Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-методический сборникСтр 1 из 8Следующая ⇒
Информационно-методический сборник
г. Кинешма 2020
Сборник подготовлен при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации проекта «Мы - лучи одного солнца».
Информационно - методический сборник «Распространение опыта по работе с семьями детей - инвалидов Кинешемского муниципалитета» отражает опыт работы инновационного проекта «Мы – лучи одного солнца» администрации муниципального образования городского округа Кинешма Ивановской области с родителями детей-инвалидов в рамках реализации программы «Право быть равным» от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данный информационно - методический сборник предназначен для специалистов, обеспечивающих оказание помощи родителям детей-инвалидов и их семьям. Он адресован всем учреждениям и ведомствам городов Ивановской области, которые занимаются вопросами детей – инвалидов и их семьей, педагогам, медицинским работникам и общественным организациям.
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение……………………………………………………………………… 2.Проект «Мы - лучи одного солнца». Цели и задачи проекта………………........ 3.Рабочая группа проекта……………………………………………………………… 4.Целева группа проекта…………………………………………………………........ 5.Организация деятельности Клуба «Мы - лучи одного солнца»…………………. 5.1.Психологический блок………………………………………………… .. 5.2. Экскурсионно-досуговый блок………………………………………… 5.3. Обучение новым методикам реабилитации домашних условиях……. 5.4. Программы выходного дня …………………………………………….. 6.Мониторинг семей проекта «Мы лучи одного солнца»………………………….. 7.Первая форум – выставка «Только вместе»………………………………………. 8.Вторая форум - выставка «Только вместе». Подведение итогов………………. 9.Итоги проекта………………………………………………………………………. 10.Методические разработки ………………………………………………………… 10.1.Рекомендации волонтёрам при общении с детьми-инвалидами…………………………………………… 10.2.Рекомендации по проведению коррекционных занятий в сенсорной комнате……………………………………………………………
11.Опыт работы Комитетов и Управлений администрации городского округа Кинешма с семьями, воспитывающих детей - инвалидов ……………………………. 11.1.Опыт работы Управления образования администрации городского округа Кинешма…………………………………. 11.2.Опыт работы Территориального управления социальной защиты населения администрации городского округа Кинешма……………………… 11.3.Опыт работы городской библиотечной системы и культурно- досуговых учреждений…………………………………………………………… 11.4.Опыт работы Комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа Кинешма ………………………………….. 12.Издания, выпущенные в рамках проекта «Мы - лучи одного солнца»……………..
ВВЕДЕНИЕ Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности. В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет здоровье детей. Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей. Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности. Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период и своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь родителям могут психологи, социальные работники, педагоги. Родителям нужно посмотреть на трудную ситуацию с другой стороны: пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть. Жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями. Благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, администрацией городского округа Кинешма был создан проект «Мы - лучи одного солнца», с целью развития системы всесторонней поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, повышения социального статуса ребенка и создания дополнительных стимулов для его саморазвития и совершенствования.
ПРОЕКТ ГОРОДА КИНЕШМЫ «МЫ – ЛУЧИ ОДНОГО СОЛНЦА» Цель проекта: всесторонняя поддержка родителей детей-инвалидов, восполнение их духовных, эмоциональных и физических ресурсов, преодоление социальной исключенности «особенных» детей, а так же семей их воспитывающих. Задачи проекта: 1. Реализация мероприятий, способствующих эффективному управлению проектной деятельностью, осуществляемой в интересах детей-инвалидов и семей их воспитывающих. 2. Развитие системы поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, повышение социального статуса детей-инвалидов и создание дополнительных стимулов для их саморазвития и совершенствования с помощью деятельности клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Мы – лучи одного солнца». 3. Организация подготовки волонтеров в Школе волонтеров «Без права на пассивность» для сопровождения детей-инвалидов. 4. Обеспечение развития системы консультативной, психологической и информационной поддержки родителей детей - инвалидов. Объем средств гранта на реализацию мероприятий проекта – 1 999 657 рублей; объем собственных средств Грантополучателя на реализацию мероприятий проекта – 200 000 рублей. Сроки реализации проекта с апреля 2019 г. по октябрь 2020 г.
