Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Существенный признак творчества
Прекрасен и многообразен мир творчества. Его созидательную поступь можно увидеть в любой области человеческой деятельности. Выбрать же критерии оценки творческой деятельности можно после осмысления: Что есть творчество? Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Взгляните только на три из них: Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. (Большая советская энциклопедия, т.42, М., 1956., с.54) Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".(Психология. Словарь.— М.: Политиздат. 1990., с.393). Обилие разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Формулируя новое его толкование, авторы стремятся более точно осветить сущность этого вида человеческой деятельности. Не вдаваясь в анализ богатого набора определений творчества, рассмотрим только один из его существенных признаков, без которого нет творчества — это "НОВИЗНА". В области техники понятия "новизна" и "прототип" играют значимую роль при патентовании нового технического решения. Возможно, эти же понятия станут одними из главных при оценке творческой деятельности в любой области. Мы рассмотрим: · 4 уровня творческой деятельности по критерию "новизна"; · название каждого уровня по основной деятельности в нем; · целевая направленность деятельности творца по каждому уровню; · способы диагностирования творческой деятельности по ее результату: что произошло относительно прототипа. · способы получения (рождения) новизны для соответствующего уровня; · девиз каждого уровня. Иллюстрация примеров выполнения одного творческого задания на разных творческих уровнях поможет лучше понять предлагаемую методику оценки творческой деятельности и способов получения новизны. "Творческое задание: Изобразить квадрат." Например, так: Уровни новизны: 1 уровень — РЕПРОДУКТИВНЫЙ. (Новизны нет). Деятельность, направленная на повторение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики,...).
Что сделано? — Повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (исходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику,...) Как достигается? — Копированием прототипа без каких-либо его изменений. Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ КАЖДЫЙ!" Пример выполнения задания на 1 уровне: 2 уровень — РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ. (Новизна есть). Деятельность, направленная на самостоятельное небольшое изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики,...), существенным образом не меняющая первоначальный образец. Что сделано? — Элементоизменение прототипа. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству. Как достигается? — Новизна за счет изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения,...), выделения какой-либо частности. Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ БОЛЬШИНСТВО!" Примеры выполнения задания на 2 уровне: 3 уровень — ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ. (Новизна есть). Деятельность, направленная на значительное изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики...), существенным образом меняющая первоначальный образец. Что сделано? — Видоизменение прототипа. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Выход за рамки задания. Как достигается? — Новизна за счет: o снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются; o выполнения известного другим способом, другими средствами; o расширения сферы применения известного (многофункциональность); o включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим; o решения противоречия: прототип есть и его нет. Девиз уровня: "ТАК МОГУТ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ!" Примеры выполнения задания на 3 уровне: 4 уровень — ТВОРЧЕСКИЙ. (Новизна есть). Деятельность, направленная на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального. Что сделано? — Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.
Как достигается? — Новая идея за счет: o замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновение признаков первоначального образца и появление новых элементов для реализации новой функции; o высокого уровня обобщения и выход на методологический уровень. Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ ТОЛЬКО ОДИН!" Примеры выполнения задания на 4 уровне: "КВАДРАТ", "X2", "ПРЯМОУГОЛЬНИК С ОДИНАКОВЫМИ СТОРОНАМИ" Творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности личности, представляющие субъективные предпосылки успешного осуществления творческой деятельности. Участие в творческой деятельности предполагает многостороннюю готовность личности: 1) психологическую готовность (ориентация на новое, настрой на преобразование существующего мира, открытость к восприятию новой информации, способность удивляться, увлеченность, готовность к пересмотру собственных позиций, их непрерывной корректировке, преодолению психологических барьеров творчества, умение работать в ситуациях неопределенности и др.); 2) гносеологическую готовность (широкий кругозор, гибкое и подвижное мышление, образность мышления, понимание относительности имеющейся информации, умение анализировать, обобщать и интегрировать информацию, стремление "кристаллизовать" свой подход к проблеме, умение реализовать "свой" подход "до конца", опыт решения различных типов творческих задач, желание решить задачу в каждом конкретном случае, поглощенность процессом решения, интерес к результату, ориентация на сложные проблемы, методологическая и методическая подготовка); 3) социальная готовность к творчеству (осознание социальной значимости тв. деятельности, индивида, коллектива, общества, сформированность потребности в творчестве, мотивация творчества, потребность самовыражения, умение критиковать и правильно воспринимать критику, уважение к др. т.зр., доброжелательность, альтруизм, оптимизм, умение работать в коллективе, умение организовать собственную творческую деятельность и творчество др. людей). Существуют различные т.зр. на механизм формирования способностей, однако большинство исследователей считает, что способности формируются в деятельности, в процессе взаимодействия субъекта с окружающим миром. В деятельности происходят реализация и дальнейшее развитие способностей. Технические способности отличаются разнообразием и неоднородностью, что частично обусловлено разнообразием содержания деятельности, которую необходимо выполнить в процессе научно-технической разработки. К таким отдельным Т.с. относятся: · умение выявлять и формулировать глубокие противоречия и несоответствия; · обостренное умение выявлять и прогнозировать новые потребности и улучшенные потребительские качества; · быстрое понимание функционально-физической сущности работы технической системы; · видение недостатков и дефектов в существующих изделиях; · умение ставить задачи технического творчества, генерировать и синтезировать новые идеи я технические решения; · умение быстро и объективно сравнивать альтернативные решения и выбирать лучшие; · умение накапливать и систематизировать наиболее ценную информацию; умение разрабатывать и обосновывать новую идею, в т.ч. путем экспериментальных исследований и др.
Это качественно различные способности, и обладание одной из них не предполагает обязательное обладание др. способностью или группой способностей. Разные способности имеют различную распространенность: наиболее редко встречаются люди, вскрывающие глубокие противоречия, открывающие новые направления в тех. науке и умеющие ставить задачи; несколько чаще встречаются люди, умеющие решать сложные задачи и т.д. Можно построить пирамиду технических способностей, в основании которой - наиболее распространенные способности, а на вершине – наиболее редкие. В такой пирамиде от вершины к основанию располагаются "слоями" следующие творческие способности к технической деятельности., которые одновременно отражают и этапы творческой деятельности в области техники; 1) выявление и формулировка глобальных противоречий; 2) выявление новых потребностей и открытие новых направлений в технике; 3) постановка задач тех. творчества; 4) генерирование новых идей и конструкторско-технологических решений; 5) теоретические, расчетное, экспериментальное и технологическое обоснование новых решений; 6) подготовка проектно-конструкторской документации и доводка нового образца техники. Творческие способности к технической деятельности можно условно разделить на две составляющие: 1) природные способности, которые даются от рождения и разные у разных людей; 2) приобретенные способности, которые возрастают за счет изучения теории, практического опыта, связанного с решением задач тех. творчества, и специального развития отдельных творческие способности к технической деятельности; например, у шахматистов 2-я составляющая технических способностей к творческой деятельности может в несколько раз увеличивать 1-ю, что в целом обеспечивает значительное повышение творческих способностей человека
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.013 с.) |