Департамент культуры Воронежской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент культуры Воронежской области



Департамент культуры Воронежской области

       ГБ ПОУ «Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина»

Основы психологии

Курс лекций

Воронеж

«Цифровая  полиграфия»

Г.

Анатоль Франс сказал:

«Чтобы переваривать знания, их нужно поглощать с аппетитом».

Хорошего Вам аппетита при освоении курса психологии,

 уважаемые студенты Воронежского областного училища культуры.

Преподаватель психологии Семёнова Наталья Аликовна.

 

 

Курс лекций подготовлен преподавателем психологии Семёновой Н.А.  в соответствии с Рабочей программой профессионального модуля «Педагогическая деятельность»

 

Курс лекций разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию культуры умственного труда; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Цель учебной  дисциплины

· Усвоение студентами системы знаний в области  психологии, повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психологической культуры.

В результате изучения курса студенты должны

знать:

· основные понятия психологии, закономерности психического развития человека;

методы психологической диагностики личности;

· индивидуально-психологические свойства, качества и особенности личности, механизмы мотивации и способы регуляции поведения и деятельности;

· особенности психологии художественного творчества;

 

уметь:

  • организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;
  •  использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;
  • осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования.

 

Усвоение содержания данной учебной дисциплины организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций; практических аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевых и деловых игр и др.

Лекция 1.

Психология - слово греческое - наука о душе или наука о психике человека.

Размышления о понятии  «душа».

Православная точка зрения…

Но не все религии допускают жизнь души в отрыве от тела. Древний Египет (пирамиды, мумии) обиталище души в теле человека - сердце, печень, диафрагма.

Платон (5 в. до н.э.) - место души - мозг.

Рассмотрим психологическую точку зрения.

  Душа - это психика человека. Психика - это свойство мозга отражать объективную действительность.

  Познавательные процессы воля, внимание, чувства, проявления темперамента и характера - все это явления человеческой психики.

Психология - это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Предмет изучения – человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Психодиагностические методы

· тестирование

  • анкетирование
  • опросник
  • интервью
  • беседа
  • социометрия. С помощью ряда вопросов типа: «С кем бы ты хотел что- то делать и  с кем бы ты не хотел что-то делать?» определяем лидера и аутсайдера в коллективе
  • анализ продуктов деятельности ( например, детские рисунки)
  • биографический метод
  1. Методы коррекции
  • Аутотренинг (самовнушение) – средство психогигиены, средство управления собой в экстремальной ситуации. Основа - расслабление мышц, создание чувственного образа, внутренняя речь / Пример с лимоном /.
  • Социально-психологический тренинг - форма обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, коррекция поведения. Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов.

 

Методы обработки данных

  • количественные
  • качественные

Дополнительный материал.

Народный аутотренинг.

Я действительно сильный человек. Любую беду я руками разведу. Утро вечера мудренее, а сама я с каждым днем, с каждым часом умнее, ни одна минутка даром не проходит, а каждая с собою крупицу мудрости приводит.

Я сильная личность. Растет-укрепляется во мне сила духа. Никакие порчи-морчи, морчи-корчи мне не страшны, никакие химеры, вампирчики и холеры — все за версту меня обходят и лопаются, как мыльные пузыри. А кто за печкой шуршит? Так это пауки да мыши. А кто ходит по крыше? Так это ветер либо трусливый вор; а больше никто там не ходит, а ворам — позор. У страха глаза велики, каждый кустик в потьмах волком мерещится, чудищем кажется, а нам нечего бояться, мы будем петь, и смеяться, как малые дитятки. Поиграем в ладушки да в прятки, на придумаем утех; забавы — в любом возрасте не грех. Оттого и завыли, что пошутить забыли. Нет причины для кручины. А что конопатая, так скоро буду богатая, а что, как пожарная машина, краснею, так я от того еще милее. А что бедна, так не я одна, а что боль остра, так она жизни родная сестра. Я с нею поговорю по-свойски, она и уйдет восвояси: спасибо, мила, что предупредила, в каком месте неполадки, живо наведу там порядки. Руки намылю, дела налажу, все косточки разомну, все мышцы растряхну да разглажу. Ради любимого не поленюсь, расстараюсь — изменюсь.

