В г. Волгодонске Ростовской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В г. Волгодонске Ростовской области



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Донской государственный технический университет»

В г. Волгодонске Ростовской области

(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)

 

БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕРВИСЕ

Методические рекомендации

к самостоятельному изучению дисциплины

для студентов направлений

43.03.01  «Сервис»

 

Волгодонск 2020

 

Содержание

 

 

Введение………………………..………………………..…………… 3

 

1 Содержание модулей и тем дисциплины…….……………………… 4

 

2 Рекомендации по изучению тем модуля № 1…….…………………  7

 

3 Рекомендации по изучению тем модуля № 2………………………   26

 

Список рекомендуемой литературы ………………………………    37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бизнес-план прочно вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами и партнерами, а также как информация для государственных управляющих органов. Бизнес-план является основой любого коммерческого проекта, обеспечивающего успех.

С целью формирования у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области бизнес-планирования в учебные планы вузов введена дисциплина «Бизнес-планирование в сервисе».

Студенты направления 43.03.01«Сервис» изучают эту дисциплину на 4 курсе. Количество часов для проведения лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов определяется учебным планом. В лекционном курсе излагается основная часть учебной программы, остальной материал выносится на самостоятельное изучение.

Самостоятельная работа студентов - основа высшего образования. В условиях возрастающего потока научной и учебной информации им приходится совершенствовать методы самостоятельной подготовки.

Данные методические рекомендации имеют своей целью облегчить студентам самостоятельное изучение курса «Бизнес-планирование в сервисе», быть небольшим путеводителем по разнохарактерной литературе по бизнес-планированию.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1 Основы бизнес-планирования. Методика составления бизнес-плана.

Часть 1 - Концепция бизнеса. Исследование рынка и разработка плана маркетинговых действий

Тема 1 Основы процесса бизнес-планирования на предприятии

Определение бизнес-плана и его роль в современном предпринимательстве. Отличительные особенности бизнес-плана от других плановых документов. Назначение бизнес-плана. Бизнес-план как внешний документ. Цели, задачи и функции бизнес-плана. Основополагающие принципы и участники процесса бизнес-планирования. Классификация бизнес-планов. Состав, структура и объем бизнес-плана. Последовательность разработки бизнес-плана. Организация процесса бизнес-планирования. Характеристика основных стадий процесса бизнес-планирования: подготовительной, стадии разработки бизнес-плана, продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, стадии реализации бизнес-плана. Рекомендации по разработке качественного бизнес-плана. Особенности бизнес-планирования предприятий сферы услуг.

 

Тема 4 План маркетинга

Содержание и структура раздела бизнес-плана "План маркетинга": формирование стратегий развития предприятия, позиционирование рынка, составляющие комплекса маркетинга, бюджет маркетинга.

Комментарии к данному разделу бизнес-плана: алгоритм формирования и основные типы стратегии фирмы в бизнес-плане, модели стратегического анализа, изучение вопросов позиционирования рынка, обоснование в бизнес-плане товарных стратегий фирмы и возможности их использования на различных стадиях жизненного цикла товара, этапы разработки ценовой политики предприятия в бизнес-плане, влияние концепции жизненного цикла товара на выбор ценовой стратегии, отражение в бизнес-плане ценовой тактики, рыночное страхование цен, обоснование стратегии коммуникативной политики, выбора инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, "паблик рилейшнз", прямой маркетинг, спонсоринг, продукт - плейсмент, брэндинг), методы определения бюджета маркетинга.

Модуль 2 Методика составления бизнес-плана

Часть 2 - Финансовое планирование и ресурсное обеспечение, компьютерные технологии подготовки бизнес-плана

Тема 5 План производства. Организационный план

Содержание и структура раздела "План производства": местонахождение предприятия, государственное и правовое регулирование, технология производства, производственное кооперирование, контроль производственного процесса, система охраны окружающей среды, производственная программа, производственные мощности и их развитие, потребность в долгосрочных активах, потребность в оборотных средствах, прогноз затрат.

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Организационный план": организационная структура, ключевой управленческий персонал, Совет директоров, профессиональные советники и услуги, персонал, социальная инфраструктура, календарный план, правовое обеспечение деятельности предприятия.

 

Тема 6 Финансовый план

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Финансовый план": финансово-экономические результаты деятельности предприятия, подготовка плановых документов, финансовая оценка проекта, прогноз запаса финансовой прочности.

Комментарии к данному разделу бизнес-плана: приведение форм финансовой отчетности к требованиям международных стандартов, алгоритм получения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия, методы финансового прогнозирования, финансовая оценка бизнес-проекта, учет фактора инфляции в процессе бизнес-планирования.

