Тойнби называет 5 видов «вызовов»: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тойнби называет 5 видов «вызовов»:



1) вызов суровых стран;

2) вызов новых земель;

3) вызов ударов;

4) вызов-ущемление;

5) вызов-давление.

По мере усложнения цивилизации преобладают социальные «вызовы». Тойнби подчеркивает, что «вызов» должен касаться конкретной цивилизации. Если одна цивилизация заимствует что-либо от другой, то это ведет к неминуемой гибели первой.

По Тойнби, территориальное расширение не свидетельствует о развитии цивилизации.

Когда система общества переживает упадок, она направляет все силы на материальные проекты широкого размаха.

Тойнби считает, что рост власти над природой не говорит о прогрессе, а наоборот, ведет к надлому, так как снижается авторитет духовных ценностей. Прогресс всегда ведет к упрощению и, следовательно, к гибели.

На стадии роста и развития цивилизации осуществляется ротация личностей («лифт наверх») – представителей творческого меньшинства и большинства. Спустя некоторое время между ними возникают противоречия, подражание, копирование, и все это ведет к затиханию творческих импульсов. В результате элита начинает терять свой авторитет, но, чтобы удержать его, прибегает к насилию. Все это приводит к противоречию элиты и большинства и последующему надлому, так как элита считает оставшихся людей второсортными и ничего не стоящими. Таким образом, возникает культурный разрыв.

Возможные причины «надлома»:

1) большинство отказывается от подражания элите;

2) творческая элита пассивна, не способна давать ответы на «вызовы»;

3) изоляция правящего меньшинства и его вырождение, исчезновение (так как «лифт» не едет наверх, нет ротации личностей).

Правящее меньшинство, которое цепляется за свое привилегированное положение, создает универсальное государство. Внутренний пролетариат, который не доверяет элите, создает вселенскую церковь. Внешний пролетариат создает атаки варваров на слабейшую цивилизацию.

В период «надлома» граждане верят, что установленный порядок вечен, в вечность института государства, в прогресс, в бессмертие города. В этот период общество деградирует, элита теряет творческую силу, преобладает плагиат. Продукт умирающей цивилизации – универсальное государство, в котором преобладают идеи прогресса и демократии. Универсальное государство не несет в себе творчества и основано на букве закона, поэтому является мертвой политической формой.

Неотъемлемый элемент цивилизации – это экспансия.

Тойнби говорит, что борьба цивилизаций за всю историю была жестокой, упорной и бескомпромиссной.

Как отмечает Тойнби, если мир пойдет западным путем, то у Земли не хватит ресурсов. Не западная цивилизация должна спасти мир от гибели. Резкий уклон России в сторону Запада может привести к разрушению российской цивилизации.


Гумилев

Сын А. Ахматовой и поэта Николая Гумилева. Автор работ «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая степь».

Лев Гумилев делил человечество на сообщества, которые называются этносами. Этнос – это явление природы и основная структурная единица человеческого сообщества. Суперэтнос – это группа этносов, одновременно возникающих в определенном регионе. Они взаимосвязаны идеологически, политически и экономически. Например, к суперэтносам можно отнести православный мир, католический мир; к этносам можно отнести немцев, французов и т. п. В этнической системе нет прогресса или регресса, так как этнос – это система дискретная.

Чтобы не быть уничтоженными соседями, люди вырабатывают и заимствуют политико-правовые институты, создают государство. Этнос создается не людьми, а природой; этнос – это природное явление. А политико-правовая система, напротив, - творение человека.

Гумилев заметил, что в определенные периоды этническая система переходит в динамику, так как появляется много новых энергичных людей (5-6 % и более). Новые люди ломают устоявшуюся систему и приводят этническую систему в подъем.

Появляются люди, которые требуют себе такое место в жизни, которое соответствует их таланту и амбициям. Первые из динамичных, амбициозных людей гибнут, но у них остаются такие же дети, т. е. со временем число таких людей растет. И это явление не социальное, а природное; его нельзя запрограммировать.

Сначала возникают консорции, которые затем превращаются в конвикции (сообщества, объединенные бытом и семейными связями). Если конвикции уцелевают, то они превращаются в суперэтносы.

На подъеме этнической системы устанавливается новый императив – «мы хотим быть великими». Если представить развитие суперэтноса в виде графика, где ось ординат (от Р0 до Р5) показывает уровень пассионарного напряжения в системе, а ось абсцисс (t) – период времени, то стадия Р0 будет соответствовать жизни тихого обывателя, стадия Р1 будет характеризоваться стремлением к благоустройству без риска для жизни, стадия Р2 – поиском удачи с риском для жизни. Стадия Р3 заключается в стремлении к идеалу знаний, стадия Р4 – в стремлении к идеалу успеха. Стадия Р5 характеризуется жертвенностью. В период Р35 инстинкт самосохранения не играет никакой роли. Если график кривой преодолевает Р5, то наступает высшая фаза, основной поведенческий стереотип которой – «будь самим собой». Во время высшей фазы человек приводи интересы системы в жертву собственных интересов.

Затем наступает фаза надлома (Р53) («мы устали от великих») (в России она пришлась на 1925 г.), и общество расслаивается на две группы. Период от Р3 до Р1 – инертная фаза, фаза цивилизации, тихой и спокойной жизни. В этот период господствует верховенство закона, демократическая система. Люди стремятся к покою и в качестве главы государства выбирают тихого посредственного человека. Негативная сторона цивилизации, как писал Л. Гумилев, состоит в стимулировании противоестественной миграции (из деревни с естественной жизнью в город).

Растет значение техносферы, население становится эмоционально пассивным и трудолюбивым. Периоду Р31 соответствуют лозунги «Будь таким, как я», «С нас хватит». Но в этой фазе появляются люди, хотя и нетворческие, нетрудолюбивые и эмоционально пассивные, но с повышенными требованиями к жизни. Их становится огромное количество в следующей фазе под названием абскурация («Будь таким, как мы»). В названной фазе действует не положительный, а отрицательный отбор, ценятся отрицательные черты. Искусству свойственно снижение стиля, а в общественной жизни распространяется коррупция.

Следующая фаза – мемориальная (лозунг «Помни, как было прекрасно»). За ней следует фаза гомеостаза, в которой государственные институты уже не сохраняются. В этой фазе живут тихие, добрые и отзывчивые люди, но они ленятся жить. Мужчины не хотят детей, женщины не хотят рожать. Императивы утрачиваются.

Фаза Р-1 соответствует неспособности регулировать вожделения, фаза Р-2 – неспособности удовлетворять вожделения.

Все рассмотренные фазы – это природное явление. Гумилев писал, что после периода подъема этническая система вновь может пережить толчок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.006 с.)