Тема 2 Концепция бизнеса. Описание предприятия и отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Концепция бизнеса. Описание предприятия и отрасли



Требования к оформлению титульного листа, аннотации, оглавления и введения бизнес-плана.

Содержание и структура раздела "Концепция бизнеса (резюме)": суть проекта, цели и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта, сведения о фирме, команда управления, план действий, финансирование, гарантии возврата инвестиций, назначение бизнес-плана.

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Описание предприятия и отрасли": основные сведения о предприятии, основные виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на деятельность предприятия, миссия и цели деятельности предприятия, цели бизнес-плана.

 

Тема 3 Характеристика услуг и продукции. Исследование рынка сбыта

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Характеристика услуг и продукции": потребности, удовлетворяемые товаром, показатели качества, экономические показатели, внешнее оформление, сравнение с другими аналогичными товарами, патентная защищенность, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования продукции, возможные ключевые факторы успеха.

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Исследование и анализ рынка сбыта". Направления комплексного исследования рынка, которые должны найти отражение в бизнес-плане: определение рыночной структуры, изучение спроса и отбор целевых рынков, определение мотивации потребителей, исследование положения предприятия на рынке, оценка рынка и объема продаж, исследование условий конкуренции.

Комментарии к разделу бизнес-плана "Исследование и анализ рынка сбыта": дизайн исследования рынка, схема процесса исследования, изучение структуры рынка; основные методы прогнозирования, используемые в практике бизнес-планирования, бенч-маркинг, методика оценки конкурентоспособности продукции (услуг) и предприятия в целом, типы конкурентных преимуществ.

 

Тема 4 План маркетинга

Содержание и структура раздела бизнес-плана "План маркетинга": формирование стратегий развития предприятия, позиционирование рынка, составляющие комплекса маркетинга, бюджет маркетинга.

Комментарии к данному разделу бизнес-плана: алгоритм формирования и основные типы стратегии фирмы в бизнес-плане, модели стратегического анализа, изучение вопросов позиционирования рынка, обоснование в бизнес-плане товарных стратегий фирмы и возможности их использования на различных стадиях жизненного цикла товара, этапы разработки ценовой политики предприятия в бизнес-плане, влияние концепции жизненного цикла товара на выбор ценовой стратегии, отражение в бизнес-плане ценовой тактики, рыночное страхование цен, обоснование стратегии коммуникативной политики, выбора инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, "паблик рилейшнз", прямой маркетинг, спонсоринг, продукт - плейсмент, брэндинг), методы определения бюджета маркетинга.

Модуль 2 Методика составления бизнес-плана

Часть 2 - Финансовое планирование и ресурсное обеспечение, компьютерные технологии подготовки бизнес-плана

Тема 5 План производства. Организационный план

Содержание и структура раздела "План производства": местонахождение предприятия, государственное и правовое регулирование, технология производства, производственное кооперирование, контроль производственного процесса, система охраны окружающей среды, производственная программа, производственные мощности и их развитие, потребность в долгосрочных активах, потребность в оборотных средствах, прогноз затрат.

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Организационный план": организационная структура, ключевой управленческий персонал, Совет директоров, профессиональные советники и услуги, персонал, социальная инфраструктура, календарный план, правовое обеспечение деятельности предприятия.

 

Тема 6 Финансовый план

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Финансовый план": финансово-экономические результаты деятельности предприятия, подготовка плановых документов, финансовая оценка проекта, прогноз запаса финансовой прочности.

Комментарии к данному разделу бизнес-плана: приведение форм финансовой отчетности к требованиям международных стандартов, алгоритм получения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия, методы финансового прогнозирования, финансовая оценка бизнес-проекта, учет фактора инфляции в процессе бизнес-планирования.

 

Тема 7 Финансовая стратегия

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Финансовая стратегия": потребность в инвестициях и источники их финансирования, коммерческая эффективность бизнес-проекта, анализ чувствительности проекта, эффективность участия в бизнес-проекте, портфельные инвестиции.

