Кафедра гигиены с основами экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гигиены с основами экологии



Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

                                                                                              

 

Кафедра гигиены с основами экологии

П.Я. Шаповалов, Г.А. Сулкарнаева, А.П. Васильева

Гигиена детей и подростков

Учебно-методическое пособие для студентов

лечебного факультета

 

 

Тюмень

2013г.


 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ» содержит сведения по определению факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков; организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях; гигиене среды развития, воспитания и обучения детей и подростков; формированию культуры здоровья детей и подростков.

 

Для студентов лечебного факультета.

 

Учебно-методическое пособие составлено зав.каф. гигиены с основами экологии ТюмГМА, д.м.н., проф. П.Я.Шаповаловым; д.м.н., проф. Г.А.Сулкарнаевой; ст. преп. А.П.Васильевой

 

Рецензенты:

 

Заведующий кафедрой ФПК и ППС медико-профилактического дела ГБОУ ВПО ТюмГМА России, д.м.н.  Ю.В. Устюжанин

 

Доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО ТюмГУ, к.п.н. Т.А. Глухих

 

 


Введение

 

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей и подростков.

Задачами освоения модуля «Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ» являются формирование у будущих врачей профилактического мышления, умений, знаний и представлений в вопросах воспитания детей и подростков, организации и проведении профилактических мероприятий, на­правленных на оздоровление внешней среды и укрепление здоровья дет­ского населения.

Определенные практические навыки в этом плане могут быть получены студентами в процессе изучения данной дисциплины (Таблица 1).

Таблица 1

Тематический план проведения практических занятий модуля

«Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ»

№ п/п Тематика занятий Коли-чество часов
  Модуль 1. Факторы, влияющие на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. 6
1. Определение факторов, влияющих на состояние здоровья 2
2. Оценка состояния здоровья детского населения. 2
3. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. 2
  Модуль 2. Организация учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. 4
4. Определение готовности детей к обучению в школе. 2
5. Гигиена образовательной деятельности. 2
  Модуль 3. Основы физического воспитания. 4
6. Средства и формы физического воспитания детей и подростков. Группы физического воспитания. 2
7. Основные методики закаливания. 2
  Модуль 4. Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей и подростков. 12
8. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов средних образовательных учреждений. 4
9. Санитарно-гигиеническое обследование школы. Самостоятельная работа. 4
10. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов дошкольных учреждений.  3
11. Гигиенические требования к качеству игрушек 1
  Модуль 5. Формирование культуры здоровья детей и подростков.   4
12. Анализ реализации оздоровительного направления в программах воспитания и обучения детей 2
13. Оценка эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях г.Тюмени. 2
  Семинар по дисциплине «Гигиена детей и подростков» 4
14. Защита актов обследования школ. 2
15. Обсуждение вопросов семинара по дисциплине «Гигиена детей и подростков». 2
  Итого: 32

 

Изучение модуля «Гигиена детей и подростков. Основы ЗОЖ» направлено на формирование компетенций:

общекультурные:

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- готовность и способность использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

общепрофессиональные:

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

профилактические:

- способность и готовность к использованию методов оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);

- способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию (ПК-12);

- способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

психолого-педагогические:

- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях (ПК-25);

- способность и готовность к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, устранению вредных привычек (ПК- 26);

организационно-управленческие:

- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);

- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности (ПК- 29);

научно-исследовательские:

- способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);

- способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).

 

 

Задание на следующее занятие – 5 мин.

Основные понятия и положения темы

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Проблема воспитания здорового ребенка является объектом изучения множества наук:

Педагогика – наука о воспитании человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, процесса образования и обучения.

Андрагогика – наука, раскрывающая сущность процесса образования взрослых.

Психология – наука о закономерностях формирования и функционирования психики.

Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающаяся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний.

Валеология – наука о здоровье, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления.

Медицинская педагогика - новое направление в педагогике, включающая в образовательный процесс средства медицины.

Эргономика – наука о создании комфортных условий для деятельности человека.

Медицина – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней.

