Культура во второй половине XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура во второй половине XIX века



Наука

· Чебышев П.Л. – математика (матанализ, теория чисел, теория вероятностей)

· Ляпунов А.М. – математика

· Ковалевская С.В. – математика

 

· Столетов А.Г. – физика (фотоэлектрические явления)

· Яблочков П.Н. - физика (дуговая лампа)

· Лодыгин А.Н. – физика, более совершенная лампа накаливания

· Попов А.С. – радиотелеграф (1895 г.)

· Лебедев П.Н. – электромагнитная природа света, измерил его давление на твердое тело и газы

 

· Жуковский Н.Е. – «отец русской авиации», основоположник современной гидроаэродинамики

· Можайский А.Ф. – самолетостроение

 

· Бутлеров А.М. – химия (разработал теорию химического строения)

· Менделеев Д.И. – химия (периодический закон химических элементов)

 

· Докучаев В.В. – положил начало современному почвоведению

· Сеченов И.М. – физиология (основоположник отечественной физиологической школы, «Рефлексы головного мозга»)

· Павлов И.П. – учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения (Нобелевская премия)

· Мечников И.И. – биолог (микробиология, бактериология, медицина), автор фагоцитарной теории иммунитета (Нобелевская премия)

· Тимирязев К.А. – основал русскую школу физиологии растений

 

· Семенов-Тян-Шанский П.П. - Путешественник (горы Средней Азии, Тянь-Шань, возглавлял Русское географическое общество)

· Кропоткин П.А. – путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам.

· Пржевальский Н.М. – путешествие по Уссурийскому краю, Центральную Азию, пустыни Гоби, Тянь-Шань, был на Тибете

· Миклухо-Маклай Н.Н. – Канарские острова, острова Тихого океана, изучал папуасов Новой Гвинеи

· Толль Э.В. и Колчак А.В. – начали изучение Арктики

· Седов Г.Я. – продолжил изучение Арктики, 1912-1914 гг. экспедиция к Северному полюсу

 

· Соловьев С.М. – «История России с древнейших времен» 29 томов

· Ключевский В.О. – «Курс русской истории»

 

Литература.

Основное направление второй половины XIX в. – критический реализм

· Л.Н. Толстой -

- романы: «Семейное счастье» (1859), «Декабристы» (1862), «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1889-1899)

- трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

- повести: «Хаджи-Мурат», «Записки сумасшедшего»

- рассказы, драматические произведения, стихотворения, рассказы и сказки для детей, переводы басен Эзопа, статьи

· А.П. Чехов –

- рассказы и повести (около120): «Дама с собачкой», «Душечка», «Ионыч», «Крыжовник», «Каштанка», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Палата № 6», «Дом с мезанином»

- пьесы: «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей»

· И.С. Тургенев –

- романы « Рудин » ( 1855 ), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862),

- рассказы: «Муму» (1852),

- пьесы: «Месяц в деревне» (1850)

· Ф.М. Достоевский -

- Романы: «Бедные люди» (1846), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» (1866), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869-69), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-80)

- повести и рассказы (ок. 23): «Двойник» (1846), «Дядюшкин сон» (1859), «Записки из подполья» (1864), «Записки из мертвого дома» (1860)

- публицистика: Петербургская летопись (1847), Рассказы Н.В. Успенского (1861), Зимние заметки о летних впечатлениях (1862), Приговор (1880), Пушкин (1880)

- Дневник писателя. 1873-1881 гг.

- стихотворения: На первое июля 1855 года (1855), На коронацию и заключение мира (1856), Дорого стоят детишки (1876), Не разбойничай, Федул (1879)

· Н.А. Некрасов: стихотворения (ок.200): «Бунт», «В больнице», «В деревне», «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Зеленый шум», «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Мороз Красный нос»

· И.А. Гончаров: « Обыкновенная история» (1847, роман); «Фрегат «Паллада» (1858, очерки путешествия), « Обломов » (1847-1848, Роман), «Обрыв» (1869, роман), «Два случая из морской жизни» (1858, рассказ)

· В.Г. Короленко ( повести и рассказы ): «Сон Макара. Святочный рассказ», «Дети подземелья», «Черкес», «Приемыш»,

· М.Е. Салтыков-Щедрин:

- хроники и романы: «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонская старина», «Убежище Монрепо»

- сказки (ок. 30): «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Рождественская сказка»

- рассказы, очерки, комедии

·   А.Н. Островский:

- Пьесы – «Доходное место», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова», «Бешенные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые»

· И.А. Бунин: рассказы - «Антоновские яблоки», «Кавказ», «Косцы», стихотворения

· А.И. Куприн - повести и романы: 1892 - «Впотьмах», 1896 - «Молох», 1897 - «Прапорщик армейский», 1898 - «Олеся», 1900 - «На переломе» (Кадеты), 1905 - «Поединок», 1909–1915 - «Яма», 1907 - «Гамбринус», 1908 - «Суламифь», 1910 - «Гранатовый браслет», 1929 - «Колесо времени», 1928–1932 - «Юнкера», 1933 - «Жанета»

· М. Горький

- рассказы: "Макар Чудра" 1892 г., "Дед Архип и Ленька" 1893 г., " Старуха Изергиль" 1895 г., "Челкаш" - 1895 г., "Сказки об Италии" 1913 г., "В людях"- 1914 г., "Голубая жизнь" 1924 год.

