Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Покровская церковь в Озерском погосте
Погост „Озера» находится в 250 верстах от Петербурга, в 35 от Гдова и в 15-ти от почтовой Полновской станции и называется от множества озер. Судоходная река Желча отделяет погост от «Озерской слободы», называвшейся прежде «Подмонастырской». Желча, со своим плавучим мостом, придает местности веселый вид. Красота местности и находящиеся в храме мощи преп. Илариона привлекают сюда богомольцев. В трех верстах от погоста пролегает большая дорога во Псков. На месте погоста прежде был мужской Покровский Озерский монастырь, основанный с 1470 г. преп. Иларионом, почивающим здесь под спудом. В 1695 г. монастырь был приписан к Псковскому Архиерейскому дому, а в 1764 году упразднен. От него сохранилась Покровская церковь, бревенчатая перекладина – остаток келлий, да еще «садня», или садок для рыбы из бревен, стоящих рядом и вертикально вбитых в землю. О положении монастыря свидетельствует копия с древней рукописи. На 16-м листе ее говорится о распродаже и уничтожении церковных вещей и построек казначеем экономии конторы секретарем Иваном Евреиновым. Настоящий деревянный храм во имя Покрова построен в 1687 году, вероятно для монастырских служителей, оставшихся здесь по упразднении монастыря. Прежде была здесь деревянная церковь Рождества Христова, которая в 1843 году за ветхостью уничтожена, по указу гдовского духовного правления, данному причту Моцкой Георгиевской церкви, к которой Озерская церковь была приписана. По разобрании церкви, все, годное к употреблению, внесено в Покровскую церковь, а лес употреблен, частью на постройку ограды, частью на печение просфор. На месте упраздненной церкви стоит четвероугольный деревянный сруб, с крестом на верху. В церкви Покрова находятся приделы Рождества Христова и Преп. Илариона40. Антиминс главного алтаря освящен Симоном, архиепископом Псковским и Нарвским, 1751 г., июля 10-го дня. Антиминсы приделов освящены в 1849 году. Храм обшит тесом и выкрашен на средства церковного старосты, С.-Петербургского купца Мартиниана Якимова. Он же устроил в церкви приделы, из коих один освящен 2 янв. 1850 г., а другой 1851 г., января 3 дня; он же построил каменную колокольню и каменную из плиты ограду. На все это он употребил 3539 руб. 65 коп. сер. В 1871 году здесь построена новая, каменная, в 3 престола, того же наименования церковь. На престолах оставлены прежние антиминсы.
Церковь, прежде приписанная к Моцкой церкви, сделана самостоятельною, по просьбе того же Якимова, в 1845 г. по указу Свят. Синода от 8 декабря. В храме достопримечательны: Мощи преп. Илариона, ученика преп. Евфросина Псковского, почивающие подле створных дверей, в углу иконостаса. Над мощами – красного дерева рака и, над нею – сень, резная с позолотою. Преподобному празднуют 28 марта и 21 октября; 2) напрестольный, серебряный вызолоченый крест 1843-го года, с частицами мощей и животворящего древа; 3) храмовая икона Покрова, греческого письма, считаемая чудотворною; 4) четырехугольная, в виде гроба, дарохранительница, современная бывшему монастырю; 5) две лжицы серебряная, и медная, довольно большого размера; 6) старые венцы аплике; 7) старинные богослужебные книги, напр.: напрестольное Евангелие, (м. 1677), на первых листах его надпись: „сие евангелие напрестольное, Арсений архиепископ на поминовение Покрову Пресвятой Богородицы, в Озерский монастырь», Евангелие (м. 1694), Апостол со след. надписью: 7111 Ианнуария, 1 дня, по указу Великого Господина, преосвященного Маркелла, митрополита Псковского и Изборского, сия книга апостол, куплена на кошт, на свои архиерейские деньги, домовые, казенные, должно быть сей книге в архиерейском доме, в крестовой палате неизносно». Октоих (м. 1683); общая минея (1681 г.), минея месячная, (1704 и 1705); пролог, с марта по август, со следующею на первых листах надписью: „От Рождества Христова 1703 г. отдал книгу пролог в обитель Покрову Пресв. Богородицы Озерского монастыря, от Псково-Мирожского монастыря архимандрит Аарон, при строителе той обители, иеромонахе Израиле, в поминовение души своей и сродников своих: Степана, Зиновии и присных, и быть сей святой книге в обители Покрова Пресв. Богородицы вечно, а кто сию книгу, желанием или научением, из сея обители похитит или усвоит, тот судим будет в страшное Его второе пришествие, егда приидет судить живые и мертвые, а подписал сию книгу, по его архимандритскому велению, того же Мирожского монастыря, сын его духовный, иеромонах Протасий, своею многогрешною рукою». Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского, изд. 1703, дар того же Аарона; евангелие учительное воскресное, (м. 1681); триодь постная, (м. 1682); Библия в лист, изд. в 1757; кормчая книга, изданная при Алексее Михайловиче, по благословению патриарха Никона 1761 г. июня 15 дня; требник, (м. 1750); 8) монастырский синодик, рукописный, со след. надписью: „Сей синодик церкви Пресв. Богородицы Покрова Озерского монастыря, писан 1782 г., совершен октября 11 дня, писал сей синодик Псковоградского монастыря, дьячек Иван Михаилов». Синодик начинается словами: „Помяни Господи души, иже во блаженной памяти представших, прежде почившихъ века сего». Потом поминовение общее: „Еже от Божия Твоея руки созданного первого человека от земли, прадеда нашего Адама и Его супруги прабабы нашей Евы, и от них народившихся и