Педиатрия - раздел медицины, занимающийся детскими болезнями и уходом за здоровыми и больными детьми любого возраста.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на организм человека и разрабатывающая научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.

Гигиена детей и подростков (ГДиП) – отрасль гигиенической науки, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задачи гигиены детей и подростков: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Основная задача ГДиП, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды.

Нормирование в гигиене детей и подростков - это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие.

Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

 специфичность норм (для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы);

непостоянство (сменяемость) норм (на протяжении роста и развития ребенка гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми);

развивающая, тренирующая направленность норм (гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой, но и способствуют наилучшему развитию;

дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

С позиции гигиены детей и подростков наиболее часто звучит определение академика РАМН Ю.Е.Вельтищева: «Здоровье -это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов:

• генотип популяции;

• образ жизни;

• состояние окружающей среды.

Г.Н.Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:

- климатических особенностей местности;

- загрязнения атмосферного воздуха;

- неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

- низкий материальный уровень жизни семей;

- большая занятость на работе матерей;

- посещение в дошкольном возрасте ясель;

- посещение в начальных классах групп продленного дня;

- злоупотребление алкоголем отцов;

- большая суммарная нагрузка школьников;

-  несоблюдение режима дня и особенно постоянного недосыпания.

«Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор, который определяет 30 % заболеваемости.

Экологическая патология - раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды.

Академик РАМН М.Я.Студеникин указывает на три патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды:

1) аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит),

2) бронхолегочная патология;

3)  железодефицитные анемии.

Экосенситивность детей - особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов.

С учетом морфофункциональных особенностей развития детей различного возраста и принятыми в нашей стране принципами организации образовательного процесса собственно экосенситивными периодами считаются 3-й год жизни, возрасты 5 и 11-13 лет.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза.

Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности уродителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Социально-гигиенический фактор определяет 27,5 % заболеваемости.

У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей.

 В возрасте 1-4 лет увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, также важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В возрасте 7-10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход.

«Уязвимые» дети - дети, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Зарубежные специалисты относят к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов.

Практическая работа

«Определение факторов, влияющих на состояние здоровья».

 

1. Выполнить тест А. Лаллемант по определению уровня здоровья (задание теста озвучивается преподавателем).

2. Провести исследование по методикам В.В. Маркова.

 

Тестовый контроль по теме

1.Воспитание – это:

А)процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;

Б)процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Задание на следующее занятие – 5 мин.

Основные понятия и положения темы

 

«Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» /Академик РАМН Ю.Е.Вельтищев/.

Определяющие признаки здоровья:

• отсутствие в момент обследования болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на «группы здоровья»:

I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.

II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

• сравнительных сопоставлений на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Показатели здоровья:

- общая заболеваемость;

- заболеваемость по отдельным нозологическим формам;

- распределение по группам здоровья;

- количество часто болеющих (4 и больше раз в год) детей;

- количество длительноболеющих детей (25 и более дней по одному заболеванию).

Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность - частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Социально-гигиенические группы здоровья (С.М.Громбах, 1981):

1) свободное, неограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;

2) частичное, в узком направлении, ограниченное осуще­ствление присущих данному лицу социальных функций;

3) ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;

4) резко ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций;

5) невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.

По мнению профессора С.М.Громбаха,

- Основными социальными функциями детей школьного возраста являются выполнение всех требований школьного обучения, включая освоение общеобразовательных предметов, трудовое обучение, физическое воспитание.

- Основные социальные функции детей дошкольного возраста - воспитание и обучение в детском саду, включая регулярное посещение его, соблюдение режима, полное овладение предусмотренными программой воспитания в детских образовательных учреждениях навыками.

- Основная социальная функция подростков - учащихся профессионально-технических училищ заключается в освоении предусмотренных программой обучения теоретических знаний и профессиональных трудовых навыков, вплоть до получения производственного разряда.