- повести: "Супруги Орловы" - 1897 г., "Коновалов" - 1898 год, "Фома Гордеев" - 1899 г., "Мещане" - 1901 г, "Детство" 1913 г., "Мои университеты" 1923 г. "Дело Артамоновых" 1925 г.

- пьесы: " На дне " 1902 год... " Васса Железнова "- 1910 год

- романы: " Мать " 1906 год. " Жизнь Клима Самгина "1936 год.

 

На рубеже XIX-XX вв. – появление модернизма в литературе:

- символисты: Д.С. Мережковский, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов

- поэты-акмеисты: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин

- футуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный

Творчество русских поэтов начала ХХ в. – называют «серебряным веком».

Живопись.

· Основным направлением русской живописи 2-й пол. XIX в. стал критический реализм. Вершиной реализма стало творчество И. Репина и В. Сурикова.

· В 1863 г. группа из 14 выпускников Академии Художеств отказалась писать картины на темы скандинавского эпоса, заявив что в русской действительности есть более достойные темы, и образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. они создали «Товарищество передвижных художественных выставок». Теоретиком «передвижников» стал И.Н. Крамской, создавший целую галерею портретов деятелей русской культуры. В товарищество вошли - Н. Ге, А. Саврасов, И. Шишкин, бр. Маковские, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов и др.

 

· Перов В.Г:

à - «Приезд станового на следствие»,

à - «Чаепитие в Мытищах»,

à - «Тройка»,

à - «Охотники на привале»,

à - «Сельский крестный ход на Пасху»,

à - «Утопленница»,

à - «Автопортрет»

· Коровин С.А. – «На миру»

· Мясоедов Г.Г.:

à - «Косцы»,

à - «Дорога во ржи»,

à - «Земство обедает»,

· Крамской И.Н.

à - портреты: Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л.Н. Толстого, Шишкина, Третьякова, Мясоедова, автопортрет

à - «Христос в пустыне»

· Саврасов А.К. – «Грачи прилетели»

· Репин И.Е:

à «Бурлаки на Волге»,

à «Крестный ход в Курской губернии»,

à «Не ждали»,

à «Арест пропагандиста»,

à «Иван Грозный и его сын Иван»,

à «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану»,

à портреты Толстого, Тургенева, Сеченова, Пирогова, Глинки, Мусоргского,

à «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г.».

· Суриков В.И. ( произведения на исторические сюжеты ):

à «Утро стрелецкой казни»,

à «Боярыня Морозова»,

à «Меншиков в Березове»,

à «Переход Суворова через Альпы»,

à «Покорение Сибири Ермаком»

· Серов В.А:

à «Девочка с персиками»,

à «Девушка, освещенная солнцем», 

à «Похищение Европы»,

· Верещагин В.В. – мастер батальной живописи:

à «Апофеоз войны»,

à «Конец Бородинского сражения» (1900),

à «Двери Тамерлана (Тимура)»,

à «Шипка-Шейново»

· Васнецов В.М. (сказки):

à Витязь на распутье

à Аленушка

à Богатыри

à Иван-царевич на сером волке

à Крещение Руси

à Гусляры

· Айвазовский И.К. (художник-маренист)

à Девятый вал

à Смотр Черноморского флота в 1849 г.

à Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

à Черное море

à Радуга

Пейзаж:

· Шишкин И.И.

à «Утро в сосновом лесу»,

à «Рожь»,

à «Корабельная роща»

· Левитан И.

à «Золотая осень»,

à «Весна большая вода»,

à «Вечерний звон»,

à «Март»

· Куинджи А.

à «Березовая роща1»,

à «Лунная ночь на Днепре»,

à «Украинская ночь»,

à «Радуга»

 

· П. М. Третьяков, С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов –меценаты

 

На рубеже XIX-XX вв. – появление модернизма в искусстве, складывание группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства»:

· Бенуа А.Н.

à «Зеркальце в Трианоне» (1905),

à «Свадебная прогулка»,

à «Итальянская комедия. «Нескромный Полишинель».

· Сомов К.А. –

à «Портрет Александры Левченко»,

à «Дама в голубом (Портрет художницы Е.М. Мартыновой)», 1897-1900

· Лансере Е.Е.

à «Елизавета Петровна в Царском селе»,

à «Петербург-в-XVIII-веке.-Здание-12 коллегий»,

à «Портрет Е.Е. Зеленковой»

· Бакст Л.С.

à Эскизы костюмов к трагедии Софокла «Эдип в Колоне»,

à Эскиз декорации к "Спящей красавице",

· Рерих Н.К.

à «Святой Сергий Радонежский» (1932),

à «Заморские гости»,

à «Гималаи»

· Грабарь И.Э.

à «Февральская лазурь»,

à «Мартовский снег»,

à «Зимний пейзаж»

 

В начале ХХ в. возник «русский авангард»:

· Малевич К.С.

