Диета и формирование нового мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диета и формирование нового мировоззрения



 

Всё, что существует в этом мире, находится в состоянии непрерывной вибрации. Мы называем материей то, что в действительности является самым плотным проявлением континуума «материя —энергия». Западная наука сумела классифицировать материю, разделив ее на девяносто два химических элемента естественного происхождения (плюс два десятка или около того синтетических лабораторных продуктов), но в Индии все феноменальное бытие описывается в рамках системы из пяти элементов.

Эти пять элементов образуют спектр энергии от ее самого плотного, грубого вибрационного уровня до самых тонких и почти бесплотных уровней. Эту классификационную систему гораздо легче понять в терминах активности и качества.

На низшем уровне вибраций энергия обладает субстанцией (плотность твердого тела), запахом, вкусом, формой, тактильными характеристиками (шероховатая, гладкая, ровная, неровная и т. д.) и в своей чистейшей форме издает звук от удара. Энергия, которой присущи все эти свойства, называется притхви, или земной элемент.

При возбуждении и переходе в более высокий частотный диапазон вибраций земной элемент теряет свойство твердости. Вещество становится жидким и текучим, хотя все еще сохраняет свойства формы (жидкость принимает такую форму, в которой ее потенциальная энергии минимальна), тактильности и звучания (производимое при движении). На этом уровне активности энергия называется апах, или водный элемент.

По мере повышения уровня вибраций ускоренное движение генерирует тепло и свет. Жидкостное качество, как и вкус, исчезает. Остается лишь тактильное ощущение, форма и звук. Энергия в этом состоянии называется агних, или огненный элемент.

Поскольку скорость отдельных частиц продолжает увеличиваться, общая форма расплывается и больше не излучает ни тепла, ни света. Сохраняются лишь такие свойства, как тактильное ощущение и звук. Нет больше ни твердого состояния, ни жидкого, ни огненного — они исчезают. Энергия, обладающая такими характеристиками, называется вайю, или воздушный элемент.

Наконец, когда материя лишается всех тактильных качеств и воспринимается человеческим организмом лишь как звук, она достигает самого тонкого уровня вибраций, который способна улавливать система органов чувств человека. Это акаша, эфирный элемент.

Термин грубый должен пониматься как плотность. В состоянии притхви энергия принимает самую плотную и связанную форму: атомы плотно упакованы и образуют структуры. В состоянии апах плотность энергии уменьшается; атомы более рассеяны, что позволяет им вибрировать на более высоких частотах. В состоянии агних энергия связана еще меньше, а в состоянии вайю любое подобие структуры и связи вовсе исчезает. На другом конце спектра в состоянии акаш больше нет отдельных частиц, которые бы воспринимались как материальное вещество. Они вибрируют на частотах, выходящих за пределы материального плана.

В проявленной вселенной ни один из этих элементов не существует в чистом состоянии. Все пять этих элементов можно обнаружить в различных пропорциях в любом феномене. Таким образом, классификация проводится по факту преобладающего влияния какого-то конкретного элемента или элементов. Знание этих пяти элементов, или таттв, является необходимой основой для дальнейшего понимания индийской системы питания и медицины.

 

Таттвы и физиология

 

       Человеческое тело состоит из этих же пяти элементов. Если они представлены в теле гармонично, результирующее состояние называется здоровым. Если в системе возникает продолжительный дисбаланс элементов, наступает болезненное состояние. Нарушение равновесия одной таттвы мгновенно вносит диссонанс в работу остальных четырех таттв. В основе индийской народной медицины лежит четкое представление о пяти элементах, трех гунах и влиянии, которое оказывает их совместное действие на человеческий организм.

Как есть три гуны, управляющие игрой всего творения, так есть и три силы, регулирующие деятельность всей человеческой системы. Под этими тремя силами понимаются воздух (газы), желчь и лимфа, называемые соответственно вайю, питта и капха. Гармоничное соотношение этих трех сил сущностно необходимо для поддержания физического и ментального здоровья. Пока три эти силы пребывают в равновесии, организму свойственно хорошее пищеварение, медленное и размеренное дыхание, работа выполняется легко, а рост и развитие осуществляются по естественному и благоприятному жизненному сценарию. Но при выходе из равновесия любого из этих элементов равновесие теряет и весь организм. Неизбежным результатом становится страдание и болезни.