 

Тема 7 Финансовая стратегия

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Финансовая стратегия": потребность в инвестициях и источники их финансирования, коммерческая эффективность бизнес-проекта, анализ чувствительности проекта, эффективность участия в бизнес-проекте, портфельные инвестиции.

Комментарии к данному разделу: принципы и методика оценки коммерческой эффективности бизнес-проекта, учет фактора инфляции при определении эффективности бизнес-проекта.

 

Тема 8 Потенциальные риски

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Потенциальные риски": анализ рисков в деятельности предприятия, оценка риска бизнес-проекта, организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков, программа страхования рисков.

Комментарии к разделу: качественный анализ рисков бизнес-проекта, методика количественной оценки рисков, оценка риска бизнес-проекта посредством показателей производственного, финансового и производственно-финансового левериджей, оценка риска бизнес-проекта на основе принципа бизнес-планирования - многовариантность.

 

Тема 9 Бизнес-план финансового оздоровления предприятия

Методика разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Особенности структуры и содержания его разделов.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ МОДУЛЯ № 1

 

Тема 1 Основы процесса бизнес-планирования на предприятии

В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки.

Дословно "бизнес-план" переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово "бизнес" здесь рассматривается как синоним предпринимательства.

Бизнес-план - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

Необходимо уяснить отличительные особенности бизнес-плана от других плановых документов: целевых комплексных программ, планов экономического и социального развития, технико-экономического обоснования, стратегического плана, инвестиционного проекта.

Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами.

Главная цель бизнес-плана - выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса.

Вторая функция - планирование.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства - ссуды, кредиты.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов: гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости, по согласованию с заказчиком, привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: заказчика, муниципальных органов, подрядных (проектных) фирм, потребителя, использующего продукцию или услуги. Множество разнообразных бизнес-планов может быть классифицировано по различным основаниям:

▪ по составу и структуре бизнес-плана (монопроект, мультипроект, мегапроект);

▪ по масштабу (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты);

▪ по длительности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные);

▪ по сложности (простые, сложные и очень сложные);

▪ по объектам бизнеса -рисунок 1.

Производственного подразделения
Всего предприятия
Развитие
Финансовое оздоровление
Новому
Действующему
По бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения)
По предприятию
Бизнес-план

Рисунок 1 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной на рисунке 1 типологии.

Различают также официальный и рабочий бизнес-план.

Факторы, определяющие объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации:

1) специфика вида предпринимательской деятельности;

2) размеры предприятия;

3) цель составления бизнес-плана;

4) общая стратегия предприятия;

5) перспективы роста создаваемого предприятия;

6) размер предполагаемого рынка сбыта;

7) наличие конкурентов.

Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана - 40 страниц. В то же время главное требование - полнота и конкретность изложения необходимого материала в бизнес-плане.

Несмотря на довольно значительные внешние отличия бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным.

Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать структуру бизнес-плана, наиболее часто встречающуюся в практике бизнес-планирования. Данная структура и последовательность разработки бизнес-плана показаны на рисунке 2.

Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Примерная схема организации процесса бизнес-планирования показана на рисунке 3.

При изучении материала особое внимание следует уделить двум последним стадиям процесса бизнес-планирования: продвижение и реализация бизнес-плана.

Продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности как условие его эффективной реализации

Презентация бизнес-плана – краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.

Перечень освещаемых во время презентации вопросов. Форма изложения материала. Участники презентации. Способы повышения эффективности презентации.

Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров

Протокольный визит. Типы поведения партнеров на переговорах и используемые ими приемы. Тактика проведения переговоров. Учет национальных особенностей собеседников. Анализ переговоров.

 

Возможность выполнения расчетов с помощью компьютерной программы Project Expert и получения документов:
Последовательность

Выполнения работ

Раздел бизнес-плана
1 Сбор и анализ информации о продукции, услуге Раздел 3 Характеристика услуги и продукции
2 Сбор и анализ информации о рынке сбыта Раздел 4 Исследование и анализ рынка сбыта
3 Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта Раздел 5 Конкуренция и конкурентное преимущество
помесячно: - отчет о прибылях и убытках; - отчет о движении денежных средств; - прогнозный баланс; -начисленные налоги; финансовые результаты  
4 Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли

Раздел 2 Описание предприятия и отрасли
5 Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики Раздел 6 План маркетинга
6 Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами Раздел 7 Производственный план
- срок окупаемости; - индекс доходности; - внутренняя норма рентабельности; - чистый дисконтированный доход
7 Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей

Раздел 9 Финансовый план
8 Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности Раздел 10 Финансовая стратегия
Анализ чувствительности проекта
9 Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта

