И учебно-методические материалы к ним 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И учебно-методические материалы к ним



РЕАЛИЗМ

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х годов. Однако это временнОе "членение", как и всякая датировка этапов развития литературы, условно. На формирование реалистического искусства оказали влияние как сочинения экономистов Англии и историков Франции, так и работы естествоиспытателей XVIII- XIX веков. Реализм XIX века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании – как уже сложившиеся и вневременные. Изучение истории и теории реализма и романтизма XIX века предполагает проведение постоянных аналогий и противопоставлений реализма и романтизма, начиная с двух типов мировосприятия на «доавторском» этапе творчества. Следует обратить внимание на связь и различие реализма 18 века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма XIX века, обращающегося и к общему, и к индивидуальному.

Историзм проявляется уже на этапе романтизма, но это «историзм прошлого»: изображение конфликтов и событий прошлых эпох. Реалисты создают «историзм настоящего», собственно историческая тема почти уходит из реалистических произведений, романтики, если обращаются к конкретному времени, используют хронотоп, где время и место условно (за исключением романов В. Скотта и Ф. Купера). Истоки характера персонажа автора не интересуют, вне поля его зрения остается и эволюция личности под влиянием социальных обстоятельств. В романтизме возможны «сломы» характеров, своеобразная их «революция» под воздействием этических причин. Реалисты изображают социально-временные условия формирования личности, социально-этические причины, влияющие на ее изменение.

Романтическая тема природы уступает место теме города, где разворачиваются основные социальные конфликты. Тема денег выходит на первый план как реальный двигатель современного общества. Возвышенная тема художника и великая тема любви соединяются с экономическим интересом. Автор-реалист стремится исследовать все самые тайные уголки души своего героя, следуя открытиям романтиков, однако, до второй половины XIX века это исследование ведется в основном путем применения законов логики к движениям души, которые чаще всего алогичны. Мериме, Флобер, отчасти Теккерей находят новые способы для изображения душевного мира человека, давая возможность читателю с помощью подтекста и символа проникнуть далее того, что дает непосредственный текст.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным его жанром становится роман – социальный, социально-психологический, реже - роман воспитания, т.к. последний тип связан с личностью одного человека, однако черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом произведении, где представлена эволюция характера.

Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Наиболее яркие ее образцы, сближающиеся во многом с романтическим типом творчества, дает Германия – Бюхнер, Геббель, Гуцков, что обусловлено напряженностью социальной жизни и неразрешенностью национальных проблем.

Поэзия также претерпевает изменения по сравнению с романтизмом. С одной стороны, все большее значение приобретает форма стиха (открытия постромантиков и прерафаэлитов в Англии, парнасцев и Бодлера во Франции, Гейне в Германии), с другой стороны, поэзия становится все более интимной, порой приобретающей мистические элементы за счет использования вторых планов и подтекста; в поэзию проникает тема города, поэзия из философской (как у романтиков) становится интеллектуальной (как у Бодлера). Она лишается риторики, апеллируя к выразительности и смысловой наполненности образа – необычного, часто шокирующего или символического. В ней возникают предсимволистские явления.

В середине века происходит своеобразный перелом в развитии реализма, когда в нем зарождаются тенденции, которые приведут к развитию натурализма, импрессионизма, символизма и неоромантизма.

Самым значительным явлением в литературе данного периода является французский реализм. Его концепция складывалась в Предисловии к «Человеческой комедии» и в «Этюде о Бейле» Бальзака, а также в работах Стендаля «Расин и Шекспир», "Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» и в письме к Бальзаку по поводу его статьи о романе «Пармская обитель». Немаловажное значение имеют также дневники и письма Стендаля, предисловие П. Мериме к роману «Хроника времен Карла IХ» и глава VIII из этого же романа. Именно в этих работах содержится обоснование основного принципа отражения в реализме, законы воспроизведения реального мира, представление о связях человека и общества, предмет изображения, формы воспроизведения действительности, указание на специфику стиля и роль автора. Этап Флобера (большое значение имеют его письма) должен представить изменения в принципах отражения действительности – объективность вместо авторского комментария и скептицизм. Необходимо показать его связь с парнасцами, Бодлером и «реалистами».

