Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История зарубежной литературы↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ В.В. МЕЖЕБОВСКАЯ Н.Д. САДОМСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки Русский язык и Литература
Квалификация выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
ОРЕНБУРГ 2019 2019 ББК…………… У 80 Межебовская В.В. Садомская Н.Д. История зарубежной литературы Х1Х в.: учебно-методическая пособие / В.В Межебовская, Н.Д. Садомская. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2019. – 35 С. Печатается по решению кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы филологического факультета ОГПУ. Протокол №… от …. Рецензент доктор филологических наук, заведующая кафедрой русской филологии и методики преподавания русского языка факультета филологии ОГУ Пыхтина Ю.А. ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА Курс зарубежной литературы XIX века охватывает период, начинающийся с последних десятилетий века XVIII до 1870-х гг. Исторический и культурологический XIX век принято отсчитывать не от календарной даты, а от главного события новой истории – Великой французской буржуазной революции (1789–1794). XIX век – «буржуазный век», эпоха классической философии и литературы. В искусстве и, прежде всего, в литературе в это время сложились два художественных метода – романтизм и реализм. Эти методы обозначают два важнейших типа художественного сознания нового времени.Великая французская революция изменила лицо Европы, коренным образом повернула ментальность в Европе и Америке, выдвинула новые исторические приоритеты и новый тип эпохальной личности. Французские события стали главными для этого века, по Франции и французским обстоятельствам Европа «мерила» свою историю.Одно поколение стало свидетелем сразу нескольких важнейших исторических событий. Этот отрезок времени был буквально «насыщен» событиями и кардинальными изменениями: пять лет Французской революции, походы Наполеона, поражение его при Лейпциге перед союзными армиями, «100 дней» (возвращение Наполеона в Париж), окончательное поражение при Ватерлоо (18 июня 1815), период Реставрации (1815–1830), Июльская революция 1830 г., экономический кризис 1842 г., забастовочное и стачечное движение, революционные события 1848 г. по всей Европе, начало аболиционистского движения в США (с 1830-х гг.), Гражданская война Севера и Юга в Соединенных Штатах (1861-1865), бесконечные войны на Балканах, войны (1860–70-х гг.) и объединение Германии, новые принципы избирательного права в Англии (законы 1868–1880-х гг.).Промышленные и политические потрясения меняли облик Европы, провоцируя появление новых исторических противоречий. Если в XVII–XVIII веках буржуазность представлялась идеалом, реализацией возможностей нового социального слоя – буржуа, попыткой построить принципиально новые социальные отношения, то в веке XIX отношение к новой реальности меняется. Буржуазное общество становится реальностью, которая не всегда соответствует идеалам, эта реальность критикуется и даже полностью отвергается романтиками, а затем «признаётся» и подвергается анализу реалистами. Реализм предполагал исследование внешнего мира, отыскивание наиболее характерных и показательных явлений. Аналитизму художественной литературы способствовала деятельность выдающихся ученых-историков О.Тьерри, Ф.Гизо и др., труды естествоиспытателей-систематиков К.Линнея, Ж. Сент-Илера, ученых-экономистов А.Смита, И.Бентама. «Реализм – это изображение реальной действительности во всем ее многообразии и развитии, основанное на ее изучении, осмысленное творческим сознанием и потому типизированное в художественном произведении»,- пишет Г.Н Храповицкая [1].Обращаясь к изображению современности, реалисты стремились объяснить его с научной точки зрения, отсюда – «историзм настоящего», который проявлялся в интересе писателей к основным конфликтам эпохи: противостояние буржуазии и аристократии, конфликт бедных и богатых. Американское общество переживало столкновения черного и белого населения. Эти социальные проблемы отражались в проблематике реалистического романа XIX века. События реалистических произведений происходят чаще всего в городской среде, отсюда – интерес к роли предметного мира, оказывающего влияние на человека. Герои реалистических романов проходят эволюцию, развиваются под влиянием меняющихся обстоятельств.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенцийв соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки: ПК-1, ПСК-3,. ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Владеть: планированием педагогической деятельности в рамках реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях. Уметь: анализировать и обобщать опыт реализации учебных образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях; распространять знания, полученные в процессе реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях; анализировать собственную педагогическую деятельность в процессе реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС в различных образовательных учреждениях; Знать: требования образовательных стандартов начального, среднего и общего образования; об образовательных программах, примерных программах и рабочих программах по учебным предметам и особенностей их построения; ПСК-3 - готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Владеть: основными методологическими подходами в сфере литературоведения; навыками работы с научной и критической литературой, приёмами выразительного чтения и чтения наизусть. Уметь: анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы. Знать: содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений; этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса; эстетическую, социально-историческую природу литературы и творческого процесса, родовую и жанровую дифференциацию; ключевые теоретические понятия фольклора и литературы. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Рабочая программа курса «История зарубежной литературы ХIХ в.» рассчитана на студентов 2 -3 курсов. В соответствии с Учебным планом бакалавриата эту дисциплину студенты отделения русского языка и литературы осваивают в течение четвертого и пятого семестров. Она занимает в системе обучения филолога особое место. Это обязательная дисциплина, главной целью которой является освоение студентом-филологом одного из самых значимых периодов в истории развития западноевропейской литературы. Изучение курса предполагает не только приобретение студентами теоретических и конкретных системных знаний, прочных умений, навыков анализа художественных произведений, но активизирует творческое осмысление литературы с учетом тенденции ее развития. Курс знакомит студентов с зарубежными литературоведческими традициями, основными достижениями в области современной науки о литературе. Курс «История зарубежной литературы XIX в.» рассчитан на 180 часов, в том числе аудиторных - 88 часов: 36 часов лекционных (из них 20 часов в 4 семестре, 16 часов в 5 семестре); 52 часа отведено для проведения практических работ (из них - 30 часов – в 4 семестре, 22 часа в – 5 семестре), что составляет в общей сложности 5 зачетных единиц. Форма итогового контроля – зачет в 4 семестре, зачет с оценкой – в 5 семестре. В результате освоения дисциплины студенты должны иметь представление о данном периоде истории зарубежной литературы в контексте мирового литературного развития; осознавать взаимодействие ее с такими дисциплинами как История русской литературы, Методика преподавания литературы, Психология.
С одержание и структура дисциплины Содержание разделов дисциплины
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ РОМАНТИЗМ Тема № 1. Первая половина XIX века как литературная эпоха. Понятие о романтизме как о художественном методе (2 часа) Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и примером принципиально нового, «современного» искусства.Основы романтического мировоззрения и эстетики:1. Это явление нового времени, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли главную идею эпохи – идею свободы личности.2. В их творчестве реализуются принципы свободы и новизны. Романтики прокладывали новые пути в творчестве, стремились создать современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами, прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира – индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется Системе, а противостоит ей. Романтики искали новые формы, художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека.3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это противопоставление идеала (основное понятие романтизма) и действительности, Духа и реальности. Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а создать свой, индивидуальный, особый образ мира. Поэтому романтическое искусство предельно субъективно. Основа мировоззрения романтиков – эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.4. Дух, по романтикам, раскрывается в природе, чувствах (прежде всего любви) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти пути познаётся и раскрывается человек.5. Высшая сфера – это искусство. Творчество – это способ для личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается к исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду правил в искусстве, считали, что правила противопоказаны творческой личности, они сковывают свободу художника.6. В центре романтического искусства стоит творческая личность, Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей и находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое, высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой- бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят ему тем же.7. