, чувств, воли, такта, совести, разума, сердца.
| Рассуждаем «Скромный – значит неуспешный, быть скромным - несовременно.
| Тема 23
| Психология поступка
Почему?»
|
1
| Жизнь каждого человека, каждый его день состоит из поступков. В поступках выражается моральная, нравственная сущность человека.
| Творческая работа: «Мысль должна бежать впереди всякого слова и всякого дела».
| Тема 24
| Красота: внутренняя и внешняя
| 1
| В народе существует мнение, что красивый человек - это добрый человек.
| Просмотр фильма о художнике Григории Журавлёве, обсуждение
| Тема 25
| Обсуждаем книгу Поселянина «Красота души»
|
| Книга о святых людях
| Обсуждение книги
| Тема 26
| Достоинство
|
1
| Существует такое тонкое, неприкасаемое, сильное и мужественное понятие — достоинство человеческой личности
| Рассуждаем на тему: «Достоинство — это мудрая власть держать себя в руках»
| Тема 27
| Добро. Зло
|
1
| Каждый человек живет в мире, где есть благо, добро и зло. Каждый человек приходит на эту землю, чтобы умножать добро
| Творческая работа: «В человеке постоянно происходит борьба между добром и злом»
| Тема 28
| Красота — источник доброты
|
1
| Человек приходит в мир для того, чтобы создать красоту.
| Беседа-размышление «Мой идеал человеческой красоты»
| Тема 29
| Красота и нравственность. Урок-диспут
|
1
| Красота и нравственность – как связаны между собой эти понятия.
| Урок-диспут
| Тема 30
| Патриотизм
| 1
| Высокая и главная задача человека - воспитать в себе силу духа, мужество и готовность отдать все свои силы во благо ближнего, во исполнение своего гражданского долга, долга совести.
| Конкурс рисунков «Моя Родина»
| Тема 31
| Воинская доблесть и чувство Родины.
| 1
| Помнить о тех, кто защищал нашу Родину – святая обязанность.
| Встреча с ветеранами ВОВ и локальных войн.
| Тема 32
| Дружба
|
1
| Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. Быть верным дружбе — это значит делить с другом не только радости, но и беды.
| Работа в парах с пословицами.
| Тема 33
| Обзор «Что читать летом». Серия «Детская православная библиотека».
|
1
| Полезное чтение для сердца и разума.
| Встреча в библиотеке
| Тема 34
| Экскурсия в Иоанно-Богословский монастырь
| 1
| Знакомимся со святынями родного края.
| Экскурсия
|
Учебно-тематическое планирование
Класс
№
| Тематика
| Часы
| Тема 1
| Наша Родина — Россия, Святая Русь
Исторические духовные корни русского народа.
Что значит — любить Родину? Русская идеология.
| 1 час
| Тема 2
| Настоящий человек
Ты рожден человеком; но человеком, в полном смысле этого слова надо стать. Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в словах, делах, поступках, убеждениях, чувствах, воле, стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть
| 1 час
| Тема 3
| Зачем жить?
Мы приходим в мир маленькими беспомощными детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить плодотворную жизнь. Поэтому нам надо дорожить счастьем бытия, но для того, чтобы по-настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, всесторонняя воспитанность души — совести, сердца, воли, разума.
| 1 час
| Тема 4
| Сильные духом
Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек, перетерпеть и выйти из беды победителем. В минуты, когда трудность кажется непреодолимой, когда появляется мысль отступить, пойти по легкому пути, больше всего надо бояться жалеть себя.
| 1 час
| Тема 5
| Человек должен
Вся сущность человеческой жизни заключается в том, что все мы обязаны, должны. В способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила. Только добрый и великодушный может быть сильным и счастливым.
| 1 час
| Тема 6
| Рождение
Рождение человека является высшей человеческой радостью для матери и отца. Каждый человек, пришедший в мир, не только продолжение человеческого рода, но человек, несущий в себе культуру своего народа, своей Родины. Рождение человека — это будущее Родины.
| 1 час
| Тема 7
| Красота
Красота как бы открывает глаза на мир, вытесняет зло, уродство, безобразие. Красота несовместима с нерадивостью, бездельем, пустопорожним времяпрепровождением.
| 1 час
| Тема 8
| Зачем жить и чему учиться?
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть, а для того, чтобы оставить после себя след, добрый след вечный.