Всем человеческим организмом управляет ветер, желчь и слизь, и основное поле их деятельности сосредоточено между сердцем и пупком. В этой области расположена большая часть важнейших органов «жизнеобеспечения», которые занимаются пищеварением, усвоением, распределением питательных веществ, а также выведением отходов жизнедеятельности и ядов. Это «мастерская тела», специализирующаяся на самосохранении и росте, цех, который является свидетелем непрерывного взаимодействия трех дош, работающих с пищевым материалом. Именно доши растворяют его на отдельные компоненты, извлекают питательные вещества, а затем распределяют их по всему организму.

Нарушение режима работы дош мгновенно приводит к дисбалансу содержания спермы и препятствует регулярному и упорядоченному выведению из организма отходов жизнедеятельности (кала, мочи, пота и слизи). Дисбаланс спермы и задержка выведения телесных отходов — вот две самые главные причины возникновения болезней и расстройств в теле.

В силу той ключевой роли, которую играют три доши в регулировании, развитии и защите человеческого организма, любой человек, который стремится достичь равновесия в своем организме, должен хорошо понимать сущность и функции каждой из них. Именно они могут одновременно быть и лучшими друзьями, и заклятыми врагами человека. В равновесии и гармонии они приносят абсолютное здоровье; в неравновесии и дисгармонии они «дарят» весь букет заболеваний, ставших проклятием человечества.

В кровеносных сосудах каждого человека можно обнаружить живые микроорганизмы, которые являются возбудителями большинства человеческих болезней. Однако при этом вовсе не каждый человек болеет. Болезнетворные организмы активизируются только тогда, когда возникший в системе дисбаланс изменяет химию тела и снижает эффективность естественной антибиотической защиты тела. Такие нарушения равновесия телесной химии возникают только при дисгармонии в естественной циркуляции трех дош.

Ветер-вайю — это транспортное средство внутри тела, и как хороший носитель, вайю может переносить все — будь то жизненная сила, необходимая для поддержания жизнедеятельности системы, или химические отходы и токсины, которые способны повредить нежным органам. Пребывая во власти раджаса, элемент ветра стремителен, быстр, легок, сух, холоден и тонок по натуре. Как и все газы, телесный газ обладает качеством изменчивости, которое проявляется при изменениях температуры и давления, и с чем бы этот телесный газ ни смешивался, он будет переносить эту субстанцию.

В любом заболевании вайю играет роль основного носителя, этот элемент ветра все переносит на своих крыльях. Этот телесный воздух является пневматической силой для гидравлических насосов системы кровообращения и лимфатической системы. Вот почему из всех трех дош вайю считается самой главной.

Вайю находится в животе, талии, бедрах, ушах, костях и коже. Ее главное место обитания —это желудок и кишки. По своей природе вайю-доша одна, но для удобства ее разделяют на пять подклассов — в зависимости от локализации и характера движения:

Удана-вайю пребывает в горле и области головы. Именно при помощи силы этого воздуха вторая категория воздуха, прана, обретает способность генерировать звук в виде речи, музыки и пения. Если удана выходит из состояния равновесия, то это приводит к развитию заболеваний горла и головы. Фарингиты, болезни пазух, насморк, головные и ушные боли, а также многие другие заболевания вызываются нарушением деятельности уданы.

Прана-вайю работает в сердце и легких, это тот воздух, который постоянно вводится и выводится через носовые протоки. Прана — это воздух, который поддерживает жизнь в системе. Этот воздух облегчает процесс глотания и доставку еды и питья в желудок. Прана —это первичное дыхание жизни, ибо этим воздухом человек дышит и с этим воздухом все питание поступает в желудок. Если поток праны на длительное время перекрывается, смерть становится неизбежной. Дисбаланс праны вызывает икоту, респираторные и легочные заболевания.

Самана-вайю обитает в области между сердцем и пупком, преимущественно циркулируя в желудке и тонком кишечнике. При помощи пищеварительных желудочных соков самана «варит» пищу, а затем отделяет питательные вещества от отходов жизнедеятельности организма. Когда самана выходит из равновесия, пищеварительный огонь угасает, а это приводит к гастритам, колитам и другим кишечным заболеваниям.

