Социологические концепции государства и права в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические концепции государства и права в России



Муромцев. «Очерк общей теории гражданского права».

Методологическая основа – социологический позитивизм.

Правоживой правопорядок, создаваемый практической деятельностью судей, правоприменением, практикой.

Задача науки – не систематизировать и классифицировать, т.е. формально-догматически обрабатывать действующее право, а открывать социологические законы развития, преемственности и существования права как определенной группы социальных явлений.

В основе – не норма и не статья, а социальная связь, общественные отношения. Эти отношения нуждаются в защите. А защита может быть организованной и неорганизованной.

Организованная – с помощью норм. Неорганизованная – с помощью власти.

Все вместе (фактические и юридические отношения) - субъективное право.

Совокупность всех прав и составляет правопорядок.

Если норма не соответствует каким-то фактическим отношениям – это мертвая норма. Если норма соответствует отношениям – она будет действовать.

Зная фактические интересы, суд и администрация должны действовать сообразно этим интересам.

 

Ковалевский. «Происхождение современной демократии».

Основной элемент – солидарность.

Противоречие, которое возникает в обществе, оценивается как препятствие. На место борьбы противоположностей приходит среда замирения.

Она возникает еще в родовом обществе и приводит к созданию государства.

Государство – преемник родового патриархального общества. Выделение вождей, инициаторов и их склонность властвовать приводят к возникновению государства.

Государство появляется в силу гипотетической силы власти.

Государство: народ, власть, территория.

Право – средство консенсуса. Оно существовало еще в доклассовом обществе и менялось по мере его развития.

Право первичнее государства.

Критикует позитивизм. Законодательство связано с обычаями и моралью.

Для России лучшая форма – демократическая монархия (2-ухпалатный парламент и монарх).

Развивал концепцию социального прогресса, содержание которого состоит в росте солидарности общественных групп и народов.

Власть возникает при психологическом давлении сильной одаренной личности на инертные пассивные массы. Основа всякого общежития – готовность подчиняться.

 

Коркунов. «Лекции по общей теории права».

Выступает против отождествления права с законом.

Выдвинул теорию субъективного реализма, согласно которой общество есть объективный общественный порядок, психическое единение людей. Личность не растворяется в обществе, а сохраняет свою самостоятельность.

Содержание социальной жизни – сталкивающиеся между собой интересы в различных областях. Отсюда вытекает необходимость права, задача которого – обеспечение должного общественного порядка.

Задача права – разграничение этих интересов. Гражданское право разграничивает интересы частного лица; уголовное – подсудимого и обвинителя; государственное право – интересы всех: от монарха до последнего подданного.

Право имеет 2 аспекта: объективный (юридическая норма) и субъективный (субъективные права и обязанности).

Государство – юридическое отношение, в котором субъекты – все участники, а объект – власть.

Природа власти – не стремление властвующего господствовать, а осознание подданного подчиняться.

Носители государственной власти – не одни органы власти, а все граждане.

Отрицает разделение властей. Говорит о единстве монаршей власти при разделении функций.

Идеал – самодержавная монархия. Суть – взаимодействие функций при их относительной самостоятельности. Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти, но осуществляет ее правомерно.

За смертную казнь.

Против парламента.


Евразийцы

Как движение «евразийцы» оформились в 20-х гг. ХХ в. основные представители данного движения: П. Н Савицкий (географ, экономист), Н. Н. Алексеев (юрист), Г. В. Вернадский (историк, сын В. И. Вернадского).

Суть учения «евразийцев» заключалась в необходимости восстановления дореволюционного правления. «Евразийцы» не считали, что России нужна была революция.

Большевизм - это антисистема.

Р оссия (Евразия) – обособленный культурный и географический мир. Россия – независимая общность, образованная во времена монгольского завоевания; это замкнутое самодостаточное пространство. Географическое пространство России определяет и ее политическое пространство. По мнению «евразийцев», основателем российского государства был Чингисхан; преемником российского государства стало Московское государство. На сегодняшний день, как говорили евразийцы, Россия отделена от Европы большевиками (маргинальным субэтносом). Это отделение должно происходить на уровне евразийской идеи. Нет высших и низших культур. Есть только похожие и непохожие. Под словом «человечество» и «общечеловеческие ценности» скрывается экспансия со стороны романо-германских народов.

До Петровской эпохи Русь имела свой религиозный смысл. Начиная с Петра I эта идея упрощена и заменена на позитивно-политическую идею империи и империализма. Культурная задача понималась обеднено, выводя свою идеологию из славянской традиции. С Перта I Церковь превратилась в чиновничий аппарат.

«Евразийцы» говорили о необходимости симфонии властейвзаимопроникновения Церкви и государства. Государство должно черпать свою идеологию из Церкви.

Против идеи правового государства «евразийцы» выдвигают идею «государства правды», в котором приоритет отдается духовным ценностям, а государство и право соблюдают православие. В «государстве правды» должны править лучшие люди.

Чтобы обезвредить абстрактную идеологию (например, идею правового государства), нужно выработать свою идеологию – «идею-правительницу», которая является мотивом внутренней деятельности. Эта идея не может быть до конца понятна и существует, как далекий идеал.

Кроме «идеи-правительницы» второй основой государства и права является правящий отбор, который определяет тип народного хозяйства и социального строя. Если правящий отбор находится на службе у «идеи-правительницы», то это хорошо. Но если это не так, то возникает бюрократизм.

Политические партии – это западный продукт.

В России власть должна отражать волю не всех граждан, а только носителей государственной власти. В России сложилось две формы механизма формирования запретов и дозволений: физическое воздействие и отношение власти и подчинения. Режим должен быть идеомакратическим.

«Евразийцы» считают, что феномен Российской империи уникален, так как она не завоевывала, а обживала свои окраины.

Они отвергали притязания мелких наций на суверенитет. Создание нации, по их мнению, - это деятельность культуры, а не политический спектакль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.009 с.)