Каждому человеку надо учиться отвечать ежедневно перед своей совестью за свое поведение, давать отчет своим мыслям, убеждениям, поступкам.
| 1 час
| Тема 9
| Человек добрый
«Родина» - это, прежде всего, - родители, родная земля, родные люди, народ. Быть добрым человеком. – это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Быть человеком добрым — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы окружающие люди были красивее, чтобы в каждом человеке, с которым приходится соприкасаться, осталось что-то хорошее от взаимоотношений, от труда души.
| 1 час
| Тема 10
| Учение – свет
Учение - благо и счастье, а знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних душевно-духовных сил человека и мира, который познается. Главной потребностью школьников - мысль, рассуждение, открытие истины - именно в этой сфере развивается деятельность духа.
| 1 час
| Тема 11
| Нравственный закон
«Совесть без зубов, а загрызёт» народная мудрость
Четыре важнейших источника питают человеческое достоинство и культуру: совесть, стыд, ответственность и долг. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.
| 1 час
| Тема 12
| Золотое правило нравственности
| 1 час
| Тема 13
| Дар слова. Духовная сущность слова. Урок – диспут
| 1 час
| Тема 14
| Доброта
Человеку надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат внутренней работы сердца, разума, воли, или, одним словом, — духа. Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера; чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье.
| 1 час
| Тема 15
| Обсуждение книги Железнякова «Чучело»
| 1 час
| Тема 16
| Благодарность
В прекрасном слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести, из благородных побуждений творю благополучие ближнему, щедро отдаю частицу своей души. Благодарение — дитя долженствования.
| 1 час
| Тема 17
| Совесть – глас Божий в человеке
| 1 час
| Тема 18
| Помыслы. Разум.
Глаза совести — это мысль. Каждому человеку мысленно необходимо ставить себя на место другого, научиться рассуждать, предвидеть последствия своего поступка, заботиться о чистоте и тонкости своих мыслей, мужественно смотреть правде в глаза, уметь защитить, оправдать, а не осудить ближнего, ибо добрая мысль — это проявление духовных сил, торжество человеческого самосознания.
| 1 час
| Тема 19
| Преступление и наказание
Нравственное неодобрение, осуждение, которое должно стать с малых лет уздой для каждого человека, очень многообразно. Осуждение порочного поведения — большое благо для человека, ибо, наказывая, человеку желают добра. Но поскольку наказание представляет собой резкое осуждение, оно не может быть приятным. И в том, как человек относится к неодобрению, осуждению, выражается его нравственная воспитанность и культура.
| 1 час
| Тема 20
| Щедрость. Великодушие
Что значит быть щедрым? Как стать щедрым? По-настоящему может быть щедрым человек великодушный, тот, кто умеет любить людей и жалеть их. Питается человек не только молоком матери и хлебом, но и духовной пищей. А великодушие, милосердие, благотворительность есть плоды духовного труда, труда сердца, разума, воли, совести, — это богатство духа.
| 1 час
| Тема 20
| «Что ты спрятал – то пропало, что ты отдал - то твоё» Урок – диспут
| 1 час
| Тема 21
| Скупость
Скупость — это эгоистическая болезнь, она обедняет человека, превращает его в потребителя и обывателя, живущие по принципу: «моя хата — с краю, я ничего не знаю». Скупость постепенно вырождается в жадность, которая уродует личность, порождает бесчеловечность.
| 1 час
| Тема 22
| Скромность
Скромность — это, прежде всего, лад с самим собой, дисциплина человеческих отношений, поступков, желаний, мыслей, чувств, воли, такта, совести, разума, сердца. Скромный человек не допускает мысли о своих исключительных достоинствах.
| 1 час
| Тема 23
| Психология поступка
Жизнь каждого человека, каждый его день состоит из поступков. Именно в поступках выражается моральная, нравственная сущность человека. И в отношении человека к другим людям нет ничего случайного. Ведь каждый поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.
| 1 час
| Тема 24
| Красота: внутренняя и внешняя
В народе существует мнение, что красивый человек — это добрый человек. А добрым человеком быть не легко. Не легко победить свое самолюбие, свою гордыню, самоугодие и самоцен. Поэтому самая большая победа — это победа над самим собой, над злом в своем сердце.
| 1 час
| Тема 25
| Обсуждаем книгу Поселянина «Красота души»
| 1 час
| Тема 26
| Достоинство
Существует такое тонкое, неприкасаемое, сильное и мужественное понятие - достоинство человеческой личности. Корень человеческого достоинства - в благородных убеждениях и мыслях. Достоинство — это мудрая власть держать себя в руках. Достойное поведение человека должно стать самой сущностью его духовной культуры.
|
| Тема 27
| Добро. Зло
Каждый человек живет в мире, где есть благо, добро и зло. Каждый человек приходит на эту землю, чтобы умножать добро. Идея добра должна быть меркой, с которой человек подходит к оценке человеческих отношений. Добро — это мысль, помноженная на волю, она неотделима от взглядов и убеждений человека.