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это лирическое искусство, предельно субъективное.8. Основной вид романтического творчества – поэзия. Даже прозаические произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки по духу (часто и по форме) поэтическим творениям.9. В романтических произведениях особо организованы пространство и время – они безграничны, распахнуты, необозримы. Их география очень широка, действие может происходить на небе и на земле, в водах бурных морей и в подземных пещерах, в неизвестных странах и в обычных городах, в конкретный момент истории и в вечности.10. Романтики активно использовали и интерпретировали мифологические и сказочно-фольклорные сюжеты, библейские мотивы, исторический и научный материал. Интересы романтиков были необозримо широки, они были талантливыми в самых разных областях людьми, многие имели универсальный талант.11. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.12. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в зависимости от развития и изменения запросов общества.Романтики первыми создали системные труды по истории национальных языков и литератур, по истории искусств.13. В эпоху романтизма огромное значение для литературы и других видов искусств (особенно – в музыке) приобретает фольклор. Народное творчество является одним из основных источников романтической литературы. Романтики и собирали, и изучали, и творчески переосмысливали фольклорный материал.14. В эпоху романтизма устанавливаются и расширяются межнациональные и межлитературные связи.Теоретиками романтизма в разных странах были:В Германии – Новалис, Фридрих Шлегель, Тик, Гейне.В Англии – Шелли, Вордсворт, В. Скотт.Во Франции – В. Гюго, Жермена де Сталь, Шатобриан, Стендаль.Особые формы и жанры романтизма:Лирические (разные), романтическая и лиро-эпическая поэмы, романтическая драма (часто – историческая), повести и новеллы. Роман занимает не главное место, но все романы романтизма необычны: новаторские по форме и по сути.Ранее других романтизм сложился и развивался в Германии и в Англии – в последнее десятилетие XVIII века.Позднее и труднее он формировался во Франции.В американской литературе (США) под знаком романтизма прошёл почти весь XIX век (от 1820-х до 1870-х гг.).Общие рамки романтизма в Европе: от 1790-х до 1830-х гг.Тема № 2. Романтизм в Германии: периодизация. Ранний романтизм в Германии: иенские романтики. Творчество Новалиса, Тика (2 часа) Новалис (1772-1802) (настоящее имя Фридрих фон Харденберг). Поиск «общей идеи», объединяющей науки. Концепция синтеза наук: естественных, гуманитарных, физико-математических. Проект «Энциклопедии...». «Магический идеализм» Новалиса. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» как реализация идей Ф. Шлегеля о создании поэтом «собственной» мифологии». Людвиг Тик (1773-1853). Жанр сказки в творчестве Тика. Тик как драматург и новеллист. Ориентация Л. Тика на народную книгу. Важность Шекспира для Л. Тика. 1800 г. - «Письма о Шекспире». Переводы Шекспира. Шекспировский пласт в комедии Л. Тика «Кот в сапогах». Тема № 3. Гейдельбергские романтики: Арним, Брентано, братья Гримм (2 часа). Понимание истории у гейдельбергских романтиков. Роль немецкой средневековой художественной культуры для гейдельбергских романтиков. Деятельность журнала «Отшельник» (1808 г.). Увлечение фольклором, немецкое «народничество». Отличие от философии иенских романтиков. Основные сборники Арнима и Брентано. Арним (1781-1831). Автор романов «Бедность, богатство, преступление и искупление графини Долорес» (1810), «Хранители короны» (1817, вторая часть посмертно — 1854), повестей «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812), «Рафаэль и его соседки» (1822, опубликована в 1824) и других, новелл. Вместе с Брентано составил антологию народных песен «Волшебный рог мальчика» в трех томах (1805-1808), оказавшую большое влияние на развитие немецкой лирики. Брентано (1778-1842). Отход Брентано от канонов раннего немецкого романтизма. Полемика Брентано с А. Шлегелем по поводу поэтического языка. Концепция «религиозного отречения» Брентано, по В.М. Жирмунскому. Уход от художественного творчества в сторону «записей» видений. Братья Гримм (Якоб, 1785—1863 и Вильгельм, 1786—1859) - немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии Тема № 4. Поздний немецкий романтизм: творчество А. фон Шамиссо(1781-1838). Биографические сведения. Трактовка темы Гёте: «Фауст» Шамиссо. Жанр фантастической повести-сказки у Шамиссо: «Чудесная история Петера Шлемиля» (1814 год). Изображение Дьявола: литературная традиция и ее трансформация в повести. Интерпретация повести Шамиссо Т. Манном. Шамиссо-путешественник. Кругосветное путешествие, изучение «духа истории», «духа народов». «Путешествие вокруг света». Шамиссо как поэт. Русская тема в творчестве Шамиссо. Тема № 5. Поздний немецкий романтизм: творчество Гофмана (1776-1822) (2 часа). Гофман (1776–1822) – один из ведущих мастеров немецкого романтизма, самый популярный из немецких литераторов в России. В литературе Гофман – один из выдающихся романтиков, прежде всего новатор в сфере прозы. Он является автором множества новелл и двух знаменитых романов – «Житейские воззрения кота Мурра» и «Эликсиры Сатаны». Особое место в творчестве Гофмана занимает жанр новеллы- сказки. Гофман – один из классиков этого жанра. Самые известные его новеллы – «Щелкунчик», «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Повелитель блох».