Комментарии к данному разделу: принципы и методика оценки коммерческой эффективности бизнес-проекта, учет фактора инфляции при определении эффективности бизнес-проекта.

 

Тема 8 Потенциальные риски

Содержание и структура раздела бизнес-плана "Потенциальные риски": анализ рисков в деятельности предприятия, оценка риска бизнес-проекта, организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков, программа страхования рисков.

Комментарии к разделу: качественный анализ рисков бизнес-проекта, методика количественной оценки рисков, оценка риска бизнес-проекта посредством показателей производственного, финансового и производственно-финансового левериджей, оценка риска бизнес-проекта на основе принципа бизнес-планирования - многовариантность.

 

Тема 9 Бизнес-план финансового оздоровления предприятия

Методика разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Особенности структуры и содержания его разделов.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ МОДУЛЯ № 1

 

Тема 1 Основы процесса бизнес-планирования на предприятии

В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки.

Дословно "бизнес-план" переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово "бизнес" здесь рассматривается как синоним предпринимательства.

Бизнес-план - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

Необходимо уяснить отличительные особенности бизнес-плана от других плановых документов: целевых комплексных программ, планов экономического и социального развития, технико-экономического обоснования, стратегического плана, инвестиционного проекта.

Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами.

Главная цель бизнес-плана - выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса.

Вторая функция - планирование.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства - ссуды, кредиты.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов: гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости, по согласованию с заказчиком, привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: заказчика, муниципальных органов, подрядных (проектных) фирм, потребителя, использующего продукцию или услуги. Множество разнообразных бизнес-планов может быть классифицировано по различным основаниям:

▪ по составу и структуре бизнес-плана (монопроект, мультипроект, мегапроект);

▪ по масштабу (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты);

▪ по длительности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные);

▪ по сложности (простые, сложные и очень сложные);

▪ по объектам бизнеса -рисунок 1.

Производственного подразделения
Всего предприятия
Развитие
Финансовое оздоровление
Новому
Действующему
По бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения)
По предприятию
Бизнес-план

Рисунок 1 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной на рисунке 1 типологии.

Различают также официальный и рабочий бизнес-план.

Факторы, определяющие объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации:

1) специфика вида предпринимательской деятельности;

2) размеры предприятия;

3) цель составления бизнес-плана;

4) общая стратегия предприятия;

5) перспективы роста создаваемого предприятия;

6) размер предполагаемого рынка сбыта;

7) наличие конкурентов.

Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана - 40 страниц. В то же время главное требование - полнота и конкретность изложения необходимого материала в бизнес-плане.

Несмотря на довольно значительные внешние отличия бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным.

Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать структуру бизнес-плана, наиболее часто встречающуюся в практике бизнес-планирования. Данная структура и последовательность разработки бизнес-плана показаны на рисунке 2.

Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Примерная схема организации процесса бизнес-планирования показана на рисунке 3.

При изучении материала особое внимание следует уделить двум последним стадиям процесса бизнес-планирования: продвижение и реализация бизнес-плана.

Продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности как условие его эффективной реализации

Презентация бизнес-плана – краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.

Перечень освещаемых во время презентации вопросов. Форма изложения материала. Участники презентации. Способы повышения эффективности презентации.

Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров

Протокольный визит. Типы поведения партнеров на переговорах и используемые ими приемы. Тактика проведения переговоров. Учет национальных особенностей собеседников. Анализ переговоров.