Раздел 8 Организационный план
10 Решение вопроса рисков и гарантий Раздел 11 Потенциальные риски
11 Составление краткого содержания проекта Раздел 1 Резюме
12 Составление аннотации на проект Аннотация

 

Рисунок 2 – Последовательность разработки бизнес-плана

             
1 Подготовительная стадия
 
 

 

 

 

 


Рисунок 3 – Примерная схема организации процесса бизнес-планирования

Аудит бизнес-плана внешними инвесторами

Процедура аудита бизнес-плана включает шесть этапов:

1) определение характеристик компании-заявителя и отрасли, где она действует;

2) оценка условий инвестиционного соглашения;

3) анализ баланса последнего отчетного периода;

4) оценка «весомости» руководящей команды компании заявителя;

5) выявление особенности проекта;

6) общий анализ бизнес-плана.

При изучении материала необходимо уяснить: что же должно находиться в центре внимания специалистов, призванных оценивать бизнес-план, на каждом из этапов аудита?

Реализация бизнес-плана

Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи на предприятии и вне его, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-план в реальную производственную стадию.

Основные задачи планирования реализации бизнес-проекта. Порядок составления графика реализации, объединяющего в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана. Характеристика основных стадий реализации бизнес-плана. Контроль и систематическое перепланирование. Корректировка бизнес-плана.

Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.

Основные теоретические и практические аспекты бизнес-планирования предприятий характерны и для предприятий сферы услуг. В то же время в процессе бизнес-планирования предприятия сферы услуг необходимо учитывать специфические качества услуг: неосязаемость, невозможность хранения, неотделимость от источника и изменчивость, особенности рисков услуг.

Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка товара. Это связано главным образом с тем, что уровень неопределенности при получении услуг выше, чем при покупке товаров, а, следовательно, выше и возможные психологические, финансовые потери, а также потери времени.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение бизнес-плана.

2) Какова роль бизнес-плана в современном предпринимательстве?

3) В чем отличие бизнес-плана от других плановых документов?

4) Каково назначение бизнес-плана?

5) Назовите цели и задачи бизнес-плана.

6) Раскройте сущность функций бизнес-плана.

7) Перечислите основных участников процесса бизнес-планирования.

8) На каких принципах основан процесс бизнес-планирования?

9) Какие стадии включает анализ баланса предприятия за последний отчетный период?

10) Что включает в себя график реализации бизнес-плана?

11) Чем отличается рабочий бизнес-план от официального?

12) По каким направлениям осуществляется классификация бизнес-планов?

13) Какие факторы определяют объем, состав и структуру бизнес-плана?

14) Перечислите основные разделы бизнес-плана.

15) Какова последовательность выполнения работ при подготовке бизнес-плана?

16) Дайте определение процесса бизнес-планирования.

17) Опишите схему организации процесса бизнес-планирования.

18) Что входит в презентацию бизнес-плана?

19) Как повысить эффективность презентации?

20) В чем заключается тактика ведения переговоров?

21) Каковы особенности выработки тактики переговоров с партнерами из различных стран?

22) Как принять участие в работе Международной биржи бизнес-планов «BORITEC»?

23) Каковы преимущества активной формы участия в работе «BORITEC»?

24) В чем состоит процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами?

25) При каком условии в процессе аудита осуществляется общий анализ бизнес-плана?

26) С какой целью выполняются узкопрофильные экспертизы бизнес-плана?

27) Опишите процедуру контроля и перепланирования бизнес-плана?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое концепция бизнеса или резюме?

2) Каков порядок оформления резюме?

3) Может ли резюме использоваться как рекламный документ?

4) Возможно ли использование резюме при предоставлении заявки потенциальному инвестору на начальное и дополнительное финансирование?

5) Определите порядок изложения материала в разделе бизнес-плана «Описание предприятия и отрасли».

6) В бизнес-плане отражаются все виды деятельности, записанные в Уставе предприятия?

7) Какие факторы влияют на деятельность предприятия?

8) Чем миссия отличается от цели предприятия?

9) Перечислите восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.

10) Каким образом цели исследуются на предмет качества?

11) Назовите основные цели предприятия.

Вопросы для самоконтроля

1) Какова структура и содержание раздела бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции»?

2) Перечислите основные факторы привлекательности товара.

3) Какие товары отвечают требованиям «новизны»?

4) Что такое дизайн исследования рынка?

5) Перечислите этапы исследования рынка в процессе бизнес-плани-рования.

6) Что такое внутренняя и внешняя информация?

7) Что такое первичная и вторичная информация?