Лекция 2.

Восприятие.

Классификация восприятий

Восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов, на основе этого существует следующая классификация восприятий: зрительные, слуховые, осязательные,кинестезические, обонятельные, вкусовые.

Другой вид классификации восприятий основан на формах существования материи: восприятие пространства, времени и движения, восприятие человека человеком.

Восприятие пространства – это восприятие объемности и удаленности, восприятие глубины, светотеней, величины и формы. Остановимся на таких понятиях как иллюзия и галлюцинация.

Иллюзия – это искаженное восприятие. Примеры.

Галлюцинация. Во время галлюцинации человек ничего не воспринимает. Это след ранее бывших восприятий, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинация – это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит то, чего нет, он может ощущать отсутствующий запах и даже чувствовать прикосновение. При этом, обычно закрыв глаза, он продолжает видеть, а, заткнув уши, слышать.

 

Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности реальных явлений. Уверена, что вы не раз сетовали на время: почему оно иногда быстро бежит, а иногда так нудно тянется. На самом деле время «не бежит» и «не тянется», а меняется наша «оценка времени». Если события интересные – то время быстротечно, если однообразные – то время тянется (ожидание, скучная лекция). Существует зависимость восприятия времени от типа темперамента. Субъективное время для холерика и сангвиника течет быстрее, чем для флегматика и меланхолика.

Следует остановиться на пожирателях вашего времени – хронофагах. Они способны растащить ваше время по минутам, оставив лишь грусть по несделанному. Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Уважайте время. Не важно чье – свое или чужое. В любом случае оно невосполнимо.

Эталоны в оценке времени: секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы, века. Особенность времени – его необратимость. Время – направленная величина и необходимо определить отправную точку, откуда идет отчет, отсюда настоящее, прошлое и будущее.

Восприятие движения. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком–то фоне, вызывает последовательные возбуждения разных клеток сетчатки. Существует гипотеза, что мозг истолковывает движение глаз, как показатель движения предмета. Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности (кино - 24 кадра в секунду или луна бежит, а на самом деле движется фон).

Восприятие человека человеком. Психологическая иллюзия. Мы часто воспринимаем человека не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он нам хочет казаться или таким, каким мы его хотим видеть.

Лекция 3.

Психофизиологические основы внимания

 

Внимание - это направленность, сосредоточенность сознания на определённом объекте. Если мы направляем сознание на определённый объект, то мы как бы выдвигаем его на первый план, а всё остальное становится фоном. Первый план осознаётся ясно и отчётливо, а фон…, поэтому существуют выражения «смотрю, но не вижу», «слушаю, но не слышу». В учебном процессе срав­нительно легко направить внимание учеников на тот или иной объект, но значительно труднее сохранить внимание в тече­ние необходимого времени.

Внимание проявляется в мимике, позе, в движениях чело­века. Внимательного ученика легко отличить от невниматель­ного.

Виды внимания:произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

 Непроизволь­ное или пассивное, вынужденное внимание возникает и под­держивается независимо от стоящих перед человеком задач. Оно может возникнуть под влиянием сильного раздражителя (гром­кого звука, вспышки резкого света и т.д., из-за чего-то ново­го, необычного, появившегося в поле восприятия).

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека, поэтому его называют волевым, активным.

Послепроизвольное внимание Оно возникает, когда психическая деятельность требует первоначально больших волевых усилий, но затем, когда сам процесс деятельности станет для человека интерес­ным сам по себе, внимание к этой деятельности уже не требует волевых усилий и становится как бы непроизвольным.

Воспитание внимания.

Основное правило воспитания внимания – это приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях. Следует научиться направлять внимание на определённый объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания связано с развитием волевых качеств человека, нужно уметь заставить себя сосредоточиться на нужном объекте. Лучший способ стать внимательным – это не позволять себе делать никакой работы невнимательно.

