Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические концепции государства и права в России
Муромцев. «Очерк общей теории гражданского права». Методологическая основа – социологический позитивизм. Право – живой правопорядок, создаваемый практической деятельностью судей, правоприменением, практикой. Задача науки – не систематизировать и классифицировать, т.е. формально-догматически обрабатывать действующее право, а открывать социологические законы развития, преемственности и существования права как определенной группы социальных явлений. В основе – не норма и не статья, а социальная связь, общественные отношения. Эти отношения нуждаются в защите. А защита может быть организованной и неорганизованной. Организованная – с помощью норм. Неорганизованная – с помощью власти. Все вместе (фактические и юридические отношения) - субъективное право. Совокупность всех прав и составляет правопорядок. Если норма не соответствует каким-то фактическим отношениям – это мертвая норма. Если норма соответствует отношениям – она будет действовать. Зная фактические интересы, суд и администрация должны действовать сообразно этим интересам.
Ковалевский. «Происхождение современной демократии». Основной элемент – солидарность. Противоречие, которое возникает в обществе, оценивается как препятствие. На место борьбы противоположностей приходит среда замирения. Она возникает еще в родовом обществе и приводит к созданию государства. Государство – преемник родового патриархального общества. Выделение вождей, инициаторов и их склонность властвовать приводят к возникновению государства. Государство появляется в силу гипотетической силы власти. Государство: народ, власть, территория. Право – средство консенсуса. Оно существовало еще в доклассовом обществе и менялось по мере его развития. Право первичнее государства. Критикует позитивизм. Законодательство связано с обычаями и моралью. Для России лучшая форма – демократическая монархия (2-ухпалатный парламент и монарх). Развивал концепцию социального прогресса, содержание которого состоит в росте солидарности общественных групп и народов. Власть возникает при психологическом давлении сильной одаренной личности на инертные пассивные массы. Основа всякого общежития – готовность подчиняться.
Коркунов. «Лекции по общей теории права». Выступает против отождествления права с законом. Выдвинул теорию субъективного реализма, согласно которой общество есть объективный общественный порядок, психическое единение людей. Личность не растворяется в обществе, а сохраняет свою самостоятельность. Содержание социальной жизни – сталкивающиеся между собой интересы в различных областях. Отсюда вытекает необходимость права, задача которого – обеспечение должного общественного порядка. Задача права – разграничение этих интересов. Гражданское право разграничивает интересы частного лица; уголовное – подсудимого и обвинителя; государственное право – интересы всех: от монарха до последнего подданного. Право имеет 2 аспекта: объективный (юридическая норма) и субъективный (субъективные права и обязанности). Государство – юридическое отношение, в котором субъекты – все участники, а объект – власть. Природа власти – не стремление властвующего господствовать, а осознание подданного подчиняться. Носители государственной власти – не одни органы власти, а все граждане. Отрицает разделение властей. Говорит о единстве монаршей власти при разделении функций. Идеал – самодержавная монархия. Суть – взаимодействие функций при их относительной самостоятельности. Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти, но осуществляет ее правомерно. За смертную казнь. Против парламента. Евразийцы Как движение «евразийцы» оформились в 20-х гг. ХХ в. основные представители данного движения: П. Н Савицкий (географ, экономист), Н. Н. Алексеев (юрист), Г. В. Вернадский (историк, сын В. И. Вернадского). Суть учения «евразийцев» заключалась в необходимости восстановления дореволюционного правления. «Евразийцы» не считали, что России нужна была революция. Большевизм - это антисистема. Р оссия (Евразия) – обособленный культурный и географический мир. Россия – независимая общность, образованная во времена монгольского завоевания; это замкнутое самодостаточное пространство. Географическое пространство России определяет и ее политическое пространство. По мнению «евразийцев», основателем российского государства был Чингисхан; преемником российского государства стало Московское государство. На сегодняшний день, как говорили евразийцы, Россия отделена от Европы большевиками (маргинальным субэтносом). Это отделение должно происходить на уровне евразийской идеи. Нет высших и низших культур. Есть только похожие и непохожие. Под словом «человечество» и «общечеловеческие ценности» скрывается экспансия со стороны романо-германских народов.
До Петровской эпохи Русь имела свой религиозный смысл. Начиная с Петра I эта идея упрощена и заменена на позитивно-политическую идею империи и империализма. Культурная задача понималась обеднено, выводя свою идеологию из славянской традиции. С Перта I Церковь превратилась в чиновничий аппарат. «Евразийцы» говорили о необходимости симфонии властей – взаимопроникновения Церкви и государства. Государство должно черпать свою идеологию из Церкви. Против идеи правового государства «евразийцы» выдвигают идею «государства правды», в котором приоритет отдается духовным ценностям, а государство и право соблюдают православие. В «государстве правды» должны править лучшие люди. Чтобы обезвредить абстрактную идеологию (например, идею правового государства), нужно выработать свою идеологию – «идею-правительницу», которая является мотивом внутренней деятельности. Эта идея не может быть до конца понятна и существует, как далекий идеал. Кроме «идеи-правительницы» второй основой государства и права является правящий отбор, который определяет тип народного хозяйства и социального строя. Если правящий отбор находится на службе у «идеи-правительницы», то это хорошо. Но если это не так, то возникает бюрократизм. Политические партии – это западный продукт. В России власть должна отражать волю не всех граждан, а только носителей государственной власти. В России сложилось две формы механизма формирования запретов и дозволений: физическое воздействие и отношение власти и подчинения. Режим должен быть идеомакратическим. «Евразийцы» считают, что феномен Российской империи уникален, так как она не завоевывала, а обживала свои окраины. Они отвергали притязания мелких наций на суверенитет. Создание нации, по их мнению, - это деятельность культуры, а не политический спектакль.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.009 с.) |