познавших Тебя, всех творца и зиждителя истинного Бога нашего, по воли твоей в законе и прежде закона верою ти послуживших, и прославиших пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, и вся, иже от века в благочестии умершие». Потом писан Вселенский синодик по чинам духовным и светским. Потом паписано: „Помяни Господи иже добре храбрствовавших и мужественно подвизавшихся за святые Божие церкви и обители, за благочестивых царей и за православную христ. веру, кровь свою пролиявших, побитых за Псков град у Варлаамских ворот, на проломах и на вылазках» (выписаны имена). Далее: «Государь, Царь и Вел. Князь Алексей Михайлович всея России, указал на Москве; в градех, в соборных церквах, в больших монастырях, дворян и детей боярских, всяких чинов людей, которые на Государевой службе подо Псковом побиты, написати имена их в вечные синодики, а годовой памяти по тех же побитых, быти июля, в 18 день, и тем именам роспись. Новгородцы (имена), Псковичи (имена), Пусторжевцы (имена), Ржевовладимировцы, Торончане, Лугане, Луцкие казаки, Поляки, Господи иже мира сего отвергшееся и восприимше ангельский образ и обет монашеского пребывания: иноков и инокинь, постник и постниц, пустынников и пустынниц, и столпник, иже в общих монастырях и в особых пустынях, в пещерах и вертецах, в столпах и затворах и в скитах, и оставшихся и подвизавшихся и поживших в девстве, благоговеинстве, в молитвах, в молении и посте и в любви, в терпении, в безмолвии и всенощном стоянии, в коленопреклонении и чистем житии и прочих добродетельных трудех пребывших и на всяком месте владычествия Твоего, Тебе, Господи, угодивших и живот свой скончавших»; потом – жители Пскова, жертвовавшие на обители, создатели обители, из Иноков упомянуты: монах Иларион, схимонахи Иона, Сергий, Иоасаф, Иона, Евфимий; монахи: Левкий, Исайя, Иустин, Григорий. 9) два старинных колокола, на одном из которых написано, что он вылит 7070 г., июня 11, в церковь Воскресения Христова, «на Вавиловскую гору в Эрьево» (м. б. в Юрьев-Дерпт) при царе Иоанне Васильевиче; на другом, что его делал мастер Логин при архиепископе Новгорода и Пскова Пимене, при воеводе Якове Андреевиче Салтыкове, при Игумене Феодосии, при свешнике Ионе, казначее Юрии «при Келаре Каяне» и пр.
Метрические записи ведутся, с пропусками, с 1812 года. При Покровской церкви, по упразднении монастыря, в 1764 году, положен причт из священника и двух причетников; в 1843 г. пономарь упразднен. Когда церковь была несамостоятельною, в ней служили или соседние священники, или из Полновского прихода, напр.: Киприян Иванов, (1809–1817), или из Ремядского, напр. Петр Ильин, или свои, местные, напр. Константин Сергеев и Петр Антонов. С 1846 года были уже самостоятельные священники, именно: Иоанн Малахиев Смирнов, Адриан Пустынский, Василий Вознесенский, Иоанн Копьев и Николай Беляев; ныне служит Дмитрий Флегонтович Красовский.
По штату 1843 г. церковь отнесена к 6-му классу и причту положено было 170 руб. жалованья; руги получалось по четверику ржи с прихожанина от 20 до 55 лет. Из 12 десятин церковной земли – 6 дес. пахатной, 5 сенокосной и 1 усадебной. Две части земли даются священнику, 1 – причетнику. Дрова для отопления причт получает из пустоши Липовец. С 1881 г. священник получает 220 р. Псаломщик – 70 р., кроме того получается 78 р. 58 коп. процентов с капитала в 1964 р. Церковного капитала имеется до 1700 р. Часть процентов идет на просвирню и на сторожа. При церкви шесть деревянных лавок и два дома, из которых один для причта, другой для богомольцев и для приход. училища. Последний выстроен ктитором Якимовым. Лавки отдаются под ярмарку 1 и 21 октября. Соседние приходы: Моцкий, Полновский и Ремядский. Приход составляют деревни: Озерская Слобода, Ореховицы в 2-х верстах от церкви, Гнилово – в 3-х, Коровье Село – в 5-ти, Кятицы – в 6-ти, Низовицы – в 7-ми и Визовицы – в 11-ти. Всех прихожан м. п. 392, ж. 396. В приходе много озер, река Желча и лес, называемый „сороковым бором“. Между Озерской слободой и Кятицами лежит почтовая псковская дорога. Грамотных очень мало. Из 10-ти учеников, учившихся у священпика Василия Вознесенского, некоторые поют и читают в церкви. Когда Вознесенского в 1855 г. перевели на другое место, училище закрыто. Новое училище открыто в 1860 году. Оно помещается в особом доме. Кроме общих праздников прихожане празднуют Покрову и преп. Илариону – во всех деревнях, Илии – в Визовицах, Троице – в Коровьем селе, Святому Духу и Петру и Павлу – в Низовицах, Флору и Лавру в Ореховицах. При свадьбах замечена та особенность, что после свадебного стола бывает стол «кашников», т. е. лиц, которые привезли сундук с приданым невесты; им после всего угощения подают кашу. Младенца, которому еще не дано имени, называютъ „чухной». После крещения приходят соседи и, принося деревенские припасы, поздравляют родителей и пользуются угощением. Угощая детей, пришедших с поздравлением, говорят им: «не кидайте нашего мальчика (или девчонку) в крапиву». На Иванов день жгут костры с пляской и пением, собирают целебные травы, а моющиеся в бане парятся новым веником. В приходе два кладбища: одно в ограде, другое в 100 саженях от церкви, в 789 квадр. саж. Последнее отведено в 1846 году. Часовень три: одна во имя Флора и Лавра в Ореховицах; две, во имя Св. Духа и Св. Петра и Павла, в Низовицах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.006 с.) |