РАБОЧАЯ ГРУППА ПРОЕКТА Для реализации мероприятий, способствующих эффективному управлению проектной деятельности, осуществляемой в интересах детей-инвалидов и их семей, была создана рабочая группа по управлению проектом. В состав группы вошли: -председатель Комитета по социальной и молодежной политике
администрации городского округа Кинешма; -руководитель Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району; -представитель Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа Кинешма; -представитель Управления образования администрации городского округа Кинешма; -представитель администрации МУ ДБО «Радуга»; -заведующий отделением «Центра психолого-социального сопровождения «Преображение»; -руководитель кинешемского подразделения «Солнечный круг»- объединения семей, воспитывающих «особых» детей - участников проекта; -директор ООО «КСК «Триумф»; -главный врач детской поликлиники городского округа Кинешмы; -представитель СМИ. Рабочая группа осуществляла координацию деятельности и взаимодействие исполнителей мероприятий проекта, контроль реализации мероприятий проекта, целевого и эффективного использования финансовых средств и ресурсов. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА Целевой группой проекта являлись семьи детей - инвалидов Кинешемского подразделения Ивановской областной организации «Солнечный круг». В муниципальной системе социальной защиты детей - инвалидов и их семей городского округа Кинешмы большую роль играет это подразделение, на основе которого создан клуб. В результате реализации проекта помощь оказывалась 27 семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Всостав этих семей входили 27 детей-инвалидов, 18 здоровых детей и 48 родителей.
Лидеры - инициаторы клуба: Колесова Наталья Александровна – заместитель руководителя, первый помощник во всех делах Кинешемского филиала общественной организации семей воспитывающих детей - инвалидов и инвалидов с детства «Солнечный круг». Потапова Ирина Владимировна – руководитель Кинешемского филиала Ивановской областной общественной организации семей, воспитывающих детей- инвалидов и инвалидов с детства «Солнечный круг».
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ВОЛОНТЕРОВ «БЕЗ ПРАВА НА ПАССИВНОСТЬ» Для участия в проекте «Мы - лучи одного солнца» была сформирована городская школа волонтеров «Без права на пассивность», где добровольцы получили теоретические и практические знания по проблемам детей-инвалидов, повышению компетентности в вопросах общения с семьями и детьми-инвалидами, а так же организацию деятельности по сопровождению и поддержке “особого” ребенка
Особое внимание уделили подбору таких добровольцев, которые бы получали удовольствие от помощи тому, кто в ней нуждается. Ценили такие качества, как: · ответственность (в первую очередь); · доброжелательность; · отзывчивость
Сформировалась дружная команда волонтеров. Ребята с удовольствием помогали детям-инвалидам и их семьям. По запросу организовывались прогулки для детей, какое-то время могли посидеть с ними дома. Так же волонтеры реализовывали проектную деятельность по следующим темам:
-«Передышка» или «Няня на час»; - «Спортсмены – инвалиды России»; -«Виды спорта Специальной Олимпиады»; - «Онлайн-общение волонтера с ребенком-инвалидом и его семьей»; -«Танцевальные и песенные флэш-мобы» ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА «МЫ – ЛУЧИ ОДНОГО СОЛНЦА» Деятельность клуба «Мы – Лучи одного солнца» осуществлялась на базе Муниципального учреждения городского округа Кинешма «Детская база отдыха «Радуга» специалистами отделения «Центр психолого-социального сопровождения «Преображение», которые успешно прошли обучение в институте практической психологии «Иматон» г. Санкт-Петербург по повышению профессиональных компетенций. Для успешной и эффективной реализации проекта все мероприятия проводились по трем блокам: 1.Психологический блок. Мероприятия предназначены для приобретения практических навыков продуктивного общения родителей с ребенком, улучшения психолого - эмоционального состояния детей-инвалидов и их родителей.
Результативными мероприятиями, по мнению родителей детей-инвалидов, стали тренинги с психологом, на которых были приобретены навыки уверенного и позитивного отношения к себе, повысилась самооценка, сформировались доверительные отношения между родителем и ребенком.
Так же участники мероприятий отметили тематические и арт-терапевтические занятия, предложенные образовательными учреждениями. На мастер-классах дети их родители развили способности самовыражения и самопознания, научились управлять своими эмоциями, а так же усвоили полезную информацию о том, как правильно распланировать свой день.
