Модуль 1. Факторы, влияющие на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Факторы, влияющие на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.



Тема занятия 1: Определение факторов, влияющих на состояние здоровья (2 часа).

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по определению факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление с факторами, влияющими на состояние здоровья детей и подростков.

б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться определять приоритетные факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков; давать оценку комплексного влияния их на человека.

Воспитательные задачи изучения темы:

o  развитие у студентов мышления профилактической направленности;

o развитие культуры здоровья студентов.

План изучения темы:

Проверка исходного уровня знаний – 20 мин.

· Интеграция наук для решения проблем воспитания здорового ребенка.

· Значение гигиены в обеспечении здоровья детей и подростков.

· Основные принципы нормирования.

· Определение понятия «здоровья» с позиции гигиены детей и подростков.

· Приоритетные факторы среды, влияющие на здоровье детей и подростков (по результатам исследования акад. Г.Н. Сердюковской).

· Экологические факторы. Экопатология.

· Маркеры техногенного загрязнения окружающей среды. Экосенситивность.

· Социально-гигиенические и биологические факторы, влияющие на здоровье детей.

Литература:
 1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков, стр.67-87.

2.Лекция. 3.Учебно-методическое пособие кафедры.

 

Ознакомление с основными понятиями и положениями темы – 20 мин.

Практическая работа «Определение факторов, влияющих на состояние здоровья» – 30 мин.

Задание студентам:

1) Выполнить тест А. Лаллемант по определению уровня здоровья (задание теста озвучивается преподавателем).

2) Провести исследование по методикам В.В. Маркова, Т. Перлза.

3) Разработать план действий по повышению уровня собственного здоровья.

Подведение итогов занятия (тестовый контроль) – 15 мин.

Задание на следующее занятие – 5 мин.

Основные понятия и положения темы

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Проблема воспитания здорового ребенка является объектом изучения множества наук:

Педагогика – наука о воспитании человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, процесса образования и обучения.

Андрагогика – наука, раскрывающая сущность процесса образования взрослых.

Психология – наука о закономерностях формирования и функционирования психики.

Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающаяся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний.

Валеология – наука о здоровье, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления.

Медицинская педагогика - новое направление в педагогике, включающая в образовательный процесс средства медицины.

Эргономика – наука о создании комфортных условий для деятельности человека.

Медицина – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней.

Педиатрия - раздел медицины, занимающийся детскими болезнями и уходом за здоровыми и больными детьми любого возраста.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на организм человека и разрабатывающая научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.

Гигиена детей и подростков (ГДиП) – отрасль гигиенической науки, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задачи гигиены детей и подростков: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Основная задача ГДиП, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды.

Нормирование в гигиене детей и подростков - это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие.

Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

 специфичность норм (для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы);

непостоянство (сменяемость) норм (на протяжении роста и развития ребенка гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми);

развивающая, тренирующая направленность норм (гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой, но и способствуют наилучшему развитию;

дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

С позиции гигиены детей и подростков наиболее часто звучит определение академика РАМН Ю.Е.Вельтищева: «Здоровье -это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов:

• генотип популяции;

• образ жизни;

• состояние окружающей среды.

Г.Н.Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:

- климатических особенностей местности;

- загрязнения атмосферного воздуха;

- неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

- низкий материальный уровень жизни семей;

- большая занятость на работе матерей;

- посещение в дошкольном возрасте ясель;

- посещение в начальных классах групп продленного дня;

- злоупотребление алкоголем отцов;

- большая суммарная нагрузка школьников;

-  несоблюдение режима дня и особенно постоянного недосыпания.

«Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор, который определяет 30 % заболеваемости.

Экологическая патология - раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды.

Академик РАМН М.Я.Студеникин указывает на три патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды:

1) аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит),

2) бронхолегочная патология;

3)  железодефицитные анемии.

Экосенситивность детей - особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов.

С учетом морфофункциональных особенностей развития детей различного возраста и принятыми в нашей стране принципами организации образовательного процесса собственно экосенситивными периодами считаются 3-й год жизни, возрасты 5 и 11-13 лет.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза.

Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности уродителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Социально-гигиенический фактор определяет 27,5 % заболеваемости.

У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей.

 В возрасте 1-4 лет увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, также важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В возрасте 7-10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход.

«Уязвимые» дети - дети, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Зарубежные специалисты относят к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов.

Практическая работа

«Определение факторов, влияющих на состояние здоровья».

 

1. Выполнить тест А. Лаллемант по определению уровня здоровья (задание теста озвучивается преподавателем).

2. Провести исследование по методикам В.В. Маркова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.021 с.)