Структура введения курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура введения курсовой работы



Порядок изложения в курсовой работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.

Введение – это вступительная, начальная часть курсовой работы. В ней дается общая оценка состояния научной, производственной, социальной или иной сферы деятельности человека, где находится избранный учащимся объект исследования. Введение– это короткий раздел объемом до 1,5-2 страниц, в котором:

1) обосновывается актуальность темы курсовой работы;

2) дается обоснование круга вопросов, нуждающихся в изучении по проблематике, связанной с темой курсовой работы;

3) объясняется практическая ценность избранной для исследования темы;

4) формулируется объект и предмет исследования;

5) ставится цель исследования в курсовой работе;

6) формулируются промежуточные задачи, которые требуется решить для достижения конечной цели курсовой работы;

7) указывается избранный метод (или методы) исследования.

Таким образом, введение – ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует исследователя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Введение имеет следующие структурные части:

1. Актуальность темы исследования. Актуальность – обязательное требование к любой исследовательской работе. Оно показывает, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его профессиональную зрелость и подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы компьютерного текста показать главное, из чего будет видна актуальность темы.

Необходимо кратко в обобщенном виде раскрыть основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе, указать отечественных и зарубежных исследователей, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы, уточнить степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что – неполно, что – вообще не разработано).

Учитывая степень разработанности проблемы, учащийся делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики. Исходя из этого, им формулируются объект и предмет исследования, его цель и задачи.

2. Объект исследования – это та или иная область педагогической действительности, которая выражена в теоретических или практических знаниях о ней (процесс обучения, процесс воспитания, педагогическое явление, внеклассная работа, тот или иной вид деятельности учащихся, то или иное психическое свойство личности, определенная группа учащихся, родителей и т.д.).

3. Предмет исследования более конкретен, чем объект (в одном объекте может быть несколько предметов исследования), но для исследования выделяется только один, т.е. только одна конкретная проблема, требующая решения. Предмет исследования – это функционирование сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Это та или иная сторона, свойство, отношение объекта, которые изучаются с определенной целью и в определенных условиях. Например: объект исследования – нравственное воспитание младших дошкольников, предмет исследования – воспитание сознательной дисциплины детей.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе в её заглавии.

4. Цель исследования – это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Анализ... '", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Цель исследования формулируется через отглагольное существительное – определение, выявление, обоснование, разработка.

В курсовых исследованиях цели могут быть различными, такими как:

– раскрытие системы работы по формированию или развитию того или иного умения, её дополнение и уточнение;

– уточнение, разработка и апробация на практике диагностической методики в целях выявления наличия тех или иных нарушений.

5. Задачи исследования (количество задач, формулируемых во введении – 3-5) развивают и конкретизируют цель исследования и должны соответствовать объекту и предмету исследования. Задачи исследования формулируются через инфинитив глагола (раскрыть, рассмотреть, апробировать).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта.

Вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики развития, обоснованием основных путей решения проблемы.

Третья задача – со способами преобразования и моделирования. Последняя задача связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, проблемой управления исследуемым предметом, а также разработкой методических рекомендаций, (указаний, учебно-методических пособий, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.

В курсовых исследованиях по педагогическим дисциплинам, как правило, решаются следующие задачи:

– раскрыть ключевые понятия по теме исследования;

– разработать и описать методы диагностики уровня сформированности исследуемого умения;

– охарактеризовать научные основы методической работы по коррекции / профилактике / развитию / формированию исследуемого умения;

– систематизировать и описать уже имеющуюся методику работы, выявить ее недостающие звенья;

– спроектировать собственные задания / планы-конспекты уроков / технологические карты уроков, уточняющие, дополняющие существующую методику.

6. Методы исследования. Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Указываются методы, используемые учащимся в процессе исследования (Приложение Д).

7. Практическая значимость полученных результатов. В курсовой работе, имеющей практическое значение, могут приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования полученных результатов в различных сферах практики обучения.

 

Основная часть

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Главы должны продемонстрировать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, форма и содержание которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к научным работам. При этом рекомендуется пользоваться лексическими средствами научного произведения, выдерживая единый научный стиль во всей работе (Приложение Е).