à «Черный квадрат»,

à «Черный круг»,

à «Супрематическая композиция»,

à «Скачет красная конница»

· Фальк Р.Р.

à «Пейзаж с парусной лодкой»,

à «Хотьково. Монастырь»,

à «Лодки на реке»

· Шагал М.З.

à «Прогулка. Стиль»,

à «Прогулка. Влюбленные»,

à «Над Витебском»

 

Скульптура.

В сер.XIX в. были созданы яркие скульптурные памятники в стиле реализм:

· Антокольский М.М., примыкавший к передвижникам, скульптурные портреты:

 Ивана Грозного, Петра I, Ярослава Мудрого, Ермака, Нестора-летописца.

· Микешин М.О.

à создал в Новгороде величественный памятник - «Тысячелетие России». Он был создан на народные деньги и открыт в 1862 г.,

à памятник Екатерине II в Петербурге,

à Богдану Хмельницкому в Киеве

· Опекушин А.М. - в 1880 г. в Москве памятник А.С. Пушкину, памятник Лермонтову в Пятигорске

 

В начале ХХ в. влияние импрессионизма: Голубкина А.С., Коненков С.Т.

 

Архитектура.

· В архитектуре во второй половине XIX в. на смену классицизму пришла эклектика – смешение стилей готики, ренессанса, барокко и др.

· Широко распространяется так называемый «неорусский стиль» здания украшаются шатрами, башенками, «узорочьем»:

· Альфред Парланд, архимандрит Игнатий – Храм Спаса на Крови в Петербурге, был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II

· Шервуд В.О. - Исторический музей в Москве

· Чичагов Д.Н. - здание Городской думы в Москве

· Померанцев А.Н. здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) в Москве.

 

В начале ХХ в. оформились три направления:

1.  Модерн:

Ф.И. Шехтель – Ярославский вокзал, здание Художественного театра, особняк Рябушинского

В.Ф. Валькот – гостиница «Метрополь»

2.  «Неорусский стиль»: А.В. Щусев – Казанский вокзал

3.  Неоклассицизм: И.И. Рерберг – Киевский вокзал

Р.И. Клейн – Музей изобразительных искусств

И.В. Жолтовский – здание Госбанка

 

Музыка.

 

· 2-я пол. XIX в.- время расцвета русской музыки. В начале 60-х гг. по инициативе М. Балакирева и М. Мусоргского возникла «Могучая кучка» (Ц. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Ее члены стремились передать «правду жизни» и особенности национального характера:

à Балакириев М.А. – «Король Лир» (музыка к трагедии Шекспира), «Тамара» (симфоническая поэма), романсы, песни, фортепианные произведения (н-р, «Исламей»)

à Кюи Ц.А. – оперы: «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «красная шапочка», «Кот в сапогах»

à Мусоргский М.П. - оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»

à Римский-Корсаков Н.А.- оперы: «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный»

à Бородин А.П. – оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», «Царская невеста»

 

· Величайший вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства внес П.И. Чайковский: оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др.

 

· Огромную роль в популяризации классической музыки сыграл Н. Рубинштейн. По его инициативе были созданы Московское отделение Русского музыкального общества (1859г.), симфонический оркестр, Московская консерватория (1866 г.), нотное книжное издательство.

 

· В конце века расцвел талант С. Танеева, А. Глазунова, А. Лядова, А. Аренского, С. Рахманинова, А. Скрябина и др.

 

· На театральных подмостках блистали оперные певцы - В. Петров, П. Хохлов, Б. Корсов, Д. Леонидова и др. А в начале ХХ в. – Ф.И Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Балетные танцоры – А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский

 

· Особое значение сыграли «Русские сезоны» С.П. Дягелева в 1907-1913 гг.

Театр.

 

Огромную роль в культурной жизни того времени играл театр. Он был не только местом развлечений, но и местом, где высказывались различные общественные мнения, шли горячие философские школы. Театры действовали в 100 городах.

· В 1865 г. по инициативе А. Островского и Н. Рубинштейна возник Артистический кружок - ставший центром театральной жизни.

· Ведущее место в развитии русского тетра сыграл Малый театр. Специально для него писал пьесы, а затем ставил их А. Островский, актеры: М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин

· В Петербурге блистал Мариинский театр.

· 2я пол.19 века дала целую плеяду выдающихся актеров, появились актерские династии - Садовские, Самойловы, Васильевы.

· В 1863 г. к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума» Грибоедова. В 80-90-е гг. в репертуар стали входить пьесы Достоевского, Чехова.

· Из актеров в Малом театре блистал Садовский, в Александринском - Стрепетова

· В 1898 г. возник Московский художественный театр, который возглавили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В нем играли: В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова

· В начале ХХ века открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда

Меценаты России XIX в.

С.И. Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. Поддержку Саввы Мамонтова получили В.Д. Поленов, Васнецов, В.А. Серов, Врубель. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова. Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино.

П.М. Третьяков ( 1832-1898). Высоко оценивали подвиг Третьякова художники, с которыми он был прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова.

Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.1 с.)