Важнейшее место в творчестве Гофмана, как и у других романтиков, занимают гротеск и ирония, с помощью которых соединяются контрастные понятия: критицизм и поэзия, фантастика и жизнь.Гофман как воплощение представлений романтиков о художнике универсального дарования. Гофман-музыкант, театрал и художник, бамбергский период жизни Гофмана: постановки Клейста. Новеллы Гофмана. Сборник Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814 год). Тема музыки в первом сборнике Гофмана: «Дон-Жуан», «Кавалер Глюк». Новелла Гофмана «Золотой горшок»: новый жанр «сказка из новых времен». Романтический герой у Гофмана. 1916 год - сборник «Ночные этюды». Рассказ «Песочный человек»: тема двойников у Гофмана, тема механизма, куклы. Берлинский период в жизни Гофмана. Цикл «Серапионовы братья» (1819-1820). «Серапионовский принцип». Традиция ренессансной новеллистики. 1819 год - «Крошка Цахес» - одна из вершин позднего Гофмана. Мифологический пласт, поиски прототипа, особенности жанра литературной философской сказки. 1822 год - последняя сказка Гофмана «Повелитель блох». «Дело» Гофмана. Гофман-романист: Роман «Эликсиры сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра». Наследие Гофмана в XX веке: Кафка, Булгаков. Прочтение произведений Гофмана в XX веке: фрейдистская интерпретация. Тема № 6. Английский романтизм: периодизация. «Озерная школа» в Англии: Кольридж (1772-1830), Вордсворт (1770-1850), Саути (1774-1843) (2 часа) Особенности:1. Развивался рано – с1790-х гг. На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии появляется первая теоретическая работа по романтизму – предисловие к сборнику «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа.2. Предпосылками для раннего оформления романтизма в Англии были бурное развитие во второй половине XVIII века сентиментализма и предромантизма.3. Особое значение для Англии имела в период романтизма поэзия. Все романтики были новаторами в этой области. Здесь сложились особые жанры и формы. Особенно популярными были сонет, баллада, песня, элегия, пейзажная лирика, сатиры, ода. Новые жанровые разновидности поэмы: лиро-эпическая, романтическая поэма.4. В рамках английского романтизма сложился жанр исторического романа (В. Скотт).«Озерная школа»: Кольридж (1772-1830), Вордсворт (1770-1850), Саути (1774-1843). Ранний английский романтизм связан с двумя кружками – школами:1) «Озёрная» школа – самое раннее явление романтизма в Англии.Представители: У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути.Название происходит от английского «the lake» («озеро»), так как лейкисты жили в графстве Кемберленд – озёрном крае.Лейкисты первыми в Англии прокламировали романтические идеи.Они выступили против нормативного искусства классицизма, считали, что в искусстве следует изображать не только великие события и выдающихся личностей, а повседневную жизнь простых людей.Поэзия должна обращаться к искренним сильным чувствам, к внутреннему миру человека.Лейкисты (особенно Вордсворт) противопоставляли промышленную, «цивилизованную» Англию – Англии средневековой и современной сельской. Стремительное и жёсткое движение современности, по их мнению, приводит к утрате традиций, расшатыванию моральных устоев, ожесточению людей. Поэтому лейкисты взывали к национальному самосознанию, стремились поддержать интерес англичан ко всему английскому (в литературе – к Шекспиру).В поэзии представители «озёрной школы» обогатили поэтический язык за счёт введения разговорной лексики, разговорной интонации, обращались к фольклорной традиции, к сложной символике, мистическому и сказочному.«Лирические баллады» Кольриджа и Вордсворта. Программное предисловие Кольриджа и Вордсворта к изданию «Лирических баллад». «Сказание о Старом мореходе» Кольриджа: мифологический пласт, необычность композиции, соотношение фабулы и сюжета. Стилистика поэмы Кольриджа. Представление о едином универсуме и использование мифологических образов для иллюстрации этой идеи. «Кристабель»: возрождение жанра английской баллады. Незавершенность текста как важный эстетический принцип в творчестве романтиков. «Кубла Хан»: поэтика. Важность контекста, атмосферы для романтиков. Кольридж как критик: его лекции о Шекспире. Кольридж как рецептор немецкой культуры в Англии. Теория воображения у Кольриджа. Его полемика с Кантом. Жанр баллады у Вордсворта. Культ провинции, культ детства. Сонеты Вордсворта. «Духовные сонеты» Вордсворта. Особенности романтической поэтики у Вордсворта