Существенный признак творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существенный признак творчества



Прекрасен и многообразен мир творчества. Его созидательную поступь можно увидеть в любой области человеческой деятельности. Выбрать же критерии оценки творческой деятельности можно после осмысления: Что есть творчество?

Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Взгляните только на три из них:

Творчество

— деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. (Большая советская энциклопедия, т.42, М., 1956., с.54)

Творчество

— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".(Психология. Словарь.— М.: Политиздат. 1990., с.393).

Обилие разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Формулируя новое его толкование, авторы стремятся более точно осветить сущность этого вида человеческой деятельности.

Не вдаваясь в анализ богатого набора определений творчества, рассмотрим только один из его существенных признаков, без которого нет творчества — это "НОВИЗНА".

В области техники понятия "новизна" и "прототип" играют значимую роль при патентовании нового технического решения. Возможно, эти же понятия станут одними из главных при оценке творческой деятельности в любой области.

Мы рассмотрим:

· 4 уровня творческой деятельности по критерию "новизна";

· название каждого уровня по основной деятельности в нем;

· целевая направленность деятельности творца по каждому уровню;

· способы диагностирования творческой деятельности по ее результату: что произошло относительно прототипа.

· способы получения (рождения) новизны для соответствующего уровня;

· девиз каждого уровня.

Иллюстрация примеров выполнения одного творческого задания на разных творческих уровнях поможет лучше понять предлагаемую методику оценки творческой деятельности и способов получения новизны.

"Творческое задание: Изобразить квадрат." Например, так:

Уровни новизны:

1 уровень — РЕПРОДУКТИВНЫЙ. (Новизны нет).

Деятельность, направленная на повторение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики,...).

Что сделано? — Повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (исходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику,...)

Как достигается? — Копированием прототипа без каких-либо его изменений.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ КАЖДЫЙ!"

Пример выполнения задания на 1 уровне:

2 уровень — РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ. (Новизна есть).

Деятельность, направленная на самостоятельное небольшое изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики,...), существенным образом не меняющая первоначальный образец.

Что сделано? — Элементоизменение прототипа. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству.

Как достигается? — Новизна за счет изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения,...), выделения какой-либо частности.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ БОЛЬШИНСТВО!"

Примеры выполнения задания на 2 уровне:

3 уровень — ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ. (Новизна есть).

Деятельность, направленная на значительное изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики...), существенным образом меняющая первоначальный образец.

Что сделано? — Видоизменение прототипа. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Выход за рамки задания.

Как достигается? — Новизна за счет:

o снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;

o выполнения известного другим способом, другими средствами;

o расширения сферы применения известного (многофункциональность);

o включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим;

o решения противоречия: прототип есть и его нет.

Девиз уровня: "ТАК МОГУТ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ!"

Примеры выполнения задания на 