Экономическая сущность налога. Налоговая система РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность налога. Налоговая система РФ.



Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономиче­ской теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и дру­гие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налого­вые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством нацио­нальных особенностей.

Налог является одним из основных понятий финансовой науки. Определение понятия «налог» дано в ст. 8 НК РФ.

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Отличительными признаками налога являются:

· обязательный характер;

· законодательный характер;

· безэквивалентность (носит двойственный характер: с точки зрения налогоплательщика, налоги безэквивалентны; но с точки зрения общества налоги носят эквивалентный характер);

· целевой характер (формирование бюджета бюджета.

Обязательность означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы. Граждане и организации, как налогоплательщики, с одной стороны, и государство в лице уполномоченных им органов - с другой. Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения определенных юридических фактов, установленных законодательством о налогах и сборах.

Законодательный характер выражается в том, что утверждение налогов является прерогативой законодательной власти. Налоги вводятся и отменяются только законами.

Безэквивалентность налогов носит двойственный характер. С точки зрения налогоплательщика, налоги безэквивалентны, т. е. каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму никаких благ. Но для общества налоги носят эквивалентный характер, так как доходы бюджета используются на благо всего общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они неохотно платят налоги.

Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направленных на финансирование мероприятий для выполнения конкретных функций государства, определенных бюджетным законодательством.

Поступления, формирующую доходную часть бюджета, подразделяются на налоговые доходы и неналоговые доходы. Наряду с налогами выделяют различные виды платежей: сборы, пошлины, таможенные пошлины, различные платы, между платежами есть различия: в иназна­чения, в особенностях правового регулирования отношений по поводу их бюджетного изъятия.

В России в качестве юридического критерия отличия налога от неналоговых платежей предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регулируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст.8 НК РФ).

Отличие неналогового платежа от налогового заключается в том, что налог устанавливается и вводится законом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и интересы. Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.

Значение налогов в деятельности государства. возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства в качестве его финансовой основы.

Появление налогов было обусловлено необходимостью удовлетворять растущие потребности финансового хозяйства государства. Процесс взимания налогов осуществляется государством и является его функцией.

Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов в бюджете государства зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. При этом минимальный размер формируемых денежных фондов, состоящих в большей степени из налоговых платежей, определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: социальной, экономической, оборонной и др.

Налогообложение используется государствами для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, создания производственной и социальной инфраструктуры.

Воздействие государства на экономику осуществляется посредством проведения налоговой политики.

Таким образом, в условиях рыночной экономики налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

Функции налогообложения. Сущность налогов проявляется через их функции. Функции налога - это способ выражения сущностных свойств налога.

Функции любой экономической категории раскрывают сущность, выражают общественное назначение, присущее именно данной категории.

Налогам свойственны следующие функции:

· фискальная;

· экономическая (регулирующая);

· контрольная.

Фискальная функция является исторически первой и основой. Она заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название происходит от латинского слова «fiscus», что означает «корзина».

Налоги, как и другие общественные явления, определенным образом эволюционируют, их экономическое содержание по мере развития государственного устройства изменяется.

На определенном этапе своего развития экономическое содержание налогов стало проявляться и в регулирующей функции. В значительной степени экономическую функцию обусловливает фискальная функция, так как она создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны.

Регулирующая (экономическая) функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства, используя налоговые механизмы. Экономическая функция реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики.

Первоначально в Древнем Риме «фиском» называли военную кассу, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. Позднее «фиском» называли частную кассу императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с императорских провинций. С IV века «фиск» - это единый общегосу­дарственный финансовый центр Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов, откуда шли указания о чеканке монет, порядке сборов налогов, производились выплаты. Сегодня под термином «фиск» понимается именно государственная казна.

Налоги используют в качестве инструмента при распределении и перераспределения ВВП. Этот процесс происходит пути введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы.

С помощью налоговых механизмов можно влиять развитие оциально-экономических процессов (стимулирование экономического роста, снятие социальной напряженности и др.). Посредством дифференциации налогов ставок, введения преференций, налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производство продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инноваци­онной и внешнеэкономической деятельности.

Налоги оказывают существенное влияние на воспроизводство:

· стимулируя (сдерживая) его темпы;

· усиливая (ослабляя) накопление капитала;

· расширяя (сужая) платежеспособный спрос населения.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики.

Непосредственно с фискальной функцией связана контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция позволяет государству отслеживать своевременность полноты поступления в бюджет налогов: платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

Органами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) Российской Федерации являются:

· Федеральная налоговая служба (налоговый орган);

· Федеральная таможенная служба (таможенный орган);

· Федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям (Департамент экономической безопасности), МВД России (органы внутренних дел) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.01 с.)