и Кольриджа. Тема № 7. Творчество Д. Г. Байрона (1788-1824) (2 часа) Дж. Байрон – самый известный и популярный из английских поэтов эпохи романтизма. Его творчество оказало влияние на литературу романтизма во всей Европе. С именем Байрона связано в литературе особое понятие – «байронизм», обозначивших целую философию, систему взглядов поэта. Байронизм передаёт настроения тоски, разочарования в идеалах, сомнения. Эти настроения зафиксированы в особом типе «байронического героя», характер которого строится на контрастах: печаль и разочарование соединяются с жаждой свободы и действия, скептицизм – с силой чувств и стремлений. В этом типе отражаются настроения целого поколения и фиксируются основные черты романтического героя вообще. И сама личность Байрона, и его творчество сотканы из противоречий. Они отражают контрасты эпохи. В центре сознания Байрона стоит проблема конфликта одинокой личности с обществом, проблема индивидуализма и тирании.Биография поэта. Периодизация творчества. Отличительные черты творческого метода Байрона. Политическая и общественная деятельность Байрона. «Паломничество Чайльд Гарольда»: споры о жанре, соотношение лирического героя и автора, роль лирического героя в композиции поэмы, новый характер художественной связи, свободная композиция поэмы. Исторический и политический контекст создания поэмы. Выход героя за пределы романтической «внутренней» точки зрения. Образ наполеоновской Европы в поэме, «реальное» время в поэме Байрона, историзм Байрона. Введение современности в поэму. Комедийный подтекст поэмы, метафора странствующего рыцаря. Политика в произведении Байрона. Байрон: политик и художник. «Байроническая» тоска как концепт европейской культуры XIX века. Поэтика «восточных» поэм Байрона. Тема № 8. Романтизм во Франции: его национальное своеобразие (2 часа). Первая треть XIX века – особенный период в истории Франции, это период между двумя революциями (1789 г. и 1830 г.). Первая половина этого периода связана с именем Наполеона; вторая - с режимом Реставрации (1814–1830-е гг.).Особенности романтизма во Франции:1. Косвенно определялся Великой французской революцией, которая отделила прошлое и вывела на историческую сцену новое поколение.Бурная эпоха была по сути своей романтической – эпохой контрастов, выдающихся личностей, конфликтных, исключительных событий. Французам не приходилось выдумывать необыкновенные обстоятельства и неординарных героев, сама жизнь порождала их.2. Вначале литература была тесно связана с общественными проблемами и даже с политикой. Поэтому эта литература была более приземлена, более социально и публицистично настроена.3. Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и противоречивее, чем в других странах, так как во Франции очень сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – немецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое.4. Романтический метод во Франции оформился практически одновременно с реалистическим. Расцвет романтизма здесь приходится на 1820-30-е гг., это и эпоха раннего реализма.Важнейшая теоретическая работа романтизма – «Предисловие к драме «Кромвель» Виктора Гюго – появилась в 1827 г., а первое значительное произведение теоретического плана Ф. Стендаля (трактат «Расин и Шекспир»), затрагивающее вопрос о реализме, – в 1825 г. Отсюда и тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние двух методов во французской литературе.5. Французская романтическая литература отличалась особым историзмом, вниманием к историческому процессу, его законам.6. Первоначально романтизм во Франции воспринимался как «чуждое», «германское» явление.В первую треть века во Франции развивались следующие формы и жанры литературы: новелла и роман, поэзия и драматургия, публицистика и литературная критика.Принято различать несколько периодов развития романтизма во Франции:1. Ранний период (эпоха Первой Республики и Империи) – до1815г.Становление романтического метода, дискуссия вокруг него, острая современная социальная полемика. Представители: Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848); Жермена де Сталь (1766–1817); Бенжамен Констан (1767–1830); Этьен де Сенанкур (1770–1846)2. Расцвет романтизма (1820–30-е гг.) – включая эпоху Реставрации.Романтические кружки (самый известный из них – «Сенакль", активная деятельность журналов, ставших центрами литературной жизни: «Глоб», «Французская муза», и др.) Представители: Виктор Гюго (1802–1885); Альфонс де Ламартин (1790–1869); Альфред де Мюссе (1810–1857); Альфред де Виньи (1797–1863); Александр Дюма (1802–1870); Теофиль Готье (1811–1872); Шарль Нодье (1780–1844).Тема № 9. Творчество Виктора Гюго (2 часа) В.Гюго – один из самых ярких представителей французского романтизма. Будучи ровесником века, Гюго отразил в рамках своего творчества все конфликты, приметы и проблемы своего времени.