Апана-вайю живет в области между пупком и прямой кишкой. Ее первостепенная задача состоит в выведении из организма отходов жизнедеятельности. Главная функция апаны — своевременно освобождать организм от отходов, которые появляются в результате процесса пищеварения и усвоения пищи. Апана-вайю также отвечает за скопление газов в желудке и кишечнике, эякуляцию, зачатие, роды, дефекацию и мочеиспускание. При дисбалансе апана провоцирует заболевания мочеполовой системы, геморрой, запоры и целый букет других болезней, включая спазмы и защемления в брюшной полости.

Вьяна-вайю постоянно циркулирует во всем теле по кровеносным сосудам («воротам крови»), лимфатической системе и нервной системе. Вьяна регулирует циркуляцию во всех трех системах, поэтому она считается самым универсальным и наиболее значимым из всех воздухов. Именно этот воздух переносит различные питательные вещества из одной части организма в другую, заставляет течь кровь, вызывает потоотделение, очищает кровь и лимфу от токсинов, способствует согласованной деятельности всего организма. Вьяна-вайю отвечает за выполнение ваших действий, когда вы встаете, садитесь, толкаете, тянете, открываете и закрываете глаза. Нарушения в циркуляции этого газа выливается в заболевания, поражающие весь организм.

Телесные воздухи играют важную роль в поддержании физического и ментального здоровья. Воздух — это само движение, и без этих пяти вайю тело не обладало бы подвижностью. К тому же не могла бы функционировать ни одна из внутренних систем тела. Если одновременно все пять телесных воздухов выходят из равновесия, телу угрожает гибель.

Желчъ-питта — это «огонь» организма. У нее естественный темно-желтый цвет, но когда она смешивается со слизью, то становится синюшно-желтой. Негустая и острая, жгучая, как красный стручковый перец, питта обладает маслянистой однородной консистенцией. При смешивании с пищей в пищеварительном тракте питта приобретает характерный кислый вкус, который ощущает человек, страдающий от разлития желчи. Саттвическая по природе, она разделяется на пять подтипов, в зависимости от местонахождения и направления деятельности:

Пачака-питту можно обнаружить в желчном протоке, ведущем к желудку и тонкому кишечнику. Этот агент отвечает за переваривание шести типов пищевых субстанций, попадающих в желудок (жирные; слизистые; обильно сдобренные слюной; выпитые; слегка пережеванные, но легко перевариваемые продукты; продукты, проглатываемые целиком). Смешиваясь с такими продуктами, пачака усиливает огонь (кислый элемент) в верхнем пищеварительном тракте, гарантируя, что пища будет должным образом переварена и растворена. Затем пачака химически отделяет питательную основу от твердых и жидких отходов и отделяет воздух от слизи. Это самый главный из подтипов желчи, от которого зависят четыре остальных. У крупных людей это химическое соединение занимает объем с ячменное зернышко, а у небольших людей его количество может поместиться внутри семени кунжута.

Ранджака-питту можно найти в селезенке и печени. Она отвечает за приведение питательных веществ в форму, непосредственно усваиваемую кровью. Она забирает питательные вещества, обработанные селезенкой и печенью, и смешивает их непосредственно с кровью.

Садхака-питта расположена в сердце и отвечает за смелость и решительность. Смелость — это результат изменения содержания глюкозы в крови, а решительность — продукт полноценного смешивания кислорода с кровью. Эта питта поддерживает баланс глюкозы и кислорода в крови.

Алочака-питта находится в глазах, где она поддерживает зрение. Алочака выравнивает тепло в глазных тканях и мышцах, а также дозирует поступление света. Когда алочака выходит из состояния равновесия, возникают глазные болезни.

Бхраджака-питта снабжает оджасом кожу и внутренние органы. Оджас — это вязкая жидкость, ответственная за сохранение румянца здоровья и бодрости, который можно увидеть на лицах детей и здоровых взрослых. Эта желчь переваривает растительные масла, впитывающиеся в кожу во время масляных массажей, и взаимодействует с электромагнитным полем земли. В тот момент, когда в организме возникает любое нарушение, бхраджака, а вместе с ней и поток оджаса, покидают область своего местонахождения и перетекают к пораженной области, откликаясь на ее призыв о помощи.

