Ж. Делабарт. Вид Спасских ворот и окружностей их в Москве. 1799 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж. Делабарт. Вид Спасских ворот и окружностей их в Москве. 1799 г.



Перед нами вид зданий Кремля со стороны главной Московской площади XVIII века — Ивановской. Слева расположен Архиерейский дом, построенный в 1776 г. архитектором М.Казаковым для митрополита Платона. В центре — собор Николы Гостунского, справа — «пушечный шатер».

Как часто она говорила о них с докторами и чиновниками, которые были обязаны объезжать все деревни, где были такие дети! Как просила их добрая государыня заботиться о здоровье малюток, смотреть за тем, чтобы их содержали в чистоте и довольстве! А когда она видела тех крестьянок, заботам которых они поручались, то всегда обходилась с ними самым милостивым образом и трогательно просила их любить и беречь ее деток, — так она называла бедных малюток. И тем крестьянам, которые отличались своей заботой об этих чужих для них детях, государыня посылала денежные награды и подарки.

Заметив потом, что эти дети, жившие до семилетнего возраста в деревнях, отставали в своем образовании от тех детей, которые воспитывались в самом Воспитательном доме, императрица основала для них в 1802 году отдельное Приготовительное заведение в Вотчине. На создание этого нового заведения великодушная благотворительница пожертвовала опять из своей собственной казны 21 000 рублей. Здесь семилетние мальчики обучались в течение четырех лет и потом поступали в Воспитательный дом, где проходили за шесть лет все науки, которые преподают в гимназии[489]. Окончив этот курс, отличники могли поступать в университеты и академии наук, художеств и медицины — в зависимости от их способностей.

Мальчики, которые не проявляли особых дарований, не проходили всего курса обучения, а еще из средних классов определялись простыми писцами в разные присутственные места; другие же — в типографию Воспитательного дома, где исполняли должности печатников и наборщиков или обучались какому-нибудь ремеслу в разных имеющихся при доме мастерских и, достигнув 21 года, выпускались с небольшим капиталом, который уже к тому времени мог накопиться у них за выполненные работы, всегда справедливо оцениваемые. Были, наконец, и такие воспитанники, которые определялись в крестьянское звание. Не думайте, что это звание делало их менее счастливыми. Нет, государыня заботилась одинаково о всех своих детях, и ее крестьяне были самые счастливые из всех крестьян на свете. Она устроила их судьбу самым лучшим образом: купила на счет Воспитательного дома 23 000 десятин земли в Саратовской губернии, приказала построить там пять отдельных деревень, каждую по сто дворов, и поселила там пятьсот семейств из взрослых воспитанников. Им было дано много прав и преимуществ для того, чтобы за счет трудолюбия и прилежания получить мещанское или купеческое звание.

Весь этот обширный план, в соответствии с которым так прекрасно устраивалась судьба питомцев Воспитательных домов, был разработан под руководством императрицы, основан на совершенном знании всех нужд воспитанников, наполнен самой нежной заботой о них. Нельзя не подивиться тому, что ни одно малейшее обстоятельство не было забыто, что все было предусмотрено Августейшей матерью несчастных сирот! Вы видели уже, как разумны были все распоряжения, касавшиеся мальчиков Воспитательного дома. Теперь посмотрим на судьбу девочек. Здесь также все зависело от способностей и прилежания воспитанниц. Самые прилежные из них готовились быть домашними наставницами, то есть гувернантками[490], и не только в столицах, где их число всегда бывает велико, но и внутри государства, особенно у помещиков, живущих в своих деревнях. Нельзя не заметить и здесь мудрой заботы государыни. Сколько затруднений испытывали прежде семейства, живущие не только в своих отдаленных поместьях, но даже и в губернских городах, когда старались найти наставницу для своих детей! Как боялись многие из образованных дам и девиц ехать далеко от большого города в какую-нибудь глушь и жить там с вовсе не знакомыми людьми, имевшими какое-то право распоряжаться ими. Императрица Мария своими превосходно образованными гувернантками ликвидировала все эти затруднения и тем самым принесла величайшее благо для дела просвещения внутри нашего Отечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.)