Лучшая форма правления – монархия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лучшая форма правления – монархия.



 

Л. де Бональд.

Революция – разложение общества, власть злодеев и палачей.

Законы вытекают из природы человека, в силу чего политические общества могут иметь только 1 естественное устройство.

Цель любого общества – охрана лица и имущества.

Естественное устройство общества, основанное на природе вещей - монархия.

Идеал – средневековая сословно-представительная монархия с сильной ролью церкви.


Политико-правовые учения английских либералов

И. Бентам

Основные работы: «Введение в основания нравственности и законодательства», «Фрагменты о правительстве», «Руководящие начала, конституционного кодекса для всех государств».

В своих трудах мыслитель отмечал, что жизнь людей должна быть построена таким образом, чтобы получить как можно больше пользы, удовольствий и исключить страдания. С опорой на этот принцип И. Бентам определял социальную роль и назначение государства и законодательства - создание условий для достижения пользы и счастья каждого человека. Основная цель – достижение всеобщего счастья.

Важным аспектом в достижении общественного идеала И. Бентама является демократизация политических институтов государства, обеспечения политических и личных прав и свобод людей, что возможно лишь в демократическом государстве. Другие формы государства - монархия и аристократия не могут обеспечить реализации принципа общей пользы. Они защищают пользу и интересы меньшего количества людей и не гарантируют личной и имущественной безопасности населения. Наилучшая форма правленияреспублика.

Исследуя происхождение государства, И. Бентам отвергал теорию договорного ее образования. Договор - это заблуждение, утверждал он, все государства образованные силой и закрепились благодаря привычкам людей подчиняться правительству. Он также отмечал, что никакого права или прав, в том числе и природных, предшествующих государствам и правительствам, нет. Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности.

Высший законодательный орган — однопалатный парламент (формируется на год путем прямого и тайного голосования, на основе равного, но не всеобщего избирательного права (не участвуют женщины, неграмотные)).

Позитивным правом, по мнению мыслителя, есть установленная законом возможность и гарантия разрешенных поступков.

Юридические законы - это воля суверена, лица или группы людей, осуществляющих верховную политическую власть. Они запрещают или разрешают определенные действия, возлагают на граждан права или обязанности.

Закон должен отличаться ясностью и простотой изложения, а также быть общедоступен (возражал против запутанной системы общего права; важнейшее средство придания ясности и стройности системе норм — кодификация; не признавал иерархии норм, не ставил конституционные законы выше обычных, не отличал закона от частного распоряжения).

Выступал против крайностей революции и консерватизма (отстаивал проведение реформ, вызванных объективной необходимостью и гарантировавших прогресс).

 

Джон Стюарт Милль (1806 — 1873)

Основные его труды - "О свободе", «Мысли о парламентской реформе», «Представительное правление», "Основы политической экономии".

Формирование собственной концепции Дж.-С. Милля началось с изучения проблем моральной философии и критики Бентамовой этики. Он отверг рационально обоснованное понимание личного счастья, опиравшегося на апологию индивидуального эгоизма.

В обществе выделяет классы, господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса.

Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам (в то же время предостерегает от опасностей представительного правления — снижение качества власти и тирания большинства).

Истинная демократия — правление всего народа (на деле сводится к правлению большинства — нарушается равенство в пользу господствующего класса, получающего возможность проводить эгоистическое, классовое законодательство; если станет править рабочий класс — также окажется ложной демократией, которая приведет к новому варианту эгоистического, классового законодательства).

Значительное внимание в концепции Милля уделено правам человека. Милль рассматривал права человека, во-первых, как сферу, свободную от вмешательства государства, а, во-вторых, стремился максимально сузить круг случаев, когда вмешательство государства и общества в дела индивида является допустимым. Индивидуальная свобода, по мнению Милля, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые непосредственно касаются только ее самой, она означает, что человек может быть в пределах этой сферы сам себе хозяином и действовать в ней по собственному усмотрению.

