Гигиена детей и подростков изучает 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена детей и подростков изучает



А) взаимодействие детского организма с окружающей средой;

Б) взаимодействие живых организмов с окружающей средой;

В) взаимодействие человека окружающей средой.

3. К принципам нормирования в гигиене детей и подростков относят:

А) цикличность норм;

Б) непостоянство норм;

В)развивающая, тренирующая направленность норм;

Г) дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

Д) специфичность норм.

4. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов:

А) заболеваемость

Б) генотип популяции;

В) образ жизни;

Г) состояние окружающей среды.

5. Экологическая патология – это:

А) раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды;

Б) раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные природными факторами;

В) раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные антропогенными факторами.

6. Биологическими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды являются:

А) аллергические болезни;

Б) бронхолегочная патология;

В) железодефицитные анемии;

Г) атопический дерматит;

Д) бронхиальная астма.

7. «Уязвимые» дети – это:

 А) дети, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть;

Б) внебрачные дети,

В) дети из неполных семей

Г) дети из неблагополучных семей,

Д) единственный в семье ребенок,

Е) нежеланные дети;

Ж) дети, рожденные в позднем браке;

 

Тема занятия 2: Оценка состояния здоровья детского населения.

(2 часа).

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по определению групп здоровья детей и подростков.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление с методикой определения групп здоровья.

б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться определять группы здоровья детей и подростков.

Воспитательные задачи изучения темы:

o  развитие у студентов мышления профилактической направленности;

o развитие культуры здоровья студентов.

План изучения темы:

Проверка исходного уровня знаний – 20 мин.

• Признаки здоровья.

• Группы здоровья.

• Показатели здоровья.

• Социально-гигиенические группы здоровья.

R zDfVanJWnMwYek8KbmcJCEON1z21Cj4/Xm4KECEiabSejIJvE2BVX15UWGp/pndzWsdWcAmFEhV0 MQ6llKHpjMMw84Mh9vZ+dBhZjq3UI5653FmZJslSOuyJFzoczFNnmsP66BR84WZvXw9Jf7fI/Da8 PRaLZ18odX01PdyDiGaKf2H4xWd0qJlp54+kg7AK5ku+EhWkOQi203nGeqcgz3KQdSX/89c/AAAA //8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVu dF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEA AF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAMFU1AhpAgAAlAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIA AGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGiuhiHeAAAABwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA wwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADOBQAAAAA= " adj="5400">
Литература:
 1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков, стр.68-97.

2.Лекция. 3.Учебно-методическое пособие кафедры.

 

Ознакомление с основными понятиями и положениями темы – 20 мин.

Практическая работа «Определение групп здоровья детей и подростков» – 30 мин.

Задание студентам:

1) По результатам углубленного медицинского обследования определить группу здоровья.

Подведение итогов занятия (тестовый контроль) – 15 мин.

Задание на следующее занятие – 5 мин.

Основные понятия и положения темы

 

«Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» /Академик РАМН Ю.Е.Вельтищев/.

Определяющие признаки здоровья:

• отсутствие в момент обследования болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на «группы здоровья»:

I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.

II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

• сравнительных сопоставлений на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Показатели здоровья:

- общая заболеваемость;

- заболеваемость по отдельным нозологическим формам;

- распределение по группам здоровья;

- количество часто болеющих (4 и больше раз в год) детей;

- количество длительноболеющих детей (25 и более дней по одному заболеванию).

Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность - частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Социально-гигиенические группы здоровья (С.М.Громбах, 1981):

1) свободное, неограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;

2) частичное, в узком направлении, ограниченное осуще­ствление присущих данному лицу социальных функций;

3) ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;

4) резко ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;

5) невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.

По мнению профессора С.М.Громбаха,

- Основными социальными функциями детей школьного возраста являются выполнение всех требований школьного обучения, включая освоение общеобразовательных предметов, трудовое обучение, физическое воспитание.

- Основные социальные функции детей дошкольного возраста - воспитание и обучение в детском саду, включая регулярное посещение его, соблюдение режима, полное овладение предусмотренными программой воспитания в детских образовательных учреждениях навыками.