Лимфа-капха — это белая, однородная, холодная, клейкая и сладкая жидкость, которая находится повсюду в теле. Тамасическая по природе, она отвечает за увлажнение и смазку системы, способствует пищеварению и сохранению тела в чистоте и свежести. При переваривании она принимает кислый вкус.

Капха, так же как вайю и питта, по природе едина, но в зависимости от локализации и характера деятельности она делится на пять групп:

Кледака-капха обитает в желудке, где занимается дополнительным смачиванием свежепережеванной пищи и, таким образом, способствует размельчению целого на отдельные частички. Благодаря ее действию функция желудка усиливается, ускоряя процесс пищеварения.

Аваламбака-капха находится в сердце, где извлекает из химического состава крови самые энергетически ценные питательные вещества, питая сердце энергией. Она также находится в голове и в костных суставах (способствуя их сочленению). Благодаря этой жидкости происходит рост костного мозга, а костный мозг вырабатывает борющиеся с болезнью лейкоциты, которые после первого прохождения через лимфатическую систему попадают в кровь.

Руссуна*-капха обитает в горле. Ее функция заключается в отборе энергетически ценных питательных веществ, извлеченных из крови аваламбакой, и обратном введении в кровь теперь уже более насыщенных энергией химических веществ (потому что они извлекались из крови для ускорения обмена веществ) для их последующего распределения по всему организму.

*[Классическое санскритское название — бодхака. — Прим. ред]

Снехана**-капха сосредоточена в голове; это лимфатическая жидкость, которая сохраняет нежные ткани головы увлажненными и хорошо смазанными. Ее основная задача состоит в предотвращении сухости и обезвоживания, наступающих при прохождении через ноздри потоков воздуха. Снехана питает головной мозг обогащенной белками глюкозой (в соединении с другими важными химическими продуктами). Непрерывная циркуляция этой лимфы обеспечивает чистоту и проходимость всех головных протоков. Снехана также переносит положительные и отрицательные ионы, которые играют важную роль в полноценном функционировании органов чувств. Эта лимфа дает человеку ощущение удовлетворения и придает эластичность и гладкость коже.

**[Классическое санскритское название — тарпака. — Прим. ред]

Слешака-капха обеспечивает крепление и смазку суставов.

У каждого главного органа и системы есть собственная лимфатическая система, однако тип и характер деятельности каждой из этих лимф прекрасно укладывается в классическую систему представлений.

Вайю, питта и капха — ветер, желчь и слизь — в такой же мере отвечают за деятельность тела, в какой саттва, раджас и тамас отвечают за игру всего творения. И так же как саттва и тамас не в силах что-либо сделать без помощи раджаса, питта и капха зависят от вайю, ибо без крыльев вайю им никогда не попасть в места своего назначения, расположенные в разных уголках тела. Вайю — это ключ ко всему организму. Вайю вызывает больше заболеваний, чем питта и капха вместе взятые, а заболевания лимфатической и желчной системы передаются в другие части тела из-за циркуляции воздуха.

Среди всех вайю ключевая роль принадлежит прана-вайю. Без нее не смогли бы работать четыре остальных воздуха, а без деятельности пяти воздухов организм мгновенно погибает. Вот почему практикование пранаямы, или упражнений, контролирующих дыхание (которые описаны в главе о медитации), является залогом сохранения здоровья и процветания. Контролируя прану, вы автоматически контролируете четыре остальных воздуха. А контролируя воздух в теле, вы контролируете циркуляцию и полноценное функционирование лимфы и желчи.

 

Три доши и индивидуальные системы

 

Не бывает двух людей с одинаковой физической конституцией. Однако это не означает, что каждый человек представляет собой абсолютно уникальную систему. Во многих отношениях любой человек похож на группу других людей, и такая группа похожих, но не идентичных людей формирует «класс».

Химия тела варьируется в зависимости от преобладающей доши. Человек, в котором преобладает избыток воздуха, ведет себя, выглядит и думает совершенно иначе, чем человек с избытком желчи. Особенности физической внешности, характера и стиля мышления определяются присутствующими в организме химическими веществами и электролитами.

