Электродвижущие силы обмоток двигателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электродвижущие силы обмоток двигателя.



12.5.1. ЭДС обмотки статора. ЭДС обмотки статора е1 наводится вращающимся магнитным потоком. По аналогии с катушкой с сердечником:

где число витков обмотки статора;  обмоточный коэффициент.

12.5.2. ЭДС обмотки ротора. Для ЭДС неподвижного ротора:

(В неподвижном роторе частота ЭДС  т. е. такая же как у ЭДС обмотки статора.) Во вращающемся роторе частота ЭДС равна  В этом случае наводимая ЭДС

(Индекс s относится к вращающемуся ротору).

Учитывая, что , получаем

s

Связь между ЭДС вращающегося  и неподвижного роторов:

ЭДС в обмотке вращающегося ротора составляет s % ЭДС неподвижного ротора:

Связь между индуктивными сопротивлениями неподвижного ротора  и вращающегося ротора

12.6. Уравнения токов. Как и в трансформаторе, МДС холостого хода

=

В нагруженном двигателе МДС создаётся двумя обмотками:

1 2

1 2

1 1x 2

Так же как и в трансформаторе, ток статора представляется как сумма намагничивающего тока x m и тока, компенсирующего размагничивающее действие тока ротора.

12.7. Уравнение электрического состояния. По аналогии с трансформатором можно написать уравнение второго закона Кирхгофа обмоток статора и ротора. Для статора

или 1 = 1 + 1 + 1

для вращающегося ротора

s  = или  +
где , ,  параметры ротора, приведённые к числу витков статора; s соответственно ЭДС ротора и напряжение рассеяния у вращающегося ротора.

Механическая мощность на валу двигателя соответствует величине

2

12.8. Схема замещения. Схема замещения двигателя аналогична схеме замещения трансформатора, в которой вместо сопротивления  будет сопротивление на котором при токе  рассеивается мощность 

равная мощности на валу двигателя, т. е.

)2, где  угловая скорость ротора.

12.9. Формула тока. Если принебречь током холостого хода  можно определить ток  потребляемый двигателем из сети:

12.10. Вращающий момент. Электромагнитный момент  возникает под влиянием сил, действующих на проводники ротора, которые находятся во вращающемся магнитном поле.

Обозначим число проводников ротора через . Сила, действующая на все проводники, будет  

 сила действующая на проводник:

Вращающий момент есть произведение силы на радиус ротора, т. е. Полюсное деление для синусоиды 

Обозначим постоянную .

.

В этом выражении сопротивление, а  индуктивное сопротивление фазы вращающегося ротора. Формула показывает, что вращающий момент двигателя создаётся за счёт взаимодействия магнитного потока и тока ротора.

Формула момента может быть выведена из формулы механической мощности двигателя:  

где m – число фаз двигателя. Так как , где  угловая  скорость вращающегося поля, то

где  угловая частота тока в сети. получаем:

Характеристики двигателя.


Характеристика " момент – скольжение " Точка s=0, =0 соответствует идеальному холостому ходу двигателя, а точка , режиму. Участок графика – рабочий участок. Участок характеристики – участок cтатически устойчивой работы двигателя. Участок графика соответствует механической перегрузке двигателя. В точке K вращающий момент достигает максимального значения и называется критическим моментом. Скольжение sк, соответствующее критическому моменту, называется критическим скольжением.

Выражение момента в относительных единицах.

Механическая характеристика. Механической характеристикой двигателя называется зависимость частоты вращения ротора от момента нагрузки на валу т. е.

Уравнение механической характеристики:

Полученная характеристика называется жёсткой, т. к. в пределах от идеального хода до номинальной нагрузки частота вращения ротора падает не более чем на 10%.

12.12. Активная мощность и потери. Мощность, потребляемая двигателем из сети , мощность на валу двигателя  потери мощности в двигателе т.е.  

Мощность потерь складывается из мощности электрических, магнитных и механических потерь. Электрические потери возникают в обмотках статора и ротора  Магнитные потери в магнитопроводе  возникают за счёт явления гистерезиса и вихревых токов в статоре и в роторе Потери механические вызваны силами трения в подшипниках, в скользящем контакте на кольцах

Электромагнитная мощность и мощность на валу. Мощность, передаваемая магнитным полем от статора к ротору Мощность потребляемая из сети за вычетом потерь в статоре

Мощность на валу двигателя  отличается от механической на значение механических потерь , т.е.