- Основная социальная функция подростков - учащихся профессионально-технических училищ заключается в освоении предусмотренных программой обучения теоретических знаний и профессиональных трудовых навыков, вплоть до получения производственного разряда.

Практическая работа

«Определение групп здоровья детей и подростков»

Задание студентам:

1) Используя данные таблицы, определите группу здоровья:

1.1. Мальчик 9 лет отмечает повышенную утомляемость, головные боли. При осмотре выявлены лабильность пульса, потливость, снижение систолического давления до 83 мм.рт.ст. Определите отклонение и группу здоровья.

1.2. Девочка 7 лет. Отклонение – хронический бронхит. Какова группа здоровья?

1.3. При прохождении медицинского осмотра у ребенка выявлено отклонение – кариес средней активности. Какова группа здоровья?

1.4. При прохождении медицинского осмотра у ребенка выявлено отклонение – тугоухость односторонняя, восприятие шепотной речи 4 метра. Какова группа здоровья?

1.5. Эндокринологом при проведении медицинского осмотра у ребенка выявлено отклонение – увеличение щитовидной железы, прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые поля. Какова группа здоровья у ребенка?

 

Таблица  2

Критерии для определения групп здоровья детей и подростков

 

Наименование отклонения здоровья Группы   Критические критерии
Сердечно-сосудистой системы:    
Функциональный шум в сердце II При отсутствии заболеваний сердца
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, малое (висячее) сердце II  
Тахикардия, брадикардия, синусова аритмия, экстрасистолия II  
Понижение артериального давления II При снижении систолического артериального давления у детей 8 - 12 лет до 80-85 мм.рт.ст., 13 - 16 лет до 90-95 мм рт.ст.
Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу III Снижение систолического артериального давления у детей 8 - 12 лет ниже 80 – 85 мм рт.ст. и 13 - 16 лет ниже 90 - 95 мм рт.ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.
Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу III Транзиторные подъемы артериального давления более 140 мм рт.ст. при наличии вегетативной дисфункции - потливости, тахикардии, субфебрилитета, изменений на ЭКГ и др.
Гипертоническая болезнь IV Продолжительные подъемы систолического давления до 150 - 160 мм.рт.ст., уровень лабильный. Диастолическое артериальное давление повышается до 85 - 90 мм.рт.ст.
Миокардиты III Неполная клиническая ремиссия
Врожденные пороки сердца IV Нарушения кровообращения любой степени
Органов дыхания:    
Хроническая пневмония III - IV Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем
Хронический бронхит III- IV Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем
Бронхиальная астма III- IV  
Пищеварительная система:    
Кариес зубов II-III Кариес средней активности -II группа, высокой активности - III группа
Аномалии прикуса II-III Начальные формы аномалии прикуса - II группа, значительно выраженные аномалии прикуса - III группа
Дискинезия желчевыводящих путей II-III В стадии стойкой ремиссии (3года) - II группа, неполная ремиссия - III группа
Хронический холецистит Хронический гастродуоденит Хронический колит, энтероколит III- IV  В стадии стойкой ремиссии - III группа, в стадии неполной ремиссии – IV группа
Гельминтоз II-III Без признаков интоксикации -II группа, при наличии – III группа
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки III В стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии более 5-ти лет - II группа
Мочеполовой системы:    
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек II  
Пиелонефрит хронический III При неполной ремиссии функции почек - IV группа
Крипторхизм III  
Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции II  
Дисменорея III  
Эндокринная система и обмена веществ:    
Гипертрофия вилочковой железы II  
Увеличение щитовидной железы II-III Увеличение щитовидной железы I-II степени I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые поля) - II группа, железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли - увеличение I Iст. - III группа
Зоб III Увеличение щитовидной железы III степени и более
Диффузный токсический зоб III -IV При среднетяжелой - IV группа
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) II Превышение массы тела на 10 - 19% в связи с избыточным жироотложением
Ожирение (экзогенно -конституциональное) III - IV Ожирение I степени (превышение массы тела на 20 - 29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30 - 40% за счет жироотложения) - III гр. Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) - IV группа
Кожа: Аллергические реакции               II Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.
Экссудативно-катаральный диатез без выявления экзем II  
Экзема, дерматит, нейродермит III -IV При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации - IV группа.
Системы крови:    
Преданемическое состоянием (анемизация) II Содержание гемоглобина 11,5 - 11,1 г/% или 115 - 111 г/л
Анемия III - IV Содержание гемоглобина 11,0 - 10,8 г/% или 110 - 108 г/л - III группа Содержание гемоглобина 10,7 - 8,0 г/% или 107 - 80 г/л
Нервной системы:    
Астенические проявления II Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализация режима и отдыха
Патологические привычки II Привычка грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать губы и облизывать губы и др., непонижающие функциональные возможности организма
Речевые нарушения (косноязычие) II  
Вегетативное (вегетативно-сосудистая) лабильность II Соматовегетативные и вегето-сосудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов) характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности
Вегетативное (вегетативно-сосудистая) дисфункция III Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями
Невропатия (врожденная детская нервность) III Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность)
Астено-невротический и церебрастенический III - IV Раздражительность, головные боли, нарушения сна и аппетита. При выраженных клинических проявлениях – IV группа
Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний) Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость III- IV При кратковременных проявлениях – III группа, при длительных – IV группа
Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности III- IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения без снижения функциональных возможностей – III группа, при их снижении – IV группа