Практическая работа

«Определение групп здоровья детей и подростков»

Задание студентам:

1) Используя данные таблицы, определите группу здоровья:

1.1. Мальчик 9 лет отмечает повышенную утомляемость, головные боли. При осмотре выявлены лабильность пульса, потливость, снижение систолического давления до 83 мм.рт.ст. Определите отклонение и группу здоровья.

1.2. Девочка 7 лет. Отклонение – хронический бронхит. Какова группа здоровья?

1.3. При прохождении медицинского осмотра у ребенка выявлено отклонение – кариес средней активности. Какова группа здоровья?

1.4. При прохождении медицинского осмотра у ребенка выявлено отклонение – тугоухость односторонняя, восприятие шепотной речи 4 метра. Какова группа здоровья?

1.5. Эндокринологом при проведении медицинского осмотра у ребенка выявлено отклонение – увеличение щитовидной железы, прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые поля. Какова группа здоровья у ребенка?

 

Таблица  2

Критерии для определения групп здоровья детей и подростков

 

Наименование отклонения здоровья Группы   Критические критерии
Сердечно-сосудистой системы:    
Функциональный шум в сердце II При отсутствии заболеваний сердца
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, малое (висячее) сердце II  
Тахикардия, брадикардия, синусова аритмия, экстрасистолия II  
Понижение артериального давления II При снижении систолического артериального давления у детей 8 - 12 лет до 80-85 мм.рт.ст., 13 - 16 лет до 90-95 мм рт.ст.
Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу III Снижение систолического артериального давления у детей 8 - 12 лет ниже 80 – 85 мм рт.ст. и 13 - 16 лет ниже 90 - 95 мм рт.ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.
Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу III Транзиторные подъемы артериального давления более 140 мм рт.ст. при наличии вегетативной дисфункции - потливости, тахикардии, субфебрилитета, изменений на ЭКГ и др.
Гипертоническая болезнь IV Продолжительные подъемы систолического давления до 150 - 160 мм.рт.ст., уровень лабильный. Диастолическое артериальное давление повышается до 85 - 90 мм.рт.ст.
Миокардиты III Неполная клиническая ремиссия
Врожденные пороки сердца IV Нарушения кровообращения любой степени
Органов дыхания:    
Хроническая пневмония III - IV Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем
Хронический бронхит III- IV Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем
Бронхиальная астма III- IV  
Пищеварительная система:    
Кариес зубов II-III Кариес средней активности -II группа, высокой активности - III группа
Аномалии прикуса II-III Начальные формы аномалии прикуса - II группа, значительно выраженные аномалии прикуса - III группа
Дискинезия желчевыводящих путей II-III В стадии стойкой ремиссии (3года) - II группа, неполная ремиссия - III группа
Хронический холецистит Хронический гастродуоденит Хронический колит, энтероколит III- IV  В стадии стойкой ремиссии - III группа, в стадии неполной ремиссии – IV группа
Гельминтоз II-III Без признаков интоксикации -II группа, при наличии – III группа
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки III В стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии более 5-ти лет - II группа
Мочеполовой системы:    
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек II  
Пиелонефрит хронический III При неполной ремиссии функции почек - IV группа
Крипторхизм III  
Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции II  
Дисменорея III  
Эндокринная система и обмена веществ:    
Гипертрофия вилочковой железы II  
Увеличение щитовидной железы II-III Увеличение щитовидной железы I-II степени I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые поля) - II группа, железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли - увеличение I Iст. - III группа
Зоб III Увеличение щитовидной железы III степени и более
Диффузный токсический зоб III -IV При среднетяжелой - IV группа
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) II Превышение массы тела на 10 - 19% в связи с избыточным жироотложением
Ожирение (экзогенно -конституциональное) III - IV Ожирение I степени (превышение массы тела на 20 - 29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30 - 40% за счет жироотложения) - III гр. Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) - IV группа
Кожа: Аллергические реакции               II Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.
Экссудативно-катаральный диатез без выявления экзем II  
Экзема, дерматит, нейродермит III -IV При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации - IV группа.
Системы крови:    
Преданемическое состоянием (анемизация) II Содержание гемоглобина 11,5 - 11,1 г/% или 115 - 111 г/л
Анемия III - IV Содержание гемоглобина 11,0 - 10,8 г/% или 110 - 108 г/л - III группа Содержание гемоглобина 10,7 - 8,0 г/% или 107 - 80 г/л
Нервной системы:    
Астенические проявления II Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализация режима и отдыха
Патологические привычки II Привычка грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать губы и облизывать губы и др., непонижающие функциональные возможности организма
Речевые нарушения (косноязычие) II  
Вегетативное (вегетативно-сосудистая) лабильность II Соматовегетативные и вегето-сосудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов) характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности
Вегетативное (вегетативно-сосудистая) дисфункция III Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями
Невропатия (врожденная детская нервность) III Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность)
Астено-невротический и церебрастенический III - IV Раздражительность, головные боли, нарушения сна и аппетита. При выраженных клинических проявлениях – IV группа
Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний) Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость III- IV При кратковременных проявлениях – III группа, при длительных – IV группа
Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности III- IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения без снижения функциональных возможностей – III группа, при их снижении – IV группа