8) Дайте характеристику методов проведения первичных (полевых) исследований, используемых при подготовке бизнес-плана.

9) Какие существуют методы обработки информации? В чем их сущность?

10) Что такое сегментация рынка? Для чего она используется?

11) Чем отличается критерий сегментации от признака сегментации?

12) Охарактеризуйте известные Вам критерии сегментации.

13) По каким признакам можно сегментировать рынок?

14) Что такое целевой рынок, рыночная ниша?

15) Дайте определение бенчмаркинга.

16) Перечислите последовательность этапов бенчмаркинга при разработке бизнес-плана.

17) Что такое конкурентоспособность предприятия?

18) Какие способы оценки конкурентоспособности предприятия Вам известны? Раскройте их сущность.

19) Какие требования предъявляются к выбору факторов оценки конкурентоспособности предприятия в бизнес-плане?

 

Тема 4   План маркетинга

В разделе бизнес-плана «План маркетинга» обосновываются:

▪ формирование стратегии развития предприятия (общей, деловой (конкурентной), стратегий маркетинга);

▪ составляющие комплекса маркетинга (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политика);

▪ бюджет маркетинга.

Алгоритм формирования стратегий фирмы в бизнес-плане показан на рисунке 5.

 

         
Оценка текущей стратегии
 

 


Рисунок 5 – Алгоритм формирования стратегий фирмы

При разработке бизнес-плана большое значение имеет формирование общей (портфельной) стратегии фирмы. Эффективное распределение между стратегическими единицами бизнеса (СЕБ) инвестиций могут создать эффект синэргизма или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности фирмы, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между СЕБ.

Выбор общей стратегии фирмы в бизнес-плане осуществляется с помощью инструментария и моделей стратегического анализа.

Основными моделями, которые наиболее часто используются в практике бизнес-планирования, для разработки общей стратегии фирмы являются: портфельный анализ (матрица «рост – доля рынка» – метод, разработанный американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп», матрица «привлекательность – конкурентоспособность» – метод, разработанный компанией «Мак-Кинси» по заказу «Дженерал Электрик»); матрица «товар-рынок», предложенная И. Ансоффом).

В процессе изучения материала следует обратить особое внимание на принципы построения матриц и варианты стратегий в рамках характерных положений СЕБ на матрице.

Деловая (конкурентная) стратегия предприятия нацелена на достижение конкурентных преимуществ.

В соответствии со стартовыми позициями фирмы может быть использована одна из следующих конкурентных стратегий: снижение себестоимости продукции, дифференциация продукции, сегментирование рынка, внедрение новшеств, ориентация на потребности рынка.

На основе общей стратегии развития предприятия и конкурентных стратегий отдельных стратегических единиц бизнеса приступают к формированию функциональных стратегий. Каждая функциональная стратегия подробно рассматривается в соответствующих разделах бизнес-плана.

В разделе бизнес-плана «План маркетинга» дается характеристика стратегии маркетинга предприятия. При этом излагаются общие направления, а также стратегии внутри каждой составляющей комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики).

В бизнес-плане описываются действия по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте, т.е. по осуществлению позиционирования рынка.

Позиционирование рынка – это технология определения позиций продукта на отдельных рыночных сегментах. В бизнес-планировании позиции продукта определяют с помощью карт, которые представляют собой двухмерную матрицу различных пар характеристик, например, функции «качество-цена» для товаров конкурирующих фирм.

Позиционирование рынка может идти по одному из выбранных направлений:

- заполнение выявленной на рынке «ниши»;

- занятие места, близкого к позиции одного из конкурентов, т.е. конкурентное позиционирование.

Конкурентное позиционирование можно обеспечить, опираясь на дифференциацию продуктов. При этом дифференциация может иметь разное направление. Можно осуществлять продуктовую, ценовую, сервисную, кадровую и имиджевую дифференциации.

Правильно выбранное позиционирование рынка является предпосылкой для эффективной разработки в бизнес-плане комплекса маркетинга и в целом плана маркетинга.

Товарная политика

В бизнес-плане отражаются следующие основные направления товарной политики предприятия:

▪ ассортиментная политика;

▪ создание новой продукции;

▪ стратегия предприятия в области качества продукции;

▪ определение дизайновой стратегии;

▪ рыночная атрибутика товара (марка, товарный знак, упаковка, маркировка);

▪ стратегия организации сервисного обслуживания.

Ценовая политика

Процесс разработки в бизнес-плане ценовой политики предприятия представлен на рисунке 7.

Сбытовая политика

В бизнес-плане необходимо изложить используемые предприятием систему товародвижения и каналы распространения товара, привести смету затрат на реализацию продукции.