| 1 час
| Тема 28
| Красота — источник доброты
В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Человек приходит в мир для того, чтобы создать красоту. Красота — это радость жизни. Идеал человеческой красоты — это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития в единстве: физического, нравственного, эстетического совершенства.
| 1 час
| Тема 29
| Красота и нравственность. Урок-диспут
| 1 час
| Тема 30
| Патриотизм
Познание, постижение человеком самого себя, становление в своей душе патриотической сердцевины, деятельная, самоотверженная жизнь — самые тонкие и сложные вещи в этом мире убеждений, мыслей, стремлений, поступков. Высокая и главная задача человека — воспитать в себе силу духа, мужество и готовность отдать все свои силы во благо ближнего, во исполнение своего гражданского долга, долга совести.
|
| Тема 31
| Воинская доблесть и чувство Родины. Встреча с ветеранами.
| 1 час
| Тема 32
| Дружба
Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. Быть верным дружбе — это значит делить с другом не только радости, но и беды. В дружбе человек проходит подлинную школу бескорыстия. Бескорыстие дает ни с чем не сравнимую радость оттого, что ты отдал.
| 1 час
| Тема 33
| Обзор «Что читать летом» Серия «Детская православная библиотека».
| 1час
| Тема 34
| Экскурсия в Иоанно-Богословский монастырь
|
|
| Итого
| 34часа
|
Содержание внеурочной деятельности по программе
«Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
п/п
| Наименование разделов и тем
| Часы
| Содержание
| Примечания
| Тема 1
| Введение в курс
| 1
| Семья – надёжное пристанище души
| Урок-рассуждение
| Раздел I
| Духовно-нравственные основы семьи
| 8
|
|
| Тема 1
| Нравственные основы семьи в свете Священного Писания
| 2
| Происхождение семьи. Ветхозаветные заповеди, касающиеся основ семьи.
| Видео урок протоиерея Дмитрия Смирнова
| Тема 2
| Формирование духовной семейной традиции в России.
| 4
| Семейный быт восточных славян. Письменное закрепление духовно-нравственных принципов взаимоотношений в семье и обществе.
| Изучение «Поучения» Владимира Мономаха.
| Тема 3
| На чём держится дом
| 2
| «Домострой» - «грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев.»
| Презентация по книге «Домострой»
| Раздел II
| Духовно-нравственная жизнь семьи
| 10
|
|
| Тема 1
| Религиозная жизнь семьи
| 2
| Духовная среда
| Беседа со священником
| Тема 2
| Проявление духовности в жизни семьи
| 2
| Благотворительность, милосердие, сострадание, милостыня
| Урок-размышление
| Тема 3
| Дом православного христианина
| 1
| Домашний иконостас. Правила ведения домашнего хозяйства
| Работа с иллюстрациями
| Тема 4
| Порядок жизни
| 1
| Ритм жизни семьи – дневной, недельный, месячный, годовой.
| Просмотр фильма «Семья – источник чистой радости»
| Тема 5
| Стержень духовной жизни семьи
| 1
| Родительское благословение
| Беседа с элементами размышлений учащихся
| Тема 6
| Духовное питание семьи
| 1
| Традиции чтения в семье.
| Беседа о любимых книгах учеников. Обзор книг.
| Тема 7
| Члены семьи
| 2
| Отец и его место в семье. Мать и материнство
| Беседа со священником, творческая работа
| Раздел III
| Духовно-нравственное устроение семьи
| 7
|
|
| Тема 1
| Иерархия в семье
| 3
| Единство семьи. Отцы и дети. Глава семьи. Духовная опора.
| Творческая работа «Портрет моей семьи»
| Тема 2
| Мать и материнство
| 2
| Жена, помощник дополняющий мужа. Особая роль матери в в воспитании детей.
| Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»
| Тема 3
| Семья и общество
| 2
| Деятельное участие семьи в жизни общества. Сохранение семьи от пристрастий мира. Дружба. Соседи.
| Встреча с православным психологом Жилиной В.В. «Подводные камни современного мира»
| Раздел IV
| Сохранение и приумножение духовно-нравственных традиций в семье.
| 4
|
|
| Тема 1
| Родовое предание
| 1
| Значение родового предания в истории семьи и в истории страны
|
| Тема 2
| Твоя родословная
| 1
| Мои предки
| Составление родословного древа
| Тема 3
| Семейные реликвии
| 1
| Самое дорогое в нашей семье.
| Рассказ детей о семейных фотографиях, реликвиях своей семьи.
