Церковь Петра и Павла в Ветвенике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Петра и Павла в Ветвенике



Село Ветвеник находится в 8 верстах от Гдова и в 222 верстах от Петербурга, на берегу Чудского озера. О прежних церквах в точности неизвестно, так как документы сгорели в 1848 г. По свидетельству крестьянина Петра Козьмина, ныне умершего, здесь была церковь с 1680 или с 1690 г. и была так ветха, что служить в ней было опасно. Это показание несколько подтверждается росписью церквей Псковской епархии, за 1734 г., где указана церковь в Ветвенике. По словам того же крестьянина, здешняя деревянная церковь, во имя Петра и Павла, была за ветхостью, разобрана, при священнике Иоанне Димитриеве, во 2-й год его служения. На место ее, в 1792 г. сооружена новая деревянная, в тоже имя. Лес на церковь пожертвовала помещица Анна Данилова, а деньги на постройку были частью церковные (129 р.), частью собранные от прихожан (2,178 р.). Эта церковь сгорела 1848 г. июня 16. Тогда же построена была деревянная церковь, на время, пока устроится каменная. Но каменная церковь, по недостатку средств, не устроена и до селе. Иконы в церковь писал художник Иван Фортунатов. Деревянная церковь обновлена была в 1860 г. и освящена 28 июня. На переделку ее употреблено 77 р. 15 к. с. кошельковой суммы и 309 руб. 68½ к. с., собранных священником Василием Пелушским и церковным старостою. Церковь строил здешний крестьянин Степан Исидоров. Из жертвователей на церковь, в последнее время, можно указать на жену отставного унтер-офицера Феодора Михайлова, Меланию Никитину, устроившую церковную утварь на 1,000 р.

В храме замечательны: 1) Антиминс освященный в 1792 году, митр. Гавриилом; 2) Книга Маргарит изданная в 1698 г., декабря 7 дня, со следующею надписью: Сия книга, глаголемая Маргарит, Новгородского уезда, Шелонской пятины, Зарусской половины, Богоявленского монастыря, Никандровой пустыни игумена Германа, келейная. И оный игумен Герман преставился в вечный покой в 1755 году сентября 6 числа, и погребен в оной пустыни того же сентября 9 числа в паперти (?), а оную книгу Маргарит отказал по себе, в поминовение брату своему господину полковнику Ивану Степановичу Хвостову; а подписал оную книгу племянник его, Василий Федоров; 3) рукописный Акафист Петру и Павлу со следующею подписью: «Писан в 1808 г. в июле месяце, в церковь св. Апостол Петра и Павла, в погост Ветвеник, с Киево-печерского молитвенника, печатанного в Киевской Лавре в 1677 году, при державе православного Великого Государя и царя Феодора Алексеевича, во второе лето царствования его». В конце Акафиста, предлагается „лекарство от грехов»:

«Возми корень послушания,

Листвия терпения,

Цвет чистоты,

Плод добрых дел,

Изотри в котле безмолвия

И просей в решете рассуждения,

Всыпли в горнен смирения.

Прилей воды из слез молитвенных,

Пригнети огнь Божеств. любви

Покрой милостынею,

И егда огнь учредится

Простуди и посоли братолюбием

И вкушай лжицею понятия

И тако совершив, будеши здрав».

Потом приложено описание лица Списителя, взятое из известного донесения Лентула; 4) чугунный колокол весом в 60 пудов.

В церкви находятся приходорасходные книги с 1809 г., обыскные – с 1800 г. Исповедные – с 1802 г. Клир. ведомости с 1837 г.; план церкви и межевые книги – 1781 года, метрические записи – с 1842 года.

По хранящимся в Псковской дух. консистории росписям церквей за 1734, 1773 и 1780 годы, причт состоял из священника, дьячка и пономаря. После прибавлена просвирня. По штатам 1843 года причт причислен к 6-му классу. Ныне состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Андроник Евфимиев, умерший, по словам крестьянина Петра Козьмина, в 1790 г.; Иоанн Дмитриев, умерший в 1836 году, 74 лет от роду: Василий Яковлев Зверев, умерший 66 лет, в 1849 году; Дмитрий Орнатский, уволенный от службы в 1850 г.; Александр Петров Успенский, переведенный в 1852 г. в Вейно; Иоанн Семенов Разумовский, перемещенный в 1854 г. в Феофилову пустынь; Василий Васильев Дилигенский, умерший 16 июля 1856 года; Василий Степанов Пелушский, определенный в 1856 г. Ныне священствует Димитрий Федоров Охонский.

До штатов причт содержался платою за требы и ругою – по четверику с тягла на весь причт. Средства причта были достаточны по обилию леса и полей. С 1843 года причт стал получать 340 р. с. жалованья; другие средства содержания почти прекратились. Церковного дохода собирается до 200 р. в год. Ныне священник получает 215 руб. 60 коп. в год, псаломщик – 68 р. 60 к.