На положительную динамику в состоянии здоровья и психического состояния ребенка-инвалида повлияли занятия с тренером по иппотерапии и канистерапии. Занятия с лошадью помогли детям расширить коммуникативные возможности ребенка. У детей появилась самостоятельность, уверенность в себе, заинтересованность. А самое главное, желание самим участвовать в процессе лечения, что является огромной движущей силой в их выздоровлении. Умение управлять лошадью дало навык оценки ситуации и влияния на нее, а доверие к животному распространяется на доверие к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.
Родители отмечают огромную пользу для детей-инвалидов от коррекционных занятий с использованием инновационного оборудования. На средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, администрацией городского округа Кинешма было приобретено современное инновационное оборудование: прибор современной аудивизуальной стимуляции, вибромузыкальный сухой бассейн с клавишами управления, декоративно световой модуль «Разноцветная гроза», бизиборд «Монтессори», видеопроекция для сенсорной игровые наборы «Дары Фребеля», «Монтессори».
Благодаря систематическим занятиям в сенсорной комнате у детей-инвалидов сформировался положительный эмоциональный фон, снизилась тревожность и агрессивность.
Дети стали уверенными и активными, обогатили свое восприятие и воображение, развили внимание и пространственную ориентировку, так же занятия поспособствовали развитию связной речи и абстрактно-логического мышления.
2.Экскурсионно-досуговый блок. Мероприятия предназначены для социальной адаптации ребенка-инвалида, развитие коммуникативных и творческих способностей, а так же для улучшения психолого-эмоционального состояния родителей и детей-инвалидов через совместную деятельность.
Дети и их родители побывали в живописном месте Макариева – Решемского монастыря, где все пропитано безграничной теплотой и духовностью, узнали интересные факты из истории создания древнейшей обители. Ребята с энтузиазмом участвовали в играх и конкурсах, которые проводили волонтеры городской школы волонтеров «Без права на пассивность» и психологи.
Удивили рассказы о жизни святителя Василия, епископа Кинешемского, просмотрев видео-экскурсию по дому-музею памяти святителя. Благодаря проекту многие родители узнали о существовании этого музея и заинтересовались его посещением.
Очень интересной и познавательной оказалась поездка в Шилекшинский дом ремесел. Участники экскурсии пришли в восторг от мастер-классов, которые провели шилекшинские мастера.
Дети познакомились с работой на гончарном круге, узнали, какие инструменты используются при плетении корзин из лозы, и что нужно для создания деревянной бочки.Родители отметили улучшение психолого-эмоционального состояния детей после совместной творческой деятельности.
Дети-инвалиды и их родители посетили мастер-классы «Кинешемские мастера», которые представили педагоги дополнительного образования «Центра развития творчества детей и юношества». В ходе мастер-классов участники познакомились с техниками как:
- лоскутная мозаика «Волшебный калейдоскоп»; -тестопластика «Мышка»; -мультипликация: «Новогодний карнавал»; -штампинг и набрызг: «Новогодние валеночки в нетрадиционной технике»; -аппликации «Открытка для мамы», «Самое доброе солнышко».
Благодаря занятиям, у детей сформировалась большая заинтересованность и мотивация к познанию и творчеству, развитию таланта и способностей.
Успешной социальной адаптацией ребенка-инвалида стало участие в иммерсивном спектакле,вкоторомдети смогли развить коммуникативные и творческие способности. Иммерсивный спектакль позволил ребенку - инвалиду полностью погрузиться в сюжет постановки, он был не только зрителем, но и участником спектакля.
В рамках экскурсионно-досугового блока для родителей детей - инвалидов были проведены информационные беседы с психологами по повышению уровня навыков общения со своим ребенком, и принципах здорового образа жизни, по вопросам профилактики аддиктивного и делинквентного поведения. Беседы оказались актуальными и познавательными. Родители освоили стратегии поведения, позволяющие расширить родительские компетенции и повысить внутренние ресурсы.