Английская литература отличается своим нонконформизмом, идеями морали, проводимыми через все сюжетные ходы и характеры, демократичностью персонажей по сравнению с французами. Особого внимания требует эволюция жанра романа у Диккенса: роль сказочного начала, переход от юмора к сатире, авторская концепция реально существующей связи людей со всем, что определяет появление предчувствий, тайны, неожиданных узнаваний, счастливых концовок и пр. Кроме того, особое внимание следует уделить концепции детства в творчестве Диккенса. Указать на связь с методом Бальзака и на отличие от него. В концепции мира и характера у Теккерея следует обратить внимание на предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса», где автор представляет свое отношение к развитию мира и человека, роли интриги в романе. Этап Теккерея следует соотнести с этапом Флобера. Особое внимание следует уделить романтическим и предромантическим тенденциям в английском романе и в английской поэзии «постромантизма» и прерафаэлитов, а также появлению мистических мотивов в ней.

При анализе немецкой литературы необходимо более тщательно изучить основы эстетики Гегеля, специфику романтических и реалистических тенденций в поэзии Г. Гейне, а также сочетание исторических, мифологических и современных тем в немецкой драматургии, в которой закладываются основы реалистической психологической драмы конца XIX века.

1.Введение. Реализм во Франции 1830-1840-х годов (2 часа)

Временные границы и периодизация развития реализма. Исторические и культурные истоки явления. Историческая школа во Франции. Экономисты Англии. Связь с романтизмом и реализмом XVIII века. Изменение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Концепция прекрасного, принципы отражения и типизация.Отражение в произведениях реализма причинно-следственных связей явлений. Роман как основной жанр реализма. Мелетинский и Бахтин о жанре романа. Реалистический хронотоп. Основные представители.

Время появления французского реализма. Политическая обстановка, роль романтических исторических и психологических романов в формировании реалистического искусства Франции, влияние учения французских историков. Связь с романтизмом. Основные темы и писатели. Роль романа во французском реализме. Классический этап в развитии реализма.

2.Творчество Стендаля. (2 часа)

Философия, этика и эстетика Стендаля. «Расин и Шекспир», «О любви» как основа писательского кредо. Политические воззрения писателя. Тема Италии в творчестве Стендаля. «Ванина Ванини» – специфика жанра, концепция мира и человека, связь с сюжетами и героями романов, романтические и реалистические черты в новелле.

Новаторство Стендаля вромане «Красное и черное». Смысл названия, связь с реальными событиями, хронотоп, роль композиции в раскрытии идей, тема Наполеона. Принципы создания образов романа. Судьба Жюльена Сореля. Среда как важнейший фактор формирования героя. Образы госпожи де Реналь и Матильды де Ла Моль. Роман об эволюции человека и общества в целом.

3.Творчество Оноре де Бальзака. (2 часа)

Периодизация творческого пути. Эстетика Бальзака. Концепция Бальзака отразилась в Предисловии к «Человеческой комедии», а также в «Этюде о Бейле»: Он полемизировал со Стендалем («литература образов», «литература идей», «литературный эклектизм»). Эстетическая и историко-биографическая программа Бальзака содержится в Предисловии к «Человеческой комедии». Научный подход писателя к изучению своего времени (закон детерминизма). Социальная тема – тема «всевластия денег». Значение вещи в творчестве Бальзака: вещь как предмет и как убеждение. «Шагреневая кожа» как социально-этическая, эстетическая и психологическая основа романов «Человеческой комедии». «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Новый тип романа – жанровый синтез, принцип циклизации. «Отец Горио» – сюжетный узел «Человеческой комедии»: нравственность и деньги, сущность семейных отношений, концепция общества, личности, способы изображения человека и внешнего мира; связь с рационализмом XVIII века.

4.Творчество Проспера Мериме. (2 часа).