КПД двигателя:

 

Учитывая коэффициент загрузки  

 

 

Пуск двигателя.

Прямой пуск. Пуск двигателя непосредственным включением на напряжение сети обмотки статора называется называется прямым пуском. Схема прямого пуска приведена на рисунке 

При включении рубильника в первый момент скольжение  s=1,  а приведённый ток в роторе и равный ему ток статора максимальны при  s=1.

По мере разгона ротора скольжение уменьшается и поэтому в конце пуска ток значительно меньше, чем первый момент.

Значение пускового момента находится при s=1:

Приведенные данные показывают, что при прямом пус­ке в сети, питающей двигатель, возникает бросок тока, ко­торый может вызвать настолько значительное падение на­пряжения, что другие двигатели, питающиеся от этой сети, могут остановиться. Относительно небольшой пусковой мо­мент может привести к тому, что при пуске двигателя под нагрузкой он не сможет преодолеть момент сопротивления и не тронется с места. В силу указанных недостатков пря­мой пуск можно применять только у двигателей малой и средней мощности (примерно до 50 кВт).

Пуск двигателей с улучшенными пусковыми свой­ствами. Улучшение пусковых свойств в асинхронных дви­гателях достигается использованием эффекта вытеснения тока в роторе за счет специальной конструкции беличьей клетки. Эффект вытеснения тока состоит в следующем: по- токосцепление различных сечений проводника ротора нео­динаково  с внутренней частью проводника потокосцепление значительно больше, чем с наружной, по­этому индуктивное сопротивление X 2 наружного слоя на­много меньше, чем внутреннего, что особенно сказывается при пуске, когда 5=1 и f2=fi = 50 Гц. Под влиянием этого ток вытесняется в наружный слой паза.

 

В результате ток в основновном проходит по наружному сечению проводника, т.е. по значительно меньшему сечения стержня, и, следовательно, активное сопротивление обмотки ротора  намного больше, чем при нормальной работе. За счёт этого уменьшается пусковой ток  и увеличивается пусковой пусковой момент . По мере разгона двигателя скольжение падает и поэтому к концу пуска частота тока ротора, а следовательно, и поля достигает 1 – 4 Гц. При такой частоте индуктивное сопротивление мало и ток распределяется равномерно по всему сечению проводника.

Двигатели с глубокими пазами. Паз ротора выполнен в виде узкой щели, глубина которой примерно в 10 раз больше, чем ее ширина. В эти пазы-щели укладывается обмотка в виде узких медных полос. Распределение магнитного потока показывает, что индуктивность и индуктивное сопротивление в нижней части проводника значительно больше, чем в верхней части. Поэтому при пуске ток вытесняется в  верхнюю часть стержня и активное сопротивление значительно увеличивается. По мере разгона двигателя скольжение уменьшается и плотность тока по сечению становится почти одинаковой.

Двигатели с двойной клеткой.  В таких двигателях обмотки ротора выполняются в виде двух клеток: во внешних пазах 1 размещается обмотка из латунных проводников, во внутренних 2 – обмотка из медных проводников. Таким образом, внешняя обмотка имеет большее активное сопротивление, чем внутренняя. При пуске внешняя обмотка сцепляется с очень слабым магнитным полем, а внутренняя – с сравнительно сильным полем. В результате ток вытесняется во внешнюю клетку, а во внутренней тока почти нет. По мере разгона двигателя ток из внешней клетки переходит во внутреннюю.

Пуск двигателя переключением обмотки статора. При пуске обмотки соединяются в звезду. Для этого вначале включается выключатель Q, а затем переключатель S  ставится  в нижнее положение «пуск». В таком положении концы фаз   cоединены между собой звездой. При этом напряжение на фазе в раз меньше линейного, а линейный ток при пуске в 3 раза меньше, чем при соединении треугольником. При разгоне ротора в конце пуска переключатель S переводится в верхнее положение и фазы статора пересоединяются треугольником.

Пуск двигателя при включении добавочных сопротивлений. Перед пуском выключатель (пускатель) находится в разомкнутом и замыкается выключатель . При этом в цепь статора включены добавочные резисторы В результате обмотка статора питается пониженным напряжением  После разгона двигателя замыкается выключатель  и обмотка статора включается на номинальное напряжение .