| Тема 4
| Роль родительского дома в духовном воспитании
| 1
| Праздники. Семейный журнал. Совместный труд. Наш сад.
| Творческая работа «Традиции моей семьи»
| Раздел V
| Знаменитые русские семьи
| 4
|
|
| Тема 1
| Династия Романовых
| 2
| Императорская семья
| Видео урок протоиерея Артемия Владимирова «Святая царская семья»
| Тема 2
| Знаменитые благочестивые семьи
| 2
| Аксаковы, Третьяковы, Рябушинские
| Презентация
|
| Итого:
| 34
|
|
|
Учебно-тематическое планирование
к программе «Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
Дата
| Тема №
| Введение в курс. Семья – надёжное пристанище души
| Часы
|
| Раздел I
| Духовно-нравственные основы семьи
|
|
| Тема 1
| Нравственные основы семьи в свете Священного Писания.
| 2
|
| Тема 2
| Формирование духовной семейной традиции в России.
| 4
|
| Тема 3
| На чём держится дом
| 2
|
| Раздел II
| Духовно-нравственная жизнь семьи
| 12
|
| Тема 1
| Религиозная жизнь семьи
| 2
|
| Тема 2
| Проявление духовности в жизни семьи
| 2
|
| Тема 3
| Дом православного христианина
| 1
|
| Тема 4
| Порядок жизни
| 1
|
| Тема 5
| Стержень духовной жизни семьи
| 1
|
| Тема 6
| Духовное питание семьи
| 1
|
| Тема 7
| Члены семьи
| 2
|
| Раздел III
| Духовно-нравственное устроение семьи
| 7
|
| Тема 1
| Иерархия в семье
| 3
|
| Тема 2
| Мать и материнство
|
|
| Тема 3
| Семья и общество
| 2
|
| Раздел IV
| Сохранение и приумножение духовно-нравственных традиций в семье.
| 4
|
| Тема 1
| Родовое предание
| 1
|
| Тема 2
| Твоя родословная
| 1
|
| Тема 3
| Семейные реликвии
| 1
|
| Тема 4
| Роль родительского дома в духовном воспитании
| 1
|
| Раздел V
| Знаменитые русские семьи
| 4
|
| Тема 1
| Династия Романовых
| 2
|
| Тема 2
| Знаменитые благочестивые семьи
| 2
|
|
| Итого
| 34
|
Содержание внеурочной деятельности по программе
«Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
Дата
| Тема №
| Введение в курс. Семья – надёжное пристанище души
| Часы
|
| Тема 1
| Введение в курс
| 1
|
| Раздел I
| Моральные устои человеческого общества
| 8
|
| Тема 1
| Прекрасное и безобразное в нашей жизни
| 2
|
| Тема 2
| Нравственные приоритеты семьи.
| 3
|
| Тема 3
| Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью?
| 1
|
| Тема 4
| Дом, в котором я живу
| 2
|
| Раздел II
| Человек: вечная борьба добра и зла
| 9
|
| Тема 1
| Мы и закон
| 2
|
| Тема 2
| Человек защищён законом.
| 2
|
| Тема 3
| Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы.
| 1
|
| Тема 4
| Правовые качества человека с нравственно-этической стороны.
| 2
|
| Тема 5
| Личностные качества как залог полноценного развития человека.
| 2
|
| Раздел III
| Взаимодействия людей – основа отношений
| 7
|
| Тема 1
| Общение как основа межличностного взаимодействия.
| 2
|
| Тема 2
| Решение проблем.
| 2
|
| Тема 3
| Личность и коллектив – итог взаимодействия
| 3
|
| Раздел IV
| Героизм – что это?
| 7
|
| Тема 1
| Этика героизма
| 1
|
| Тема 2
| Этика ненасилия
| 2
|
| Тема 3
| Нравственная сторона сподвижничества
| 2
|
| Тема 4
| Проявление героизма
| 2
|
|
| Итоговые занятия
| 2
|
|
| Итого
| 34
|
Библиография
«Воскресни, Русь!» О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны. Москва, 2010 г. «Даниловский благовестник»
Ганаго Б. Детям о душе. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2008.
Ганаго Б. Детям о словее. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2008.
Газман О.С, Харитонова Н.Е. В школу — с игрой. М.: Просвещение, 1991.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература М.: МИРОС,1992.
Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990.
Детям о православной вере. Саратов: Благовестник, 1999.
Детям о царе. СПб: Царское дело, 2010.
Дьяченко Г. (составитель. Искра Божия). М.: САТИС, 1998.
Екименкова В. М. «Вера исцеляет сердца». Из опыта преподавания православной этики учащихся 1-10 класс. «Ковчег», 2001.
|