3.Обучение новым методикам реабилитации домашних условиях. Цель мероприятий направлена на развитие у родителей и детей-инвалидов мотивации к саморазвитию и обучению коррекционно-развивающим умениям во взаимодействии с ребенком – инвалидом. Для родителей детей – инвалидов специалистами МЦ «Решма» были проведены практикумы: - по ЛФК «Упражнения ЛФК в домашних условиях»; - по обучению элементам телесно-ориентированной терапии «Голова хорошо, а все тело лучше»
Родители отметили важность таких занятий, так как упражнения и рекомендации можно использовать в повседневной жизни для снятия напряжения, для саморегуляции, релаксации им улучшения общего физического состояния ребенка-инвалида. Родители детей – инвалидов в своих отзывах отмечают, что дети, не посещающие образовательные учреждения, нуждаются в организации развивающей среды дома. Для этого специалисты дошкольных образовательных учреждений подготовили обучающие видео уроки «Создание развивающей среды для ребенка-инвалида в домашних условиях» и «Дидактические пособия собственными руками», рассказав как можно заниматься с ребенком – инвалидом дома, как создавать различные пособия и поделки своими руками.
В рамках проекта «Мы - лучи одного солнца» для семей детей - инвалидов были организованы массовые мероприятия и программы выходного дня, приуроченных к значимым событиям, таких как: -«Международный день защиты детей». Дети участвовали в анимационной программе, в конкурсе рисунков на асфальте, посетили летний кинотеатр, катались на аттракционах. Участники мероприятия были приятно удивлены сладкими подарками. -«Международный день инвалидов». Дети приняли участие в выставке рисунков и поделок, так же выступали с праздничной программой на сцене, после чего все дети были отмечены подарками и гостинцами.
-«Рождественские праздники» На празднике дети и родители познакомились с историй и традициями православного праздника «Рождество Христово». Дети получили полезные подарки для творческой деятельности. МОНИТОРИНГ СЕМЕЙ ПРОЕКТА «МЫ – ЛУЧИ ОДНОГО СОЛНЦА В ходе реализации проекта «Мы - лучи одного солнца» проводился:
-Мониторинг семей на старте проекта. Родителям были предложены анкеты, для определения стиля воспитания в семье, проблем, возникающих при общении с «особенным» ребенком. Из полученной информации специалисты узнали о диагнозах, потребностях и возможностях детей – инвалидов.
-Промежуточный мониторинг проведен с целью получения обратной связи от участников целевой группы на удовлетворённость семей детей-инвалидов деятельностью Клуба «Мы – лучи одного солнца». Родители детей-инвалидов высоко оценивают эффективность воздействия проекта на улучшение поддержки и активизацию семей, участвующих в проекте.
-Заключительный мониторинг семей клуба «Мы - лучи одного солнца» и руководителей, координаторов проекта показал, что проект оказал высокое воздействие на улучшение поддержки и активизацию семей участвующих в проекте «Мы – лучи одного солнца». Проект, как отмечают родители, оказался интересный, полезный для города, для их семей, насыщенный новой полезной информацией. Многие родители отмечают, что стали увереннее в себе, повысился их уровень самооценки. Каждая семья написала свою «Историю успеха семьи в проекте». Так же родители детей - инвалидов отмечали важность адресной помощи каждой семье, воспитывающей детей – инвалидов, разными специалистами, которые умеют работать в зоне проблемы конкретной семьи, конкретного ребенка.
ИТОГИ ПРОЕКТА Реализация проекта «Мы – лучи одного солнца» достигла положительных результатов по созданию и развитию системы сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленной на формирование у детей конструктивных коммуникативных навыков, расширение сферы самосознания, повышение уверенности в своих возможностях, снятие тревожности. У родителей сформировалась активная жизненная позиция, знания и навыки в реабилитации детей-инвалидов, повысился уровень психолого-педагогической грамотности. Положительные изменения произошли в развитии деятельности муниципального образования «Городской округ Кинешма» по оказанию эффективной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: - развитие добровольчества и благотворительности для преодоления изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, создание социально активной группы волонтеров; - укрепление материально-технической базы МУ ДБО «Радуга» отделения «Центра психолого-социального сопровождения «Преображение» – базового учреждения по проектной работе с детьми-инвалидами на территории муниципального образования для дальнейшего внедрения и распространения методов инновационного направления социально-психологической реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, в коррекционных учреждениях городского округа Кинешма; - поддержка Кинешемского подразделения Ивановской областной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства, «Солнечный круг» с целью создания благоприятных условий для осуществления деятельности в интересах целевой группы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Для реализации некоторых программ проекта «Мы - лучи одного солнца» были разработаны практические и методические пособия по повышению профессиональной компетентности специалистов, работающих с целевой группой проекта.