Литературная борьба во Франции 1820-х: романтизм, классицизм, реализм. Условия формирования личности. Периодизация творчества. Историческая тематика и концепция истории в 1820-е годы ("Жакерия"). Идеи Предисловия к роману "Хроника времен Карла IХ" и VIII главы романа. Концепция истории и нравственности в романе и ее отражение в композиции, системе образов и финале романа, реальные и вымышленные герои. Мистификации Мериме («Театр Клары Газуль»). Новеллистическое мастерство Мериме. Типы новелл. Специфика экзотических новелл – герой и среда («Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго»). Своеобразие психологических новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка») – хронотоп, система образов, композиция (основные композиционные узлы, развязки), способы создания образов, лейтмотивы, символы. Роль мистического элемента в новелле «Венера Илльская». Социальная тема в новелле «Арсена Гийо», композиция новеллы. Специфика финала. Мериме - мастер лейтмотива, композиции и введения неоднозначных ситуаций в новелле «Локис». Мериме и Пушкин, Мериме и русская литература.

 

6.Творчество Г. Флобера. (2 часа)

Философия, этика и эстетика, концепция истории. Роман «Госпожа Бовари» – смысл названия, хронотоп, проблематика, особенности композиции. Новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. В романе «Госпожа Бовари» Флобер нарушает принцип обусловленности поведения героев. Он создал характер, который невозможно было объяснить связью поведения и внешнего мира. Развитие характера Эммы у Флобера обусловлено множеством черт ее характера, а также влиянием социальных, нравственных, бытовых условий ее жизни. Флобер в романе выступает мастером психологизированной детали, которая способствует проникновению в характер героев.

7.Английский реализм.   (5 часов).

Английская литература отличается своим нонконформизмом, идеями морали, проводимыми через все сюжетные ходы и характеры, демократичностью персонажей по сравнению с французами. Особого внимания требует эволюция жанра романа у Диккенса: роль сказочного начала, переход от юмора к сатире, авторская концепция реально существующей связи людей со всем, что определяет появление предчувствий, тайны, неожиданных узнаваний, счастливых концовок и пр. Кроме того, особое внимание следует уделить концепции детства в творчестве Диккенса. Указать на связь с методом Бальзака и на отличие от него. В концепции мира и характера у Теккерея следует обратить внимание на предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса», где автор представляет свое отношение к развитию мира и человека, роли интриги в романе. Этап Теккерея следует соотнести с этапом Флобера. Особое внимание следует уделить романтическим и предромантическим тенденциям в английском романе и в английской поэзии «постромантизма» и прерафаэлитов, а также появлению мистических мотивов в ней.

Своеобразие английской литературы 30-40-х годов XIX века. Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Истоки английского реализма 19 века: роль идей Ричардсона, Филдинга, Стерна, Д. Остен, В. Скотта. Основные представители. Основные жанры. Роль романа воспитания, герои английских реалистов. Живопись раннего Тёрнера, Хоггарта, Гейнсборо.

Творчество Ч. Диккенса. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры, периодизация творчества. «Очерки Боза» – пролог к творчеству Диккенса-романиста. Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» – комическая эпопея Диккенса. Концепция детства в творчестве («Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Домби и сын», «Лавка древностей»).«Домби и сын» как значительное явление первого этапа творчества: смысл названия, проблематика, композиция, лейтмотивы, символика, особенности анализа внутреннего мира личности; проблема развития героя. роль и способы создания гиперболы, связь со сказкой. Диккенс как крупнейший мастер социальных полотен («Холодный дом», «Большие надежды», «Тяжелые времена»).

