Анализ эффективности введения (обучения) психолога и ее влияние на социально-психологический и финансовый климат предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эффективности введения (обучения) психолога и ее влияние на социально-психологический и финансовый климат предприятия



Варианты Преимущества Недостатки
С психологом 1.  Благоприятная рабочая атмосфера, возрастает сплоченность коллектива. 2.  Повышение стрессоустойчивости руководителей и как следствие повышение качества работы. 3.  Заинтересованность персонала в результатах деятельности, в повышении своей квалификации. Дополнительные финансовые расходы на заработную плату психологу (либо на обучение имеющегося персонала)
Без психолога Экономия на заработной плате психолога (либо на обучении имеющегося персонала) 1. Неблагоприятная рабочая атмосфера. 2. Высокий уровень подверженности сотрудников стрессу, что ведет к снижению эффективности работы

    Итак, очевидно, что наблюдается положительный эффект от внедрения в штат новой должности психолога (обучения имеющегося персонала).

Кроме того, в целях повышения стрессоустойчивости руководителей и оптимизации социально-психологического климата в организации необходимо принятие мер как организационно-управленческого характера, так и психологической реабилитации (после прихода в организацию специалиста-психолога).

     Организационно-управленческая работа в коллективе заключается в следующих принципах:

1. Совершенствование взаимоотношений между членами коллектива, руководителями и подчиненными путем развития товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

2. Качественный подбор и расстановка сотрудников с учетом индивидуальных особенностей и психологической совместимости.

3. Решение вопросов материального и морального поощрения сотрудников.

4. Забота о досуге и быте как руководителей, так и подчиненных.

В процессе проведения мероприятий по психологической реабилитации необходимо делать акцент на выработку адекватных стереотипов поведения, психокоррекцию социально-психологической деформации, перестройку системы мотивационных и ценностных ориентаций, коррекцию негативных механизмов психологической защиты, формирование профессиональной мотивации и адекватных механизмов саморегуляции.

    Данные задачи могут успешно решаться в ходе тренинговых занятий с руководителями, периодичность которых может составлять раз в неделю. Продолжительность занятий 45-60 минут. Численность группы от 15 до 20 человек.

    Тренинг включает в себя:

1. Упражнения для психологического развития.

2. Упражнения, развивающие и активизирующие психологические процессы: внимание, память, мышление.

3. Упражнения по коррекции межличностных отношений.

4. Упражнения на творческое самовыражение

5. Обучение методам саморегуляции состояний.

Конкретные рекомендации руководителям по повышению стрессоустойчивости, преодолению профессиональной деформации, а, следовательно, и созданию оптимального социально-психологического климата заключаются в следующем:

1. Научиться отдыхать от работы. Работа не должна становиться единственным смыслом жизни руководителя. Помимо работы должны существовать сферы, где человек может выплеснуть свою энергию – личная жизнь, хобби, увлечения, занятия спортом и т.д.

2. Научиться отделять главное от второстепенного, не зацикливаться на мелких, часто неприятных эпизодах служебной деятельности, которые неизбежно возникают в процессе работы, не терять оптимизма.

3. Научиться ценить чужое мнение и адекватно реагировать на критику и замечания. Если руководитель считает, что он всего достиг, все умеет и знает – это первый признак профессиональной деформации.

4. Развивать коммуникативную компетентность – навыки по установлению психологических контактов и доверительных отношений.

5. Стремиться к самосовершенствованию – расширять спектр психологических знаний и общий уровень культуры.

    6. Формировать стрессоустойчивость – изучить природу стресса и научиться использовать эти силы себе во благо, а не во вред. Обучаться приемам саморегуляции и релаксации, знать свои индивидуальные психологические качества.

7. Не создавать самим дополнительные стрессоры, отдавая предпочтение авторитарному стилю руководства и инструментальному подходу к людям, что неизбежно приводит к ухудшению социально-психологического климата в коллективе, снижению инициативы сотрудников в работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно ли жить без стресса?

Нет, без стресса жить невозможно. Значительно труднее пытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; это стрессор, от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам хотелось бы) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс – это состояние повышенного напряжения организма, вызываемое каким-либо раздражителем-стрессором. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют физиологический и психологический виды стресса. Классическим примером психологического стресса является стресс менеджера. Таким образом, возникает необходимость изучения влияния стресса на эффективность работы управленческого персонала.

Доказано, что причиной стресса являются не сами стрессоры (негативные жизненные события или внутренний конфликт), а представления человека о том, что сможет он или не сможет справиться со стрессорами. Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией со всеми вытекающими последствиями, а для другого – необходимым элементом жизнедеятельности.

В целом стресс менеджера имеет полифакторную этиологию, т.е. обусловлен многими причинами и носит комплексный характер. Стрессовыми факторами управленческого работника, прежде всего, являются: ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных; организация и контроль; одновременное, параллельное выполнение многих управленческих функций; публичный характер работы руководителя; правильная демонстрация своего статуса и власти; необходимость участвовать в управленческой политике и конкурентной борьбе.

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее (эутостресс), так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие на организм, он снижает его адаптивные возможности. Стресс становится дистрессом, если он ведет к заболеванию. Положительная роль стресса в жизни человека в том, что он позволяет в короткий промежуток времени мобилизовать все силы организма на борьбу с опасностью, трудностями, препятствиями. Он позволяет обнаружить черты, свойства, которые в спокойных обстоятельствах вообще не проявляются. Пользу приносят лишь кратковременные отрицательные эмоции. Они, мобилизуя внутреннюю энергию, помогают, преодолевая трудности, достигать цели и, таким образом, улучшать настроение, самочувствие человека. Положительной функцией стресса объявляется эволюция ряда качеств, которая происходит только при сильном возбуждении. Однако острые и хронические стрессы опасны для жизни. Их следует избегать, не допуская перенапряжения нервной системы, за которым неизбежно следует целый букет болезней. Но постоянный «уход» от стресса – не выход, не панацея от болезней.

В настоящей работе проведено исследование уровня стрессоустойчивости руководителей среднего звена в условиях социального взаимодействия на примере администрации МО «Город Коряжма».

Цель исследования состояла в выявлении влияния стресса на поведение и личностно-профессиональные качества руководителей администрации МО «Город Коряжма», определяющие эффективность их деятельности, с последующей разработкой комплекса мероприятий по преодолению и профилактике стрессов.

Получены результаты, подтверждающие гипотезу. Обобщая сказанное, можно заключить, что в результате постоянного психоэмоционального напряжения руководителя и с увеличением стажа управленческой деятельности появляются признаки деформации личностных качеств и снижение уровня стрессоустойчивости, что, в свою очередь, влечет за собой снижение эффективности управления.

Следовательно, необходима целенаправленная систематическая работа по профилактике стрессов персонала с использованием практических рекомендаций, изложенных в работе.


[1] Опросник разработан Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.006 с.)