Рекомендации волонтёрам при общении с детьми-инвалидами Святитель Иоанн Златоуст писал: «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Волонтёр – это человек, который помогает не ради денег, а ради своей совести или по зову душии получает удовольствие от помощи тому, кто в ней нуждается. Волонтёр состоится только в том случае, если он хочет быть волонтёром; волонтёров по принуждению не бывает. Принципы волонтерской деятельности: Ø добровольность (никого нельзя принуждать); Ø безвозмездность (труд волонтера не оплачивается); Ø добросовестность. Качества, необходимы волонтеру: · ответственность (в первую очередь) · доброжелательность; · отзывчивость Пять «должен» для волонтера: v Волонтёр не может быть брезгливым. Что имеется в виду: у людей с инвалидностью часто есть проблемы, не знакомые здоровым людям. Это неконтролируемое слюнотечение, сильное искажение мимики, гиперкинезы – резкие неконтролируемые движения, не позволяющие самостоятельно и аккуратно есть, как положено, ножом и вилкой (вместо этого приходится есть исключительно ложкой и предварительно мельчить еду в тарелке). Также при приеме пищи инвалиды часто пачкаются и кашляют от того, что подавились. v Волонтёра не должны шокировать необычные способы передвижения инвалидов (перебирая ногами в коляске, скрючившись в ходунках, ползком по полу) или способы письма (например не рукой, а ногой или ртом). v Волонтёру надо научиться понимать того человека, которому он помогает. v Волонтёру стоит узнать о «своем» инвалиде как можно больше: что он за человек, какой болезнью болеет, есть ли родственники, и чем волонтёр может помочь. Но ни в коем случае не приставать с расспросами и «не лезть в душу». Если человек с инвалидностью не хочет поддерживать какой-либо разговор или отвечать на неприятные ему вопросы, то лучше его оставить в покое. Тем для бесед много, и наверняка найдутся интересные для обоих дела. v Волонтёр не должен ни унижаться, ни возвышаться над человеком, которому он помогает, и этот человек не должен ни унижать, ни возвышать себя перед волонтёром. Конечно, когда доброволец и инвалид становятся друзьями, можно и пооткровенничать, но «плакаться в жилетку» друг другу не стоит: «жилетки» быстро устают от плакальщиков, а плакальщикам потом становится стыдно за свою слабость и излишние откровения. Рекомендации: 1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. 2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что это ко многому обязывает 3. Организуйте свою помощь так, чтобы не чувствовать себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни. 4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. 6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться общением с вами. 7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. 9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 11. Общайтесь с семьями, где есть такие дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой Детский аутизм Представляет собой отклонение от нормы в психологическом развитии, которое проявляется в особом контакте с окружающим миром. Больное чадо систематически погружается в свой внутренний мир и не желает поддерживать связь с внешней средой. Аутисты, как правило, не являются ограниченными в чем-либо личностями. Общение с ребенком-аутистом – это настоящее искусство, которое требует терпения и концентрации. Для этого взрослому человеку придется изучать психику малыша и находить оптимальные пути подхода к нему.
Синдром Дауна — это генетическое заболевание, характерной особенностью которого является умственная отсталость, сочетающаяся с соматическими аномалиями и дефектами строения тела, хромосомной аномалией. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого - либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества. Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием,легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью. В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей. Помощь волонтёра заключается в посильном вкладе в воспитании у такого ребёнка основных навыков: Сенсорная комната. Рекомендации по использованию -Время сеансов в сенсорной комнате 20-30 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психологом индивидуально. -После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Занятия должны проводиться индивидуально или подгруппами по 2-7 человека. Количество человек на занятиях определяется целями работы и возрастом ребенка. -Занятие в сенсорной комнате проводятся в игровой форме. -В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы. -Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Примеры проведения занятий в сенсорной комнате 1. Ритуал приветствия 2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты). 4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация). 5. Ритуал прощания. Организация работы Цель – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции. Задачи: - профилактика психофизическ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.134 с.) |