Коммуникативная политика

Отражаются основные положения программы коммуникативной политики предприятия: цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций, т.е. конкретное сочетание его отдельных инструментов.

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик релейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.

Бюджет маркетинга

В этом пункте бизнес-плана приводятся размеры затрат на маркетинг за три предыдущих года и на ближайшие 3-5 лет.

До настоящего времени не разработана унифицированная методика составления бюджета; каждая фирма использует свой подход к определению статей бюджета на маркетинг и составления форм отражения в них необходимой информации.

 

 

 

 


Рисунок 6 – Этапы разработки ценовой политики предприятия

Для расчета бюджета маркетинга в рамках каждой методики могут применяться следующие методы:

а) метод финансирования «от возможности»;

б) метод фиксированного процента;

в) метод «ориентации на конкурента»;

г) метод максимальных расходов;

д) метод на основе целей и задач.

 

Вопросы для самоконтроля.

1) Почему общая стратегия фирмы получила название портфельной?

2) Назовите три основных типа общих стратегий фирмы.

3) В чем заключается эффект синергизма или стратегического рычага?

4) Какие основные модели стратегического анализа используются при разработке бизнес-плана?

5) Опишите принципы построения матрицы «Бостон консалтинг групп».

6) Укажите варианты стратегий по основным позициям бизнеса в рамках матрицы «Бостон консалтинг групп».

7) В чем основные отличительные особенности модели «Мак-Кинси» от матрицы «Бостон консалтинг групп»?

8) Каковы критерии оценки привлекательности рынка?

9) Какие факторы могут быть использованы для оценки преимущества в конкуренции (конкурентоспособности)?

10) Опишите принципы построения и условия использования матрицы «товар-рынок».

11) Какие направления расширения деловой активности фирмы предлагаются матрицей «товар-рынок»?

12) Назовите основные виды деловой (конкурентной) стратегии фирмы.

13) Перечислите функциональные стратегии фирмы и в каких разделах бизнес-плана они разрабатываются?

14) Назовите известные Вам стратегии маркетинга и принципы их классификации.

15) В чем сущность позиционирования рынка?

16) Перечислите наиболее существенные факторы позиционирования.

17) Опишите принципы построения карт позиционирования.

18) Назовите основные направления позиционирования рынка.

19) В чем сущность продуктовой, ценовой, сервисной, кадровой и имиджевой дифференциации?

20) Назовите основные виды товарных стратегий фирмы.

21) Существует ли связь между стадиями жизненного цикла товара и товарными стратегиями?

22) Каково влияние концепции жизненного цикла товара на выбор ценовой стратегии?

23) Что включает в себя ценовая тактика?

24) Раскройте сущность методов ценообразования.

25) В чем заключаются рыночное страхование цен?

26) Назовите основные стратегии коммуникативной политики.

27) Что представляет собой инструментарий комплекса маркетинговых коммуникаций?

28) Укажите последовательность отражения рекламной деятельности в бизнес-плане.

29) Какие виды рекламных средств могут быть использованы при разработке рекламной деятельности в бизнес-плане?

30) Какие показатели используются для оценки эффективности рекламных средств?

31) По каким двум направлениям в бизнес-плане проводится анализ эффективности мероприятий рекламной кампании?

32) Перечислите известные Вам приемы стимулирования сбыта в зависимости от типа целевой аудитории.

33) Какие основные задачи призвана решить личная продажа?

34) Приведите примеры мероприятий «паблик рилейшнз».

35) В чем заключается сущность прямого маркетинга?

36) Приведите примеры использования основных форм прямого маркетинга.

37) В чем основное отличие спонсоринга от меценатства?

38) Что является сдерживающим фактором развития продукт-плейсмента?

39) Чем отличается брэнд от марки?

40) Раскройте сущность понятия «брэндинг».

41) Приведите примеры российских брэндов.

42) Каковы основные элементы рыночной атрибутики товара?

43) Приведите примеры индивидуальной, групповой, фирменной, региональной, национальной и международной марок.

44) В чем отличие марки производителя от частной марки?

45) Какие функции выполняет упаковка товара?

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ МОДУЛЯ №2

Тема 5     План производства. Организационный план

 

План производства

Удачное расположение предприятия – один из важнейших факторов успеха проекта.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия. Указываются правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т.д., наименование, местоположение и адрес фирм – субподрядчиков. Виды и условия выполнения ими работ, действующая на предприятии система управления качеством продукции (услуг).

Одна из важнейших составляющих данного раздела – описание производственного процесса и технологии производства. В бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах и темпах их изменения за последние три года, а также планирование значения этих показателей на ближайшие 3-5 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.285 с.)