Химическое состояние тела каждого индивидуума не является постоянным параметром, оно меняется при изменении его географического положения, изменении погоды, рациона питания и огромного множества других факторов. В течение одного дня в человеке может преобладать один элемент, а в течение следующего дня — совсем другой. Но, рассматривая график этих ежедневных изменений, можно заметить, что в основе индивидуальной конституции каждого человека лежит куда более важная химическая закономерность.

Есть класс людей, который явно находится под управлением воздуха, есть другой класс людей, у которых преобладает желчь, а есть третий класс людей, у которых преобладает лимфа; есть еще три класса людей, которыми управляет воздух и желчь, или воздух и лимфа, или лимфа и желчь, соответственно. А есть и седьмой класс людей, к которому относятся те, в ком все эти три элемента представлены в равной и сбалансированной пропорции.

Семь этих основных классов образуют полосы в химическом спектре человеческого тела. Но из всей семерки основными считаются класс вайю, класс питта и класс капха. Эта триада классов довольно хорошо перекликается с эктоморфно-мезоморфно-эндоморфной системой физиологической классификации соматических типов, разработанной американским физиологом Уильямом Шелтоном, а также экстровертно-центровертно-интровертной системой психологической классификации, разработанной швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

ЛЮДИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ВАЙЮ соответствуют эктоморфам и экстровертам. Такие люди мало спят и большую часть времени проводят в бодрствующем состоянии, они быстро ходят и слишком много говорят. У них тонкие, редкие, ломкие волосы и сухое тело. У них беспокойный ум, их чувства изменчивы, а их внимание стремительно переключается с объекта на объект. Эти люди могут быть жестокими преступниками и страдать помутнением рассудка. Они не обзаводятся верными друзьями и отличаются слабой памятью. Воздушный темперамент дает им нелюбовь к холоду и холодным продуктам. Этим людям присуща порывистость движений и быстрая оживленная жестикуляция, а многие предложения, которые они произносят, остаются незаконченными, поскольку ход их мысли легко прерывается и стремительно перескакивает с одной темы на другую. У них живые манеры, упругий шаг, что отражает их любовь к сексуальным и чувственным наслаждениям (к игре вкусов и запахов, пению, танцам, охоте и насилию). Особенно им приятны продукты сладкого, кислого, острого и жгучего вкуса; обычно эти люди издают шумные булькающие звуки, когда пьют воду. Кстати, они слишком много едят. Несмотря на крепкое телосложение, они в действительности довольно слабые и живут относительно недолго. Во время разговора они часто запинаются.

Они прекрасно владеют своими органами чувств и любимы противоположным полом (но оставляют мало потомства). В сновидениях они видят себя в горах, на деревьях, в воздухе и, разумеется, часто летают без помощи летательных аппаратов. Для них характерны посеченные кончики волос и ранняя проседь. У них округлые и лишенные красоты глаза, обычно сероватые и сухие на вид. Когда они спят, их глаза слегка приоткрыты, как у мертвеца. Представители этого физического типа обычно высокие и худые, с характерно торчащими шишковатыми коленями. Издаваемые ими звуки, форма тела, физические данные и манеры невольно заставляют вспомнить о собаке, шакале, верблюде, койоте, крысе и сове.

ЛЮДИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ПИТТЫ соответствуют мезоморфам и центровертам. Представители этого типа начинают седеть уже в раннем возрасте. В состоянии раздражения они обильно потеют. Образованные, смелые и гордые, они любят цветы и ароматы благовоний. Люди с прекрасным характером, они выглядят святыми. Они зарабатывают деньги при помощи собственной выдумки и смекалки, а выживают исключительно благодаря собственным усилиям. Благородные и отважные, они спасают даже самых заклятых врагов (которые их боятся). У них красные глаза, и они мало привязаны к противоположному полу. Они не исповедуют господствующую или модную религию и часто становятся приверженцами взглядов, полностью противоположных взглядам официальных религиозных институтов. Они любят сладкое, горькое и вяжущее на вкус и особенно обожают холодные напитки. Они довольно много едят.