Последствие органического заболевания ЦНС или ПНС III- IV
Гипертензионный- гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный) III- IV
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга IV
Задержка психического развития                            и умственная отсталость                  III- IV
Органы зрения:    
Миопия слабой степени, астигматизм Гиперметропия средней степени II Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии 1,0 на каждый глаз  
Миопия средней и высокой степени, астигматизм III – IV Гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу
Аккомодационное косоглазие III – IV Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения
Неаккомодационное косоглазие III – IV С учетом степени аномалии рефракции
Ухо, горло, нос:    
Аденоидные вегетации II-III Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию - II группа; аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) - III группа; аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) - III группа
Аденоидит хронический III Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания
Гипертрофия небных миндалин II-III При гипертрофии II степени и III степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) - II группа; при гипертрофии III степени (миндалины соприкасаются между собой) -III группа
Искривление носовой перегородки II-III При отсутствии нарушения носового дыхания - II группа; при нарушении носового дыхания - III группа
Ларингит хронический III  
Отит хронический III - IV Наружный и средний отит – III группа гнойный эпимезотимпанит – IV группа
Ринит хронический III Неполная ремиссия
Синуит хронический III Неполная ремиссия
Тонзиллит хронический III Декомпенсированная  или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфеб-рилитетом, тонзиллокардиальным синдромом)
Фарингит хронический III Неполная ремиссия
Тугоухость II-III Односторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) - II группа; односторонняя II степени (восприятие шопотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени -III группа; двусторонняя III степени - III группа
Кохлеарный неврит III Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. "Тугоухость")
Физическое развитие:    
Общая задержка физического развития II Длина тела меньше, чем М-2σ, отставание в уровне развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кости, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутст- вии эндокринной патологии
Значительны дефицит массы тела III Масса тела меньше, чем M-2σ по региональным стандартам (без хронической патологии)
Опорно-двигательного аппарата:    
Нарушение осанки II Ассимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая, лордотическая, кифотическая выпрямленная осанка
Сколиоз II-IV степени III - IV Сколиоз II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника - до 10 - I степень; до 30 - II степень) – III гр. Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50 - III степень и более 50 - IV степень)  - IV группа
Уплощение стопы II Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его  внутренней стороне пальпаторно определяется компенсаторный мышечный валик, линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой.
Плоскостопие III Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы

 

2) Определите индекс здоровья. Количество всех обследованных – 345 чел. Количество  детей, не болевших в течение года – 5 чел.

3) Определите социально-гигиеническую группу для ребенка-инвалида, посещающего детский сад, но частично осуществляющего свои социальные функции.

 

Тестовый контроль по теме

1.К первой группе здоровья относят детей:

А) имеющих функциональные и некоторые морфологические отклонения

Б) с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций

1. Распределение детей по группам здоровья необходимо для:

А) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

Б) сравнительных сопоставлений на разных территориях;

В) оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

Г) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.108 с.)