Творчество У. Теккерея. В «Книге снобов» (1847) У.М.Теккерей стремился «….обнаружить и исправить Великое социальное зло». Сноб, по Теккерею, это тот, кто «пресмыкаясь перед вышестоящими, смотрит сверху вниз на нижестоящих». Это тот, кто «низменно восхищается низменным» тот, кто отличается духовной неразвитостью, убогостью, способность желать только внешнего благополучия, притом достигать его самыми низменными путями. Один из них - стремление к богатству. Снобов Теккерей видит в самых разных слоях общества: среди аристократии, литераторов, преподавателей университетов, церковников, коммерсантов, военных. «Книга снобов» – важный этап на творческом пути писателя к роману «Ярмарка тщеславия». Роман «Ярмарка тщеславия» предстает как социально-психологический, нравоописательный, сатирический. Смысл названия романа может быть соотнесен с эпизодом на ярмарке житейской суеты  из романа английского писателя XVIII века Джона Беньяна «Путь паломника». На этой ярмарке все продается и все покупается: дома, земли, титулы, удовольствия всякого рода. Герои Теккерея действуют, подчиняясь денежному интересу. Повествование ведет Кукольник, который постоянно появляется, разрывая повествование, разъясняя смысл поступков героев. Единство психологического рисунка образов романа с рассуждениями Кукольника сообщает оригинальность произведению, постоянно держит читателя в напряжении, заставляя задумываться над происходящими событиями. Наиболее яркие персонажи – Ребекка Шарп и Эмилия Седли. Независимая, непокорная Бекки рано поняла, что на ярмарке тщеславия добиться успеха можно только беспринципностью. И это свое убеждение она проносит до конца романа. Эмилия Седли – кроткая, любящая, но и недалекая. Автор показывает своих героинь без прикрас, тонко прослеживает особенности их поведения. Так создается «роман без героя».

Роман «Ярмарка тщеславия» как социальный. нравоописательный, сатирический роман. Смысл названия. Роль Кукольника в романе. Пути создания реалистического характера (Ребекка Шарп и Эмилия Седли).

Творчество сестер Бронте значительное явление в развитии английского реализма. Роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (1847) рассматривает судьбу молодой женщины на фоне общественных явлений. Она создает новый тип героини в английском романе 40-50-х годов. Писательница рисует трудный жизненный путь Джейн Эйр. Композиция романа подчинена раскрытию характера главной героини: Ловудский Пансион, дом Рочестера становятся этапами ее взрослении. Роман «Грозовой перевал» (1848) Эмилии Бронте - необычное произведение, в котором реалистический замысел реализован через романтическую символику. Конфликт между естественным стремлением человека и общественными установками показан в отношениях Кэтрин и Хитклифа: замужество Кэтрин стало для Хитклифа оскорблением, и он задумал отомстить богатым и воспитанным. Он отбирает имение у сына своего бывшего благодетеля, похищает сестру Линтона, который посмел жениться на Кэтрин. В характере Хитклифа, его внешнем облике много черт, присущих героям готического романа: раздвоенность личности, устрашающий внешний вид, жестокость. Вместе с тем яркие картины места действия, правдоподобность описаний, использование принципа множественности точек зрения на происходящие события придают  роману реалистические черты.

 

Творчество Д. Элиот. Романы «Мельница на Флоссе» (1860), «Сайлас Марнет» (1861) «Мидлмарч»(1872) и другие свидетельствовали о появлении яркого нового таланта в английской литературе. Философия позитивизма оказала значительное  на художественную и философскую структуру ее романов. Творчество писательницы испытало значительное влияние натурализма, что проявилось в биологическом истолковании человеческого поведения и идее предопределенности, связанной с законами наследственности. История мельницы, принадлежавшей семье Тэлливеров составляет сюжет романа «Мельница на Флоссе». Яркие и психологически убедительные характеры созданы писательницей в этом романе. Особенно выразителен характер Мэгги, показанной в отношениях с братом Томом, Стивеном, Филиппом Уэйкемом. Исследователи отмечают особенности, унаследованные Дж.Элиот от В.Скотта: подробный рассказ об архитектуре городка Сент-Эгга, внимание к богато представленному предметному миру. Близость к позитивистским идеям проявляется в романе в интересе к вопросу об истоках человеческого характера. Особое место в романе принадлежит образу реки Флосс. Наводнения и бури уносили много жизней, но река давала пропитание людям. В конце романа в водах разлившегося Флосса погибают Том и Мэгги. Человеческие чувства в романе уподоблены речному потоку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.022 с.)