В работе должно быть две главы. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы, а если глава разделена на разделы, то каждый раздел – отдельную часть этого вопроса.

Содержание глав и разделов должно соответствовать их названиям. В содержании глав и разделов подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты.

Первая глава носит теоретический характер. В ней на основе изучения и анализа литературы раскрываются сущность исследуемого явления, его структура, рассматриваются различные подходы к решению поставленной проблемы, дается их оценка. Здесь же выделяются и раскрываются критерии и показатели изменений, происходящих в исследуемом явлении.

Содержание второй главы показывает умение учащегося самостоятельно планировать и проводить исследовательскую, аналитическую работу, обобщать полученные в процессе исследования результаты, подвергать их статистической обработке, проводить их качественный анализ, делать выводы и формулировать научно-методические и практические рекомендации.

Распределение основного материала курсовой работы по главам и структурирование по разделамопределяются учащимся по согласованию с руководителем курсовой работы. По объёму они должны быть примерно равными между собой. В целях сохранения объёма глав все материалы, которые имеют вспомогательное значение для решения научной задачи, выносятся в приложения.

При написании глав и разделов следует добиваться сохранения логической связи между ними, последовательного перехода от одного раздела к другому внутри глав, от одной главы к другой. Такие переходы обеспечиваются краткими выводами в конце каждого раздела.

Каждую главу курсовой работы следует завершать краткими выводами, которые подводят итоги этапов исследования и на которых базируется формулировка основных результатов и практических рекомендаций курсового исследования.

 

Рекомендации по написанию заключения

В заключении учащемуся, выполнившему курсовую работу необходимо сделать краткие выводы о результатах проведенного им исследования в ходе написания основной части курсовой работы. В нем подводятся итоги всему исследованию, при необходимости делаются практические рекомендации. При этом важно, чтобы в выводах отражалась решённость всех задач исследования и обоснованность, доказанность выводов и рекомендаций. В конечном счете, заключение констатирует степень реализации целей и задач, поставленных во введении, научно-теоретическую и практическую ценность выполненной курсовой работы.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора. При необходимости можно подчеркнуть пути, целесообразность продолжения исследования темы, высказать свое видение форм и методов дальнейшего изучения, а также очередность задач, которые придется решать будущим исследователям.

 


 

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для написания курсовой работы следует использовать следующие виды научной литературы:

– монографии (научные книги по специальным темам);

– научные статьи;

– статьи в сборниках научных трудов;

– материалы научных конференций;

– авторефераты диссертаций;

– научно-практические комментарии системы образования;

– материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

Источниками для формирования библиографического списка могут быть также список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебных дисциплин, библиографические списки в учебниках и монографиях, предметные каталоги библиотек, Internet, рекомендации научного руководителя.

Сведения об использованных в курсовой работе источниках (как о литературе, так и о нормативных правовых актах) приводятся в разделе «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ».

В списке использованных источников сведения об источниках нумеруют арабскими цифрами. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Сведения об источниках печатают с абзацного отступа, после номера ставят точку (Приложение Ж).

При алфавитном способе группировки источников не следует в одном списке смешивать различные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают в алфавитном порядке после перечня всех источников на языке научной работы.

В «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» включаются только те источники, материал которых действительно анализируется в курсовой работе.

 


ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В составную часть «ПРИЛОЖЕНИЕ» включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости для более полного раскрытия содержания и результатов исследований, оценки их научной и практической значимости. Число приложений определяется автором курсовой работы после тщательного анализа и согласования предлагаемого для внесения материала с научным руководителем. Образец оформления анкеты как структурной части приложения курсовой работы находится в приложении З.

Приложения оформляют как продолжение работы на ее последующих страницах. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху страницы (выравнивание по правому краю, без абзацного отступа) слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (прописными полужирными буквами) и его цифрового обозначения (номера), под которым на следующей строке приводят заголовок приложения, записываемый с прописной буквы без выделения полужирным или курсивным начертанием шрифта. Выравнивание заголовка − по центру строки.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Для цифрового обозначения используют арабские цифры. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует цифра, обозначающая его последовательность.

ПримерПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

Если приложение в работе одно − оно не нумеруется.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.018 с.)