 Хотя особенности внимания во мно­гом определяются природными задатками, но путем трени­ровки оно может быть улучшено и развито. Начиная с первого класса, следует тренировать внимание учащихся и продолжать такую тренировку в последующих классах. В подростковом воз­расте можно вызвать у учащихся стремление к самостоятель­ному развитию своего внимания.

Лекция 4.

                Понятие о памяти и её основных процессах

1. Понятие о памяти

Памятью называется спо­собность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разно­образной информации.

 Памятью человек пользуется пра­ктически беспрерывно. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может пока­заться на первый взгляд, пуста, на самом деле в ней очень много так называемой ге­нетической информации. Почему человек рождается на свет и, развиваясь, становится внеш­не, анатомически и физиологически похожим именно на че­ловека, откуда у него берутся рефлексы, основные жизненные инстинкты, элементарные, врожденные психические способности и фор­мы поведения? Все это человек имеет с момента рождения, и все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, па­мять человеку нужна также для того, чтобы сохранять свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни.

 Однако того, что человеку дано с рождения, явно недос­таточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы ми­нимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь.

Процессы памяти

Память чело­века включает в себя следующие основные процессы: запо­минание, сохранение, воспроизведение (припоминание), уз­навание и забывание.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Запоминание зависит от времени дня, когда идёт процесс запоминания («жаворонки, совы, голуби»), от эмоциональной окрашенности запоминаемого материала, от характеристик окружающей среды (посторонние раздражители, сидя – лёжа). Сохранение зависит от запоминания, от частоты воспроизведения информации.

 Казалось бы, забывание — негативный процесс, так как мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забы­вания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о ве­щах, которые человеку нежелательно помнить для поддер­жания нормального существования, например о таких собы­тиях, которые его психологически травмируют.
3. Виды памяти человека и их особенности.

Лекция 5.

Эмоции и чувства

Эмоции (латынь - потрясаю, волную) - реакции человека и животных на воздействие внешних раздражителей. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей организма.

Чувства - это эмоциональные переживания, которые носят устойчивый характер, возникающие на основе социальных потребностей человека.

Чувства - это переживание человека своего отношения к тому, что он познает и делает. Чувства вызываются определенным объектом и зависят от свойств этого объекта, но чувства отражают не эти свойства, а наше отношение к ним.

  Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе. Человеческая жизнь не может быть без переживаний, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает «эмоциональный голод». Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Все познается в сравнении. Вспомним знаменитые Пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Особенности чувств

Чувства носят личностный характер, в них отражается значимость
предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так,
пища, предлагается сытому и голодному человеку, вызовет у них разные
чувства. Чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. «То, что радует человека, что интересует, повергает в уныние, волнует, что ему представляется смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф. Крюгер).

Полярность чувств: удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - горе.

Интегральность чувств. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма.

Связь чувств с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

Чувства имеют двойственную обусловленность. Чувства вызываются определенным объектом и зависят от свойств этого объекта (объективный компонент), но чувства отражают не сами эти свойства, а наше отношение к ним (субъективный компонент). Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношение к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания.

Амбивалентность (двойственность) чувств (любовь и ненависть). Один и тот же объект может вызывать противоречивые чувства.

Средства выражения чувств

Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражений. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике (лицо - зеркало души). Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. Особенно полно выражаются чувства в речи. Большую роль играет интонация. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается правильность её.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности.

Виды чувств

Положительные чувства, связанные с удовлетворением потребностей человека и поэтому доставляющие удовольствие и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и поэтому доставляющие неудовольствие. Например: любовь, ненависть, страх, месть и т.д.

Простые чувства (страх, гнев), сложные чувства (патриотизм, эстетические чувства)

Моральные - это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительных и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм. К аморальным чувствам относятся - жадность, эгоизм, жестокость, злорадство.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусству. Они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах. Чувство прекрасного, комического и трагического, чувство юмора.