Тела людей желчного типа издают запах этого элемента, особенно усиливающийся, когда они раздражены или рассержены. Эти люди очень ревнивы по натуре и часто ходят в туалет. В их внешности преобладают светлые цвета и обычно у них горячее тело. Это люди с красноватыми руками, лицом и ступнями, у них мало волос на теле (весь волосяной покров светлых оттенков, часто желтоватый). Нескладные, с аморфными мышцами, они не отличаются высокой половой потенцией и большим сексуальным желанием. При раздражении, отравлении и на ярком свету их глаза тотчас же краснеют. Для людей с преобладанием питты характерна средняя продолжительность жизни. Они не любят места, в которых часто возникают конфликты и ссоры, стараются избегать тревог и волнений. В сновидениях они видят огонь, звезды, метеоры, солнце, луну, молнию, ядовитые растения и светящиеся объекты. По физическим данным, характеру и манерам их можно сравнить с тигром, медведем, волком или обезьяной.

ЛЮДИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ КАПХИ обладают великодушным характером и довольно высокой половой потенцией. Их тела содержат большую (даже избыточную) жировую прослойку. У них целенаправленный ум и уравновешенная психика, от природы эти люди отличаются трезвомыслием. Они лунолики и обладают ладно скроенными, сильными и гибкими телами с глубоко расположенными суставными сочленениями. Цвет тела таких людей напоминает медь, золото или цветок лотоса. У них длинные руки, крепкая и широкая грудь. Привлекательные, высоколобые, они являются обладателями нежного тела с жестким, темным, плотным и густым волосяным покровом. В месте соединения век у них красноватые глаза, но сами белки чистые. Эти люди равнодушны к голоду, жажде, боли, конфликтам и шуму. Мудрые и обожающие порядок и организованность, они держат свои обещания. Они надолго затаивают злобу на своих врагов и выискивают тайные и окольные способы отмщения. При этом они следуют принципам порядочности и не позволяют грубостей в речи. Они обожают сексуальное наслаждение.

Звуки, издаваемые людьми типа капха, напоминают шум океанского прибоя или жемчужной раковины, вибрирующей от дуновений воздуха. У этих людей множество детей и подчиненных. Они трудолюбивы и скромны, их нелегко вывести из себя, и они очень долго выполняют порученное им дело (потому что тратят много времени на размышления и фантазии). Приятные собеседники, великодушные и снисходительные, на вид серьезные, в сущности, это простые в обращении, хотя и весьма эрудированные люди. Они всегда стремятся поддерживать устоявшиеся контакты. Они любят горькую, жгучую, острую и сухую на вкус пищу. Они довольно много спят.

В сновидениях эти люди видят реки, пруды, океаны, озера, лотосы и водяных птиц. В их темпераменте, привычках и телосложении можно обнаружить черты слона, лошади, льва, коровы и буйвола.

 

Определение химической природы

 

Что определяет основной характер человека? Химия тела формируется на основе личной генетики, а гены — это биологическая связь между родителями и детьми. Поэтому характер индивидуального тела определяется слиянием генов отцовского сперматозоида и материнской яйцеклетки.

При этом численность сперматозоидов, выбрасываемых со спермой отца, весьма велика, тогда как материнская яйцеклетка всего одна. Сперматозоиды содержат буквально миллионы генных вариантов, но лишь одному из них суждено встретиться и слиться с яйцеклеткой.

Каждому сперматозоиду присущ свой химический заряд, и большинство из них погибает, даже не достигнув яйцеклетки. Только одна мужская клетка в данный конкретный момент обладает достаточной энергией, чтобы встретиться с яйцеклеткой и оплодотворить ее.

Почему только одна мужская половая клетка из миллиона достигает цели? Возможно — это дело случая, а может быть — логическое завершение закономерной цепи событий.

Химический состав слизи, заполняющей материнские органы, зависит от химических веществ, которые присутствуют в материнском организме. Химический «слизистый бульон», устилающий внутренние стенки шейки матки, вырабатывается лимфатической системой. Состав лимфатической жидкости с каждым часом и день ото дня едва заметно меняется и зависит от химических продуктов, которые поставляют в нее ткани и железы.

Химический океан, по которому плывет сперматозоид, обладает специфическими свойствами, и эти постоянно меняющиеся свойства могут или притягивать, или отталкивать определенные виды сперматозоидов, в зависимости от химического состава генетического материала, который представлен и хранится в сперме. Не все сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки, потому что их прохождению по половым органам препятствует наличие в «океане» таких химических веществ, которые явно не соответствуют тем, которые переносятся сперматозоидами. До яйцеклетки доберется лишь тот сперматозоид, чей химический состав полностью соответствует химической среде в организме матери, и именно ему суждено оплодотворить эту яйцеклетку.