 

 

Прямой пуск. Пуск двигателя непосредственным включением на напряжение сети обмотки статора называется называется прямым пуском. Схема прямого пуска приведена на рисунке 

При включении рубильника в первый момент скольжение s=1, а приведённый ток в роторе и равный ему ток статора максимальны при s=1.

По мере разгона ротора скольжение уменьшается и поэтому в конце пуска ток значительно меньше, чем первый момент.

Значение пускового момента находится при s=1:

Приведенные данные показывают, что при прямом пус­ке в сети, питающей двигатель, возникает бросок тока, ко­торый может вызвать настолько значительное падение на­пряжения, что другие двигатели, питающиеся от этой сети, могут остановиться. Относительно небольшой пусковой мо­мент может привести к тому, что при пуске двигателя под нагрузкой он не сможет преодолеть момент сопротивления и не тронется с места. В силу указанных недостатков пря­мой пуск можно применять только у двигателей малой и средней мощности (примерно до 50 кВт).

Пуск двигателей с улучшенными пусковыми свой­ствами. Улучшение пусковых свойств в асинхронных дви­гателях достигается использованием эффекта вытеснения тока в роторе за счет специальной конструкции беличьей клетки. Эффект вытеснения тока состоит в следующем: по- токосцепление различных сечений проводника ротора нео­динаково с внутренней частью проводника потокосцепление значительно больше, чем с наружной, по­этому индуктивное сопротивление X 2 наружного слоя на­много меньше, чем внутреннего, что особенно сказывается при пуске, когда 5=1 и f2=fi = 50 Гц. Под влиянием этого ток вытесняется в наружный слой паза.

В результате ток в основновном проходит по наружному сечению проводника, т.е. по значительно меньшему сечения стержня, и, следовательно, активное сопротивление обмотки ротора  намного больше, чем при нормальной работе. За счёт этого уменьшается пусковой ток  и увеличивается пусковой пусковой момент . По мере разгона двигателя скольжение падает и поэтому к концу пуска частота тока ротора, а следовательно, и поля достигает 1 – 4 Гц. При такой частоте индуктивное сопротивление мало и ток распределяется равномерно по всему сечению проводника.

Двигатели с глубокими пазами. Паз ротора выполнен в виде узкой щели, глубина которой примерно в 10 раз больше, чем ее ширина. В эти пазы-щели укладывается обмотка в виде узких медных полос. Распределение магнитного потока показывает, что индуктивность и индуктивное сопротивление в нижней части проводника значительно больше, чем в верхней части. Поэтому при пуске ток вытесняется в верхнюю часть стержня и активное сопротивление значительно увеличивается. По мере разгона двигателя скольжение уменьшается и плотность тока по сечению становится почти одинаковой.

Двигатели с двойной клеткой.  В таких двигателях обмотки ротора выполняются в виде двух клеток: во внешних пазах 1 размещается обмотка из латунных проводников, во внутренних 2 – обмотка из медных проводников. Таким образом, внешняя обмотка имеет большее активное сопротивление, чем внутренняя. При пуске внешняя обмотка сцепляется с очень слабым магнитным полем, а внутренняя – с сравнительно сильным полем. В результате ток вытесняется во внешнюю клетку, а во внутренней тока почти нет. По мере разгона двигателя ток из внешней клетки переходит во внутреннюю.

Пуск двигателя переключением обмотки статора. При пуске обмотки соединяются в звезду. Для этого вначале включается выключатель Q, а затем переключатель S  ставится в нижнее положение «пуск». В таком положении концы фаз cоединены между собой звездой. При этом напряжение на фазе в раз меньше линейного, а линейный ток при пуске в 3 раза меньше, чем при соединении треугольником. При разгоне ротора в конце пуска переключатель S переводится в верхнее положение и фазы статора пересоединяются треугольником.

Пуск двигателя при включении добавочных сопротивлений. Перед пуском выключатель (пускатель) находится в разомкнутом и замыкается выключатель . При этом в цепь статора включены добавочные резисторы В результате обмотка статора питается пониженным напряжением  После разгона двигателя замыкается выключатель  и обмотка статора включается на номинальное напряжение .

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.047 с.)