 Чувства различаются по направленности. Ч увства могут быть направлены на себя - самодовольство, стыд, раскаяние; - на других людей  - любовь, благодарность, зависть, презрение. Чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира - огорчение, разочарование, радость. Чувства, связанные с инстинктом самосохранения - страх, тревога, испуг.

Культура чувств.

Культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами; умение понимать и уважать чувства других людей, сопереживать им.

Можно ли по-настоящему проникнуть душевным состоянием другого человека? Ф.И. Тютчев сомневался в этом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?». А вы?

Очень важна готовность понять другого человека, а такую готовность нужно воспитывать. Говорят, что сытый голодного не разумеет, а я бы добавила, если не хочет разуметь. Жизнь учит человека, что нужно сдерживать свои чувства, уметь владеть собой. В то же время, когда о человеке говорят, что он «бесчувственный», - это ведь не похвала. Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, чем бы он ни занимался. Такие люди вызывают дружеское расположение окружающих. Мне нравятся люди, о которых А.Н. Толстой сказал так: «Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж с плеча».

Но, говоря о профессии педагога, нужно помнить, что педагог должен быть эмоционально стабилен.

Лекция 6.

Лекция 7.

Психологический анализ речи

Лекция 8.

Понятие деятельности.

 

Деятельность — это регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Для человека деятельность яв­ляется необходимым условием формирования личности и в то же время она зависит от уровня развития личности, выступаю­щей субъектом этой деятельности.

Единицей анализа деятельности является действие, состоя­щее из отдельных движений, направленных на предмет и имею­щих определенную цель. Если действия ориентированы на окружающих людей, тогда они ста­новятся актом поведения - поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Структура деятельности:

• мотивы — внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью

способы и приемы — это действия, предпринимаемые чело­веком для того, чтобы достичь целей деятельности

цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

результат — это то, чего достигает человек в ходе деятель­ности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятель­ности, а через них и самого себя.

Механизмами усвоения общественного опыта являются про­цессы экстериоризации и интериоризации. Исследования совет­ских психологов

Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Галь­перина показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь склады­вать их в слоги, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обуче­нии чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это делать молча, пере­нося действия во внутренний план.

Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, на­правленной на достижение желаемой цели, проделывает дейст­вие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе дея­тельности, выполненной во внутреннем плане. Реализация умст­венного действия вовне, в виде действий с предметами называ­ется экстериоризацией.

Виды деятельности

общение - это процесс установления и развития контактов между людьми;

игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирую­щих реальные, в которых усваивается общественный опыт;

учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения тру­довой деятельности;

труд — деятельность, направленная на создание общест­венно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Каждому возрастному этапу развития человека свой­ственен специфический вид деятельности, оп­ределяющий тип общения. (Привести примеры)

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов дея­тельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельно­сти как бы подготавливает последующий, так как в нем развива­ются соответствующие потребности, познавательные возможно­сти и особенности поведения.

 

Способности

Если говорят, что у человека есть способности – это значит: он быстро овладевает какой-либо деятельностью и качественно ее выполняет.

Способности формируются и обнаруживаются в деятельности. В основе способностей лежат задатки. При наличии задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут проявиться очень рано (Моцарт в 3-4 года написал свои первые пьесы).

Гельвеций: «Воспитание должно активно формировать умственные способности». Дидро: «Задача воспитания – дать простор для развития способностей, заложенных в человеке».

Нельзя делить людей на способных и не способных. Любой вид способностей в той или иной мере доступен каждому.

Рассмотрим классификацию способностей: общие способности, специальные.

Общие способности – это умственные способности (уровень интеллекта), коммуникативные, развитая ручная моторика, память.

Лекция 9.

Лекция 10.

Психология творчества

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творче­ским складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт. Чертами творческой личности явля­ются: независимость и самостоятельность суждений, склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; нестан­дартность мышления; богатство фантазии и интуиции. Сильная воля помогает им в достижении поставленных целей. Для нахождения истины они не чураются тяжелого и изнурительного труда, находя в самом его процессе большое удовлетворение.