Вот почему в индийских медицинских трактатах говорится, что состояние матери на восемьдесят процентов определяет состояние ребенка.

Перечисляются пять факторов, определяющих телесную химию будущего ребенка. Первый фактор — это телесная химия отца в момент полового акта, ибо именно она обусловливает набор химических веществ, которые будут представлены в сперматозоидах. Второй фактор —это характер генетической химии, представленной в яйцеклетке. Третий фактор —это пища, съеденная партнерами в течение тридцати шести часов до полового акта, которая поставляет в питательную жидкость определенные химические вещества. Четвертый фактор — это эмоциональное состояние матери, определяющее гормональное содержимое ее лимфатической системы (жесты, позы и звуки). Пятый фактор —это общее состояние самой матки.

Если преобладающей дошей в женском теле, а также в теле партнера является воздух; если в пище, которую употребляла пара, тоже преобладает воздух; если эмоциональные реакции женщины тоже «воздушны» по своей природе; и, наконец, если в данный конкретный момент в ее матке преобладает вайю — если во всех этих пяти параметрах доминирует вайю, то в ребенке, зачатом в результате такого совокупления, будет доминировать вайю-доша. Если во всех пяти параметрах преобладает питта-доша, то и у будущего ребенка будет доминировать питта; все сказанное справедливо и для капха-доши. Вариации внутри этой системы закономерностей приводят к другим четырем комбинациям: вайю- питта, вайю-капха, капха-питта и «гармоничной» вайю-питта-капха.

 

Выявление дисбаланса

 

Помимо генетической основы и специфики условий окружающей среды, относительное содержание дош в организме человека определяется его индивидуальной деятельностью, диетой и психологическим состоянием, и в зависимости от них изо дня в день меняется. Уменьшение или увеличение каждой из дош оказывает определенное влияние на организм. О характере этих влияний необходимо знать, чтобы вовремя заметить дисбаланс и принять меры по оздоровлению ситуации.

О том, что вайю-доша вышла из состояния равновесия, свидетельствует чрезмерная жажда, дрожь, сухость, шершавость и покраснение кожи, боли, икота, астма, кашель, проблемы с кровообращением, расстройства деятельности мочевыделительной системы, запоры, заболевания уха, горла и носа. На возрастание вайю-доши в системе указывает появление резких ноток в голосе, сильное истощение, стремление быть в тепле, ощущение пульсации тела, бессонница, потемнение кожи лица, слабость и запор. Если вайю-доша в системе уменьшается, это приводит к постоянной тревожности, вялости (утомляемости) и потере сознания.

Вышедшая из равновесия питта-доша вызывает ощущение жжения, избыточный жар в теле, потение, закисление организма, жажду, угреватость, возбудимость, покраснение глаз, гнилостный запах, процессы гниения, вялость, истеричность, расстройство пищеварения, повышенную кислотность желудочного сока, ощущение жара в груди и желудке, кровотечение из отверстий тела, отсутствие воображения, помрачение сознания, плохое зрение, кожные заболевания (в том числе пигментацию) и инсульт. О возрастании питты в системе свидетельствует ощущение жжения, предпочтительное употребление холодной пищи и желание быть в холоде, пожелтение глазных белков и кожи, желтый цвет стула и мочи, бессонница, головокружение, пониженная функция органов чувств. На уменьшение питты в системе указывает землистый цвет лица и пониженная температура тела.

О том, что капха-доша вышла из состояния равновесия, свидетельствуют медлительность, сонливость, нечувствительность, бледность, зуд, тошнота, потеря аппетита, расстройство пищеварения, потеря памяти, снижение чувствительности, светлый цвет мочи и стула, ощущение тяжести и ригидности в суставах, ощущение старости. Часто во рту стоит сладкий вкус. Увеличившаяся капха порождает тяжесть в конечностях, озноб, вялость, разболтанность суставов и чрезмерное желание спать. Снижение капхи в системе порождает сухость, ощущение внутреннего жжения, пустоты в желудке и кишечном тракте, расшатанность суставов (из-за отсутствия смазки), жажду, слабость и бессонницу.

