Иван IV Грозный и А.М. Курбский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иван IV Грозный и А.М. Курбский



Важный источник русской политико-правовой мысли в XVI в. – переписка первого русского царя Ивана IV Грозного с князем А.М. Курбским.

А.М. Курбский был соратником Ивана Грозного, участвовал в Казанских походах, был членом Избранной рады и воеводой в ходе Ливонской войны. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана Грозного, А.М. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, где стал членом рады Речи Посполитой, участвовал в войне против России.

Курбский обвиняет Ивана 4 в том, что тот правит не по старине, что он жесток, несправедлив. Развивает теорию ограничения царской власти Боярским Советом. Выступает в защиту боярских прав, в т.ч. и так называемого «права отъезда» бояр, недовольных царем.

Цель верховной власти – милостивое и справедливое управление державой. Он считал русское государство единственной страной, которая сохранила истинное государство.

А.М. Курбский упоминает о естественном законе, едином для всех людей. На второе место он ставит христианский закон. С его точки зрения, Иван Грозный повинен в нарушении естественного закона, т.к. являясь тираном, он не признает над собой никаких законов, действует единолично, без реального участия каких-либо советников и сословно-представительных учреждений. Курбский называет власть Грозного безбожной и беззаконной, т.к. она не основана на Божьем писании. Грозный со своим необузданным нравом не должен быть царем, хотя и получил власть от Бога. Иван Грозный – вероотступник. Он поставил себя на один уровень с Богом.

Идеал политической власти А.М. Курбского – разделение гос. власти между царем и Боярским Советом – коллегиальным органом, контролирующим действия царя. Т.е. ограниченная монархия.

Курбский утверждает, что нет государства, если не действует закон, правосудие, не соблюдаются старые обычаи.

Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что государственный аппарат неэффективен, т.к. он заменен клеветниками и доносчиками.

Грозный называл Курбского предателем, поскольку он сбежал в РП, боясь за свою жизнь, за свое тело.

Главная идея писем Ивана Грозного заключается в утверждении необходимости неограниченной царской власти. Обоснования следующие:

1) Царь ведет родословную московских князей от кесаря Августа и его брата Прусса к Рюрику и киевским князьям, утверждая законность унаследованного от предков царства. «Все истинные цари обладали неограниченной властью».

2) Теократическая теория богоустановленности царской власти. В письмах Курбскому он пишет, что «царская власть от бога и сопротивляться ей - божьему повелению сопротивление». Ссылается на текст Священного Писания и утверждает, что царь не отвечает в своей деятельности ни перед Богом, ни перед подданными, а потому выше закона.

Грозный называет себя посредником между Богом и русским народом. Главную ответственность перед Богом на Страшном суде он видит в одном: как он управлял своими рабами на пути становления к истине.

Если царь посредник между Богом и народом, то все претензии народа к нему он рассматривает как покушение на самого Бога. Предательство власти = предательство веры и Бога.

Формы служения Богу: 1) отшельничество; 2) монашество; 3) священство; 4) царское правление.

Грозный выбрал форму истязания плоти и перенес ее на свой народ. Главное орудие правителя – страх. Грозный хотел страхом Божьим обратить людей к истине и этим спасти их души.

Царь отвечает за свои действия перед Богом, но если царь виноват в чем-то перед ним, наказание за грехи царя будет нести его народ.

И. Грозный отвергает коллективное начало в организации верховной власти. Только Бог может быть помощником царю в выполнении его миссии. Истинным государем является только тот монарх, который может указать на исконно древнее происхождение своей династии и полноту своей власти над подданными внутри государства. Безусловное право царя – право жизни или смерти подданных. Судить и наказывать царь может не только за дела, но и за помыслы.

Отношения государственной власти с церковью: духовные лица не должны вмешиваться в светские дела. Четко ограничивает сферу действия церкви - только духовная область. Таким образом, царская власть не ограниченна никем и ничем. Иван Грозный настаивает на непосредственной связи царя с Богом, минуя церковь.


Н. Макиавелли

«Государь», «История Флоренции» и др.

Исключает религиозную документацию из государствоведения. Политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти людей, но объективно под воздействием установленного хода вещей.

Макиавелли отделяет государствоведение и от этики. Он считает, что неуместно решать политические проблемы находясь в кругу нравственных критериев, поскольку власть изначально явление внеморального плана.

Власть государя должна основываться на прочном фундаменте – хороших законах и хорошем войске. Но хорошего войска не бывает там, где нет хороших законов. И наоборот.

Чтобы государь смог сохранить свою власть, он не должен пренебрегать своими пороками, которые на деле обеспечивают его благополучие и безопасность. Для Макиавелли самосохранение и упрочнение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство у Макиавелли трактуется, в основном, в значении аппарата. Такой государственный аппарат включает государя и его министров, чиновников, советников и т.д. Государю принадлежит публичная власть, он не должен допускать, чтобы эта власть находилась в чьих-то еще руках.

Макиавелли отдает предпочтение тем формам государства, где государь правит единолично, но в окружении слуг. Вообще относительно формы правления мнение Макиавелли изменяется: в «Государе» он называет монархию, а в последующем – республику.

По отношению к управляемым государю следует выступать главным образом в облике опекуна народа. Он должен наводить порядок в стране, исключающий совершение преступлений должностными и частными лицами.

Благодеяния государя – военные, политико-охранительные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле. Правам и свободам в этом списке места нет.

Подданные должны полностью повиноваться государю. Это достижимо 2 способами: 1) любовью к государю; 2) страхом перед ним. Государь не должен пренебрегать суровыми карами, дабы добиться повиновения подданных. При этом опасаться ответственности ему не стоит. Государь находится вне юрисдикции суда.


Ж. Боден

≪Шесть книг о республике≫ (1576). Под республикой Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т.е. государство вообще.

По Бодену, государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву.

Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти.

Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании Бога, человека и природы. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, в особенности еще и потому, что оно суверенно.

Суверенитет — абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием, означающим высшую власть повелевать. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство - когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.

Пять отличительных признаков суверенитета. 1ый— издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. 2ой — решение вопросов войны и мира. 3ий — назначение должностных лиц. 4ый — действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. 5ый — помилование.

К трактовке суверенитета г осударственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например, последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство, неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Право несет с собой справедливость, а закон — приказ.

Лучшая форма правления – монархия. Но при этом возможны элементы аристократизма и демократии. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.

По способу осуществления властиБоден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен — законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью — как своей.Лучшим является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье и т.д.

У Бодена само право выступает целью бытия государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)