Творческие люди в своей деятельности не склонны опи­раться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имею­щихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А.Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения, а знаменитый физик с мировым именем Ландау не находил ничего привлекательного в звуках самой прекрасной музыки.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежным показателем проявления творческой личности.

Развитие творческих способностей.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать разви­тие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского твор­чества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ре­бенку то, что мы вправе от него ожидать.

Что помогает творчеству.

Вдохновение — прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что че­ловек находился «в ударе». Что этому может способствовать?

Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное. Шедевры рождаются как под влиянием счастливой любви, так и несчастной. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. Гре­ческий воин пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона.

Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский дие­толог Поль Брэгг в книге «Чудо голодания» считает, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его из­нутри, кровь становится более чистой и, соответственно, улуч­шается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор при­нимал в свою школу только тех учеников, которые могли вы­держать семидневное голодание.

Особо стоит вопрос о гениальности художника и его психи­ческом заболевании. Еще Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помеша­тельство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писате­лей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа.

Самая существенная черта гениев — чередование переме­жающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом прояв­ляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрица­тельного.

Выводы: Жизнь — это непрерывный процесс творчества. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов дейст­вий, ведущих к получению результатов, не известных до этого. Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой.

Художественное творчество

Почему художник создает свое произведение? Художник создает свое произведение потому, что он не мо­жет его не создать. Потребность излить свои чувства на холсте, на бумаге, в нотных знаках проистекает из-за перегруженности эмоцио­нальной сферы художника жизненными впечатлениями. То, что для обыкновенного человека является обыденным фак­том жизни, в душе художника вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоцио­нальной отзывчивости его психической организации. Из многочисленных теорий, объясняющих природу художе­ственного творчества, мы остановимся на концепции ис­кусства, предложенной Фрейдом в рамках созданного им направления психоанализа.

Фрейд о природе художественного творчества

Фрейд полагал, что по своей природе художественное произ­ведение выполняет компенсаторную функцию, что иллюзии художника погружают зрителей и слушателей в мягкий наркоз, который отодвигает на некото­рое время трудности жизни и дает силы для поддержания на­дежды. За наслаждение, которое слушатели и зрители получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает, в конце - кон­цов то, что хотел — деньги, славу и любовь.

Из-за своих компенсаторных функций прославились голли­вудские и индийские фильмы. Среди отечественных фильмов грандиозный успех выпал на фильм режиссера В.Меньшова «Москва слезам не верит», несущего в себе значительную ком­пенсаторную нагрузку. Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тон­ко его воспринимающий, может вместе со своей жизнью про­живать тысячи других, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои собственные чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, передавали в звуках композиторы, изобража­ли великие художники.

Катарсическая теория искусства

Функции компенсации противостоит катарсическая функция искусства, смысл которой заключается в избавлении человека от угне­тающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологи­ческое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. Ари­стотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят, как бы, исцеление и очищение людям».

В катарсическом переживании сильное аффективное пере­живание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения.

Психологический механизм катарсиса был детально исследо­ван Л.С. Выготским в его работе «Психология искусства». Л. Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино». Искусство всег­да несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. в положительную эмоцию, кото­рую несет в себе искусство.

Важнейшим приемом, при помощи которого художник доби­вается катарсического аффекта, является прием   уничтожения содержания формой.

  На примерах «Гамлета», «Евгения Онеги­на», рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» Л.Выготский показы­вает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов - художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарси­сом.

Если посмотреть на многие популярные романсы, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием явля­ются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаиче­ским языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не смо­жет. Однако те же самые отрицательные переживания, выра­женные в поэтических рифмах, положенные на красивую мело­дию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния, и возникает то самое ощущение просвет­ления, которое испытывает читатель после рассказа Ивана Бу­нина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения челове­ком высот духовного совершенства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.112 с.)