Последствие органического заболевания ЦНС или ПНС III- IV
Гипертензионный- гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный) III- IV
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга IV
Задержка психического развития                            и умственная отсталость                  III- IV
Органы зрения:    
Миопия слабой степени, астигматизм Гиперметропия средней степени II Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии 1,0 на каждый глаз  
Миопия средней и высокой степени, астигматизм III – IV Гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу
Аккомодационное косоглазие III – IV Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения
Неаккомодационное косоглазие III – IV С учетом степени аномалии рефракции
Ухо, горло, нос:    
Аденоидные вегетации II-III Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию - II группа; аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) - III группа; аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) - III группа
Аденоидит хронический III Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания
Гипертрофия небных миндалин II-III При гипертрофии II степени и III степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) - II группа; при гипертрофии III степени (миндалины соприкасаются между собой) -III группа
Искривление носовой перегородки II-III При отсутствии нарушения носового дыхания - II группа; при нарушении носового дыхания - III группа
Ларингит хронический III  
Отит хронический III - IV Наружный и средний отит – III группа гнойный эпимезотимпанит – IV группа
Ринит хронический III Неполная ремиссия
Синуит хронический III Неполная ремиссия
Тонзиллит хронический III Декомпенсированная  или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфеб-рилитетом, тонзиллокардиальным синдромом)
Фарингит хронический III Неполная ремиссия
Тугоухость II-III Односторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) - II группа; односторонняя II степени (восприятие шопотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени -III группа; двусторонняя III степени - III группа
Кохлеарный неврит III Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. "Тугоухость")
Физическое развитие:    
Общая задержка физического развития II Длина тела меньше, чем М-2σ, отставание в уровне развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кости, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутст- вии эндокринной патологии
Значительны дефицит массы тела III Масса тела меньше, чем M-2σ по региональным стандартам (без хронической патологии)
Опорно-двигательного аппарата:    
Нарушение осанки II Ассимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая, лордотическая, кифотическая выпрямленная осанка
Сколиоз II-IV степени III - IV Сколиоз II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника - до 10 - I степень; до 30 - II степень) – III гр. Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50 - III степень и более 50 - IV степень)  - IV группа
Уплощение стопы II Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его  внутренней стороне пальпаторно определяется компенсаторный мышечный валик, линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой.
Плоскостопие III Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы

 

2) Определите индекс здоровья. Количество всех обследованных – 345 чел. Количество  детей, не болевших в течение года – 5 чел.

3) Определите социально-гигиеническую группу для ребенка-инвалида, посещающего детский сад, но частично осуществляющего свои социальные функции.

 

Тестовый контроль по теме

1.К первой группе здоровья относят детей:

А) имеющих функциональные и некоторые морфологические отклонения

Б) с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций

1. Распределение детей по группам здоровья необходимо для:

А) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

Б) сравнительных сопоставлений на разных территориях;

В) оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

Г) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;

Д) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

3. Патологическая пораженность – это:

А) удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах)

Б) частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

   4. Индекс здоровья – это:

А) удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах)

Б) частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.034 с.)