Выделяет три сферы личной свободы:

1) свобода совести в широком смысле слова (свобода мысли, чувства, мнения относительно всех предметов; предполагается возможность выражать и распространять свои идеи);

2) свобода выбора в преследовании определенной цели (свобода действовать, устраивать жизнь по своему усмотрению);

3) свобода объединения с другими индивидами (возможность действовать с ними сообща для достижения определенной цели).

Лучшая форма правления - представительная демократия, где каждый не только имеет голос в управлении страной, но и может быть призван к деятельному участию в ней.

Население современного ему государства делит на 2 класса, в первый из которых входят рабочие и мелкие торговцы, а во второй - "хозяева". Оба класса, по мнению Милля, должны располагать равным количеством голосов в парламенте.


О. Конт

«Курс позитивной философии», «Система позитивной политики»

Основатель философии позитивизма.

Конт считал своей задачей преодоление умственной отсталости и дезорганизации, царящей как в области наук, так и в обществе. «Идеи правят миром» - утверждал Конт.

Всю историю развития человечества он делит на 3 стадии развития, соответствующие состояниям человеческого разума:

1. теологическое состояние (до 1300 г.) – главная часть науки содержалась в богословской оболочке, а все явления «осуществлялись» волей сверхъестественных существ.

2. метафизическое – разрушение теологических идей и подготовка к переходу на следующую стадию.

3. позитивная – научная стадия. Индустриальный строй, господствует позитивное сознание, развита промышленность.

Главный источник морального и политического кризиса общества и причина революционных настроений – глубокое разногласие умов и отсутствие общих идей. Выход из этой ситуации – обнаружение таких истин, которые сами приведут человечество к миру и счастью.

Всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону, в этом случае они не способствуют никакому порядку. Т.к. божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг. Право Конт считает авторитарно-теократическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Для борьбы с этим теократическим авторитетом было выдвинуто понятие права человека, которое несет только разрушение.

Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и политическая деятельность. Но это лишь второстепенные факторы, главный – духовное и личностное развитие.

Взгляды на государство и политическое устройство:

1 стадия – светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную – жрецы.

2 стадия – на светскую власть оказывали влияние законники, «юристы»; духовная власть переходит к отвлеченным мыслителям.

Переход к 3 стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Этим и обусловливается новая позитивная политика.

3 стадия – социократия. Сохраняется класс капиталистов, материальная сила должна принадлежать промышленникам. Богатый патрициат управляет социократией. Пролетариат должен в 33 раза превышать численность патрициата. Духовную власть осуществляют жрецы позитивистской церкви.

В конечном счете, по проектам Конта, человечество объединится в 500 социократий, каждая размерами не больше Бельгии.

Конт осуждал агрессивные войны, видя в них пережиток военного быта.

Отвергал либерализм, демократию, классовую борьбу и т.п.


Маркс и Энгельс

Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее.

Государство и право рассматриваются как надстроечные явления по отношению к экономической структуре общества. Опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него - производственные отношения образуют ее условие, определяют ее саму.

Сторонники того, что государство и право имеют классовый характер, который связан с 2 свойствами: 1) абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право (обусловленность наличием соц классов, определяемость формы государства и права процессами взаимодействия классов); 2) свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации (тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей).

Государство и право может быть проводником политики различных классов. Хотя их пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Не бывает классово нейтральных ролей государства.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества.

Государство - учреждение, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Политическая власть — это организованное насилие одного класса для подавления другого.

В исторической эпохе, которую откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс различает три периода: 1) переход к социализму; 2) первую (низшую) фазу коммунистического общества; 3) высшую фазу коммунизма.

При социализме средства производства принадлежат всему обществу, нет больше эксплуататорских классов, но государство на этой ступени сохраняется. При коммунизме полностью отмирает государство.

Энгельс формулирует позицию по вопросу о происхождении и отмирании государства: государство существует не извечно. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство.


Славянофилы и западники

Славянофилы – Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин и др.

Славянофилы понимали всемирную историю как противостояние духовной свободы и материальной ограниченности. В цивилизациях и культурах различных народов эта борьба проявилась и отразилась по-разному.

Перелом для всех – появление христианства. Но на западе оно подверглось искажению, а Россия сохранила христианство в чистоте.