 

Доши и вкус

 

Чтобы сохранить равновесие телесной химии, каждый человек должен знать о комбинации и взаимодействии элементов в его собственном организме. Располагая этим знанием, человек способен, при необходимости, регулировать жизненный ритм тела и сознания за счет введения или устранения определенных элементов из рациона питания.

Различные продукты питания, обладающие характерными особенностями и свойствами, стимулируют или подавляют количество и деятельность каждой из трех дош.

Как можно определить, какие элементы преобладают в вашей диете? Ответ на этот вопрос дает вкус, а не химический анализ. Каждый элемент обладает характерным вкусом, и представление о вкусе позволяет индивидуально работать с каждой дошей.

Раса, буквально «вкус», — вот ключ к саморегуляции при помощи диеты. Расы делятся на шесть основных категорий, каждая из которых оказывает специфическое влияние на телесную химию. Шесть основных вкусов — это слад-

кий, кислый, острый, горький, соленый и вяжущий. Каждый из этих вкусов является комбинацией двух элементов, или таттв:

  1. Мадхура-раса, сладкий вкус, возникает в результате комбинации воды с землей. В качестве типичных представителей этого вкуса в чистом виде можно назвать сахар и мед.
  2. Амла-раса, кислый вкус, возникает при смешивании воды и огня. Лимон, уксус и йогурт — типичные представители кислого вкуса.
  3. Кату-раса, остро-жгучий вкус, формируется из воздуха и огня. Его яркие представители — красный стручковый перец и острые пикули.
  4. Тикта-раса, горький вкус, возникает в результате сочетания воздуха и акаши. Примерами этой расы служит горькая дыня и хинин.
  5. Лавана-раса, соленый вкус, возникает в результате слияния земли с огнем. Хороший пример — обычная столовая соль.
  6. Кшайя-раса, вяжущий вкус, порождается соединением воздуха с землей. Его представляют квасцы.

Эти шесть комбинаций непосредственно отвечают за функционирование и равновесие трех дош. Вайю стимулируется вяжущим, горьким и жгучим вкусами, а ослабляется сладким, кислым и соленым вкусами. Питта стимулируется горьким, кислым и соленым вкусами, а ослабляется сладким, вяжущим и жгучим вкусами. Капха стимулируется сладким, кислым и соленым вкусами, а ослабляется горьким, жгучим и вяжущим вкусами.

 

Доши и диета

 

После тщательного изучения действия, которое оказывают на организм разные продукты, перед человеком постепенно начинает вырисовываться список основных продуктов питания, соответствующих его индивидуальной конституции.

Чтобы получить представление о природе конкретных пищевых продуктов, основоположники аюрведы по четырнадцать и более дней питались только одним продуктом. В результате их исследований были написаны многочисленные книги по проблемам питания, которые и по сей день пополняются новыми сведениями. После открытия Америки мир узнал о таких абсолютно новых и прежде неизвестных продуктах питания, как картофель, помидоры, кукуруза и многих других. Каждый из новых продуктов подвергался такому же тщательному исследованию в лаборатории тела.

Легче всего прослеживается такое качество, как влияние продуктов на доши. Соответственно, продукты питания классифицируются по их влиянию на доши. 

Пища для вайю: Пища, содержащая вайю с малой долей или вовсе без питты (и капхи), укрепляет нервную систему, но ослабляет слизистую систему и систему кровообращения.

Пища для питты: Эти продукты укрепляют систему кровообращения, но ослабляют слизистую и нервную системы.

Пища для капхи: Эти продукты укрепляют слизистую систему, но ослабляют нервы и кровообращение.

Пища для вайю-питты: Эти продукты укрепляют нервы и кровообращение за счет слизистой системы.

Пища для вайю-капхи: Эти продукты укрепляют нервы и слизь, ослабляя кровообращение и увеличивая концентрацию тепла в организме.

Пища для питта-капхи: Эти крайне экзотические продукты усиливают кровообращение и смазку, ослабляя нервы.

Пища для вайю-питта-капхи: Эти продукты способствуют правильному функционированию всех систем в организме.

Для человеческого организма наиболее благоприятен рацион питания, в котором содержатся все три элемента в гармоничной пропорции. Но каждый человек должен знать, какие пропорции для его конкретного организма считаются гармоничными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.224 (0.065 с.)