 

Возможность выполнения расчетов с помощью компьютерной программы Project Expert и получения документов:
Последовательность

Выполнения работ

Раздел бизнес-плана
1 Сбор и анализ информации о продукции, услуге Раздел 3 Характеристика услуги и продукции
2 Сбор и анализ информации о рынке сбыта Раздел 4 Исследование и анализ рынка сбыта
3 Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта Раздел 5 Конкуренция и конкурентное преимущество
помесячно: - отчет о прибылях и убытках; - отчет о движении денежных средств; - прогнозный баланс; -начисленные налоги; финансовые результаты  
4 Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли

Раздел 2 Описание предприятия и отрасли
5 Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики Раздел 6 План маркетинга
6 Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами Раздел 7 Производственный план
- срок окупаемости; - индекс доходности; - внутренняя норма рентабельности; - чистый дисконтированный доход
7 Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей

Раздел 9 Финансовый план
8 Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности Раздел 10 Финансовая стратегия
Анализ чувствительности проекта
9 Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта

Раздел 8 Организационный план
10 Решение вопроса рисков и гарантий Раздел 11 Потенциальные риски
11 Составление краткого содержания проекта Раздел 1 Резюме
12 Составление аннотации на проект Аннотация

 

Рисунок 2 – Последовательность разработки бизнес-плана

             
1 Подготовительная стадия
 
 

 

 

 

 


Рисунок 3 – Примерная схема организации процесса бизнес-планирования

Аудит бизнес-плана внешними инвесторами

Процедура аудита бизнес-плана включает шесть этапов:

1) определение характеристик компании-заявителя и отрасли, где она действует;

2) оценка условий инвестиционного соглашения;

3) анализ баланса последнего отчетного периода;

4) оценка «весомости» руководящей команды компании заявителя;

5) выявление особенности проекта;

6) общий анализ бизнес-плана.

При изучении материала необходимо уяснить: что же должно находиться в центре внимания специалистов, призванных оценивать бизнес-план, на каждом из этапов аудита?

Реализация бизнес-плана

Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи на предприятии и вне его, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-план в реальную производственную стадию.

Основные задачи планирования реализации бизнес-проекта. Порядок составления графика реализации, объединяющего в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана. Характеристика основных стадий реализации бизнес-плана. Контроль и систематическое перепланирование. Корректировка бизнес-плана.

Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.

Основные теоретические и практические аспекты бизнес-планирования предприятий характерны и для предприятий сферы услуг. В то же время в процессе бизнес-планирования предприятия сферы услуг необходимо учитывать специфические качества услуг: неосязаемость, невозможность хранения, неотделимость от источника и изменчивость, особенности рисков услуг.

Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка товара. Это связано главным образом с тем, что уровень неопределенности при получении услуг выше, чем при покупке товаров, а, следовательно, выше и возможные психологические, финансовые потери, а также потери времени.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение бизнес-плана.

2) Какова роль бизнес-плана в современном предпринимательстве?

3) В чем отличие бизнес-плана от других плановых документов?

4) Каково назначение бизнес-плана?

5) Назовите цели и задачи бизнес-плана.

6) Раскройте сущность функций бизнес-плана.

7) Перечислите основных участников процесса бизнес-планирования.

8) На каких принципах основан процесс бизнес-планирования?

9) Какие стадии включает анализ баланса предприятия за последний отчетный период?

10) Что включает в себя график реализации бизнес-плана?

11) Чем отличается рабочий бизнес-план от официального?

12) По каким направлениям осуществляется классификация бизнес-планов?

13) Какие факторы определяют объем, состав и структуру бизнес-плана?

14) Перечислите основные разделы бизнес-плана.

15) Какова последовательность выполнения работ при подготовке бизнес-плана?

16) Дайте определение процесса бизнес-планирования.

17) Опишите схему организации процесса бизнес-планирования.

18) Что входит в презентацию бизнес-плана?

19) Как повысить эффективность презентации?

20) В чем заключается тактика ведения переговоров?

21) Каковы особенности выработки тактики переговоров с партнерами из различных стран?

22) Как принять участие в работе Международной биржи бизнес-планов «BORITEC»?

23) Каковы преимущества активной формы участия в работе «BORITEC»?

24) В чем состоит процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами?

25) При каком условии в процессе аудита осуществляется общий анализ бизнес-плана?

26) С какой целью выполняются узкопрофильные экспертизы бизнес-плана?

27) Опишите процедуру контроля и перепланирования бизнес-плана?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.056 с.)