Кроме жалованья и доходов причт получает 5-ю часть дохода с церковных полей, обработываемых крестьянами. Церковная земля, как видно из межевой книги 1781 года принадлежала некогда Псковскому Святогорскому монастырю, Гдовскому Дмитриевскому собору и Псковскому архиерейскому дому. Всей земли 37 десятин, 360 саж. Из них 2 дес. под усадьбой; 25 пахатной, 8 дес. и 360 саж. сенокосной и 2 дес. неудобной. От земли получается дохода 231 р. 25 к.

Пономарь живет в церковном доме, дьячок в наемном, а священник и просвирня в собственных домах. Дом священника выстроен из леса, данного Вел. Кн. Еленой Павловной.

Пограничные приходы: Афанасиевский – Гдовский и Кунестский. Из деревень ближайшие к церкви (1 – 3 вер.): Ветвеник, Замошъе, Зегоска, Незнамя-Поле, Дорок, Сулицыно, Заполье и Забрежатье; более отдаленные (4 – 5 верст): Городище, Сорокина Гора, Духнова Гора, Бешкино, Стректово, Шелопутно, Стропицы и Ручьи. Всех прихожан, по клир. ведомостям 1883 г. м. п. 787, ж. – 765.

До причисления Гдовского уезда к Петербургской губернии, село Ветвеник, деревни Замошье, Зегоска, Стректово, Стропицы, Сорокина Гора и 1-е Городище, принадлежали Святогорскому монастырю, Сулицыно, Дорок и Незнамя-Поле – Псковскому Троицкому собору, почему и до ныне называются «Троицкими»; 2-е Городище было в ведении Гдовского Дмитриевского собора и потому прозывается еще «Дмитриевщиной».

Прихожане большею частью неграмотны. До 1849 г. было в Ветвенике училище, заведенное священником Зверевым и, по смерти его, закрытое. Потом священник Александр Успенский просил в 1851 г. Гдовское волостное правление – назначить квартиру для училища и дать учебные книги. 20-го ноября 1851 г. ему ответили, что квартира отведена в доме крестьянина села Ветвеника Василия Шмакова, а книга будут высланы, когда откроется школа. Правление, вместе с тем, просило священника уведомить его, какое распоряжение о квартире для училища сделано со стороны Брагинского сельского правления государственных имуществ. Брагинское правление уведомило священника, что квартира отведена в деревне Незнамя-Поле: но так как училище было слишком удалено от церкви, то священник просил Брагинское правление, чтобы оно дозволило открыть училище в доме его, священника, доставило дрова для отопления дома и выслало для литургии и молебна пред учением, в церковь, детей и их родителей. Правление уведомило, что родители приведут детей и, что о дровах сделано распоряжение. Дело на этом и остановилось. Новые представления о школе сделаны были преемником Успенского в 1858 году. Но и в этот раз только двое крестьян, согласились отдать детей в учение к священнику. Наконец училище устроено уже в 1862 году. С 1873 г. существует в Ветвенике, школа народная. Она помещается в доме, выстроенном в 1875 году приходским попечительством. В ней учатся от 50 до 60 детей обоего пола. Закону Божию учит священник. Попечитель школы председатель земской управы Николай Иванович Афанасьев.

По праздникам в церкви бывает до 150 человек. В большие праздники многим мешают ярмарки, начинающиеся до заутрени; в зимние праздники, например, в Рождество и Крещение – мешают морозы; многие отправляются во Гдов, чтобы там встретить праздник, или повидаться со знакомыми, или что-нибудь купить. Не мало отвлекают от церкви и мирские сходки, которые бывают, большею частью, по праздникам.

Местные праздники суть следующие: в Ветвенике, Замошье и Зегоске празднуют Петру и Павлу, когда бывает крестный ход из церкви в часовню на большой дороге, а на другой день – вокруг деревни; 16-го января бывает крестный ход в деревню Незнамя-Поле, установленный в 1853 году в память холеры. Многие деревни празднуют св. Димитрию Солунскому, в благодарность за собранный с полей хлеб; в Стропицах празднуют Рождеству Богородицы.

Из обычаев над умершими заметим следующие: по причащении умирающего ставят на окне чашку воды, чтобы в ней омылась душа покойника; этой водою омывают и умершего; умершего одевают в одежду из нового холста, и холст не режут ножницами, а рвут руками; одежду шьют, действуя рукою не к себе, а от себя, чтобы не навести на себя смерть. Иголку, которою шили, втыкают на лавку, на которой лежит умерший; гребнем, которым расчесывали умершему волосы, чешут голову во время наружных болезней головы.

Из событий в приходе крестьяне помнят холеру, бывшую в 1852 году и неурожай в 1844 году, происшедший от сильного наводнения.

В приходе одна часовня, и кроме ее у церкви, на большой дороге, есть столб с кружкою, и с иконой Петра и Павла; в деревне Бешкине есть каменный крест, взятый, говорят, со шведского кладбища; таких кладбищ в приходе до 5-ти. Крест этот считают чудотворным и украшают поясами, кусками холста и крестиками.

Попечительство открыто в 1873 г. Председатель его – священник. Собранные за последние 3 года 346 р. истрачены на церковь и школу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.011 с.)