Славянофилы считали, что задача России – донести до Запада начала истинного христианского духа.

Они утверждали, что на Западе личность понимается только в индивидуалистическом смысле. Этот индивидуализм породил эгоизм и крайний материализм, погоню за наживой и др. Особенностью же России славянофилы называли соборность, единодушие и согласие.

Общие верования и обычаи делают ненужными насильственные законы.

Они утверждали, что до Петра I Россия была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив бюрократию.

Славянофилы критиковали бюрократию и одобряли самодержавие: народ не стремится к политической свободе, а ищет свободы нравственной, свободы духа.

Выступали за отмену крепостного права.

Православие. Самодержавие. Народность

 

Западники – Огарев, Кавелин, Чичерин, Белинский и др.

Западники видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, справедливости.

Философскую основу западничества составляла преимущественно теория Гегеля, его взгляд на исторический процесс как трехступенчатое развитие: от господства до царства свободы.

Т.о., западники рассматривали исторический процесс как процесс прогрессивного развития. Конечной целью являлось достижение такого устройства общества, при котором были бы реализованы идеалы общественной свободы.

Западники, как и Гегель, разделяли народы на исторические - государство и гражданское общество; неисторические – патриархально-догосударственная стадия развития.

Подобно индивидам и человечеству народы проходят 2 стадии развития:

эпоху естественной непосредственности

эпоху сознательного существования.

Западники считали, что Россия начала переход от племени к нации благодаря реформам Петра I. В этот период она вошла во всемирную историю.

Политические требования западников: предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничение самодержавия конституцией и т.п.


А. Герцен и Н. Чернышевский

Герцен. «Письма из Франции и Италии», «Письма с того берега»

Какой-либо цельной теории он не имеет.

Происхождение государства связывает с договором, заключенным между людьми.

Государство не считал вечным атрибутом цивилизации, относился к этому образованию критически, однако он понимал, что в ближайшем будущем оно необходимо. Государство – форма, через которую проходит всякое человеческое сообщество, принимающее значительные размеры. Герцен считал, что государство не имеет определенного содержания, служит тому, на чьей стороне сила, оно постоянно изменяется сообразно обстоятельствам и подстраивается под потребности.

Герцен считал, что в западном мире государство создано для ведения экономических и финансовых дел. Уничтожение экономического неравенства приведет к установлению справедливого общества.

Выделял 2 формы организации человеческого общежитиямонархию и республику. При этом у Герцена идет речь не о формах правления, а именно о формах организации общежития.

Республика может быть социальная и политическая. Подлинная только социальная.

Идеал для Герцена – русская община. Это основа построения русского социализма. Однако Герцен видел в крестьянской общине и негативные черты – поглощение личности миром. Он желал сохранить общину, но освободить личность.

По его замыслу для установления социально республики необходимо распространить общину на города.

Эта социальная республика способна преодолеть антагонизм между царем и народом.

Чернышевский. «Письма без адреса», роман «Что делать?»

Происхождение государства связано с фактом появления частной собственности. Власть государства и власть собственника сливаются в одной. Далее они берут функции полицейского и военного надзора.

В русском государстве знать оккупировала власть и собственность. На смену самодержавию должна прийти демократическая республика.

Он выступал за парламент, в котором депутат отчитывается перед своими избирателями. Он может быть отозван при ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Государство необходимо, но только для перехода к социализму.

Нет частной собственности = нет государства.

По натуре своей человек всегда хороший, но себя он любит больше всего, отсюда и возникает эгоизм и вражда.

Формальные свобода и права западного мира – ничто, если невозможно их обеспечить.

Критиковал самодержавие, считал, что оно не совместимо с правом.

Выступал за революцию. Считал, что в результате ее изменится отношение работников к труду.


51. Джон Остин (1790—1859),

В цикле своих лекций под названием «Определение предмета юриспруденции» он развил идею Т. Гоббса о праве как команде суверена (командная теория права) и утилитаристский тезис И. Бентама о том, что подобная команда суверена должна быть нацелена на обеспечение наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

Принцип полезности как неявно выраженное собрание божеских заповедей.

Не согласен был с теорией договора Гоббса.