Его творчество охватывает период более полувека. Принято выделять несколько периодов в творчестве французского писателя:1. От начала 1820-х гг. – до 1827 г.: раннее творчество, связанное со становлением его романтического метода. Первые опыты Гюго в поэзии связаны с традицией классицизма. Влияние на становление его эстетических взглядов оказало творчество Шатобриана, Ламартина, В. Скотта. Сборник «Оды и баллады», разграничение жанров. Сборник «Восточное» (1820). Реформа александрийского стиха во Франции. Молодой поэт пробовал себя в разных жанрах: ода, сатира, басни, элегии, поэмы, исторический роман.2. 1827–1838гг. – раннее романтическое творчество Гюго.Гюго проявляет себя как критик, поэт, драматург, романист.Принципы новой – романтической – эстетики он изложил в ставшей знаменитой статье – предисловии к драме «Кромвель». Как драматург Гюго разработал принципы романтического театра и реализовал их в серии пьес (самые известные из них «Эрнани» и «Рюи Блаз»). В 1831г. В. Гюго создал роман «Собор Парижской Богоматери». В нём он обращается к средневековью (действие отнесено к XV веку) и трактует историю как борьбу вечных начал.3.Творчество Гюго второй половины века:а) 1848–1870 гг.б) поздний период – 1871–1885 гг.Тема № 10. Романтизм в Америке: В. Ирвинг, Ф. Купер, Готорн (2 часа) Самостоятельная история Соединённых Штатов Америки начинается с конца XVIII века, когда в результате Войны за Независимость(1775 – 1783 гг.) английские колонии отделились от метрополии, провозгласив образование нового, буржуазно-демократического государства. Это событие завершило не только процесс формирования американской государственности, но и процесс формирования американской нации.Таким образом, Америка – совершенно новое государство, формировавшееся сразу как парламентская республика, на базе разных этносов (поселенцы – европейцы, коренное население – индейские народы и чернокожие рабы). Поэтому национальное американское сознание и культура строятся на синтезе различных влияний и традиций.Новое государство выработало и новую идеологию, опирающуюся на приоритет всего американского. В основе американского менталитета в это время лежит вера в особое предназначение Америки, в неограниченные возможности, реализовать которые молодая страна предоставляет право каждому. США воспринимаются как страна будущего, где уже изначально заложен принцип свободного, справедливого общества. Отсюда и безграничная вера американцев в парламентаризм, во власть Закона, судебную систему и особый патриотизм, который основывается на вере в силу Государства. Весь этот комплекс представлений получил здесь название «американская мечта», который несколько трансформировался со временем, но не изменил своей сути.Главной особенностью американского романтизма является его долгое существование. Практически большая часть XIX века проходит здесь под знаком этого направления, хотя и развивалось оно позже, чем в европейских странах.Этапы развития американского романтизма:1) Ранний период (1820–30-е гг.). Представители: Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг.Особенности: поиски собственного национального пути в литературе; проникновение идей европейского романтизма; энтузиазм по поводу всего американского, ощущение грандиозности перспектив, исторический оптимизм.Темы и проблемы – специфические «американские»: война за независимость, жизнь индейцев, история освоения континента, европейская история, проблема природы и цивилизации, проблема обогащения, морская тематика.2) Расцвет романтизма (1840–50-е гг.) Представители: Натаниэл Готорн, Эдгар По, Герман Мелвилл, Генри Лонгфелло, Ралф Эмерсон, Генри Торо.Особенности: оформляются общие комплексы романтического мироощущения – разочарования, сомнения, ощущение несовершенства мира и человека, трагичности бытия. Появляются романтические кружки. Важное значение приобретают эстетические и философские проблемы, символика, мистика. Расцвет журналистики и литературной критики.В. Ирвинг (1783-1859) – «отец американской литературы». Жанр новеллы в творчестве В. Ирвинга. Пушкин и В. Ирвинг. Фольклор американских индейцев в творчестве В. Ирвинга. Н. Готорн (1804-1864) Романтическая новелла у Готорна. Фронтир (зона освоения Дикого Запада) и его значение для американской литературы. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ РОМАНТИЗМ Вопросы к зачету: 1. Раскройте значение и происхождение термина романтизм. 2. Определите основные характерные черты романтизма. Обоснуйте свой ответ. 3. Каковы основные теоретические положения йенских романтиков? 4. Что характерно для авторов гейдельбергской школы? 5. В чем новизна поэтов «озерной школы»? 6. В чем особенности романтических поэм В. Скотта? 7. Каков характер историзма писателя? 8. Особенности конфликта в романе В. Скотта «Айвенго» 9. Проследите эволюцию «байронического героя» в произведениях Байрона. 10. Раскройте особенности воплощения моти
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.02 с.) |