Главный труд Остина «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права».

Право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. В конструкции Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права — нормой властного принуждения, или «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).

Норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы. Этим субъектом суверенных властных полномочий может быть не только человек, но и бог. Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. Право в целом является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических санкциях и принуждении.

Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно отвергал.

Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой «закон есть закон».

Право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами — таковы законы, установленные богом (божеское право), и законы, установленные людьми. Но среди второй категории не все можно безоговорочно отнести к праву в строгом смысле (позитивному праву), например, правила, установленные лицами и учреждениями, не являющимися суверенами. К этому же разряду Остин относит правила, установленные общественным мнением (к их числу он относит и нормы международного права), а также правила моды, правила этикета и законы чести. Остин называл все эти разновидности нормативного регулирования термином «позитивная мораль».

Таким образом, право в широком смысле включает в себя богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

Между позитивным правом и моралью, а также религией существует противоречие. Противоречие с моралью не лишает право его качественных свойств, даже если оно подвергается критике с моральных позиций или испытывает ограничительное воздействие со стороны последней.

Таким образом, право обособляется от морали ради того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное право — вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое, несовершенное. Он склонялся к тому, что и решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном.

М/н право относил к разряду не позитивного права, а к области «позитивной международной нравственности», правила которой распространены среди цивилизованных наций.       

Он высказывал свои предпочтения в пользу правления элиты знания.


52. Спенсер 1820—1903 гг.

Один из основателей социологии. «Человек и государство», «Принципы социологии», «Справедливость».

Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложнения структуры и функций, их дифференциации Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные. Их он называл агрегатами: племя, союз племен, города-государства, империи.

Раз возникнув, эти объединения испытывают воздействие иных факторов перемен – социально-классовой дифференциации, разделения труда, возникновения земледелия, ремесел, образования органов политической власти и т.д.

Общество существует для блага всех членов, а не члены его существуют для блага общества. То есть усилия политического агрегата должны воплощать в себе притязания составляющих его единиц.

Первоначально политическая дифференциация возникла из семейной дифференциации – мужчины начинают властвовать над женщинами. Одновременно происходит дифференциация и в классе мужчин, которая приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных в рабство. С образованием класса рабов и начинается политическое разделение между правящими структурами и подвластными.

Вместе с расширением завоеваний усложняется классовая структура. И тем самым усложняется политическая структура.

Различал военизированное общество – иерархизированная подчиненность, все работают на войну и т.п.; и промышленное общество – добровольная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов.

Главной закономерностью в общественных изменениях, относящихся к обществу и государству, он считал закон эволюции и прогресса, причем главным изменением здесь следует считать переход от социума, целиком подчиняющего индивида, к обществу, которое заботится о составляющих его индивидах.

Регулятивная система, олицетворяемая государством, обеспечивает подчинение составных частей целому. Наилучшим образом эта деятельность организована в государстве с представительным парламентским правление м, ибо здесь наилучшим образом обеспечены социальная справедливость и индивидуальная свобода. Свобода является естественным первичным правом человека, она существует задолго до появления государства и именно из нее вырастает весь набор основных гражданских свобод в государстве. Справедливость и право - мера индивидуальной и общественной пользы.

В социальном воздействии права он различает две ориентациипозитивную, включающую право любого индивида на свободное развитие личности, свободную активность и свободное пользование ее результатами, и негативную, нацеленную на ограничение этих прав вследствие необходимости уважать свободу других. В итоге право становится похожим на совокупность этических норм, которые принудительно используются обществом и государством во имя защиты свободы индивидов.


Иеринг

«Цель в праве», «Борьба за право».

Уподобляя право организму, Иеринг придает ему все качества продукта природы: единство во множестве, индивидуальность, рост из себя и т.п.

Рост или развитие права из самого себя и требует исторического подхода к нему.

Право выходит из рук общества, которое Иеринг интерпретирует как сферу совместного действия людей, объединенных общими целями, в этой сфере каждый, действуя для других, действует и для себя. И наоборот. Создателем права выступает общество государственно-организованное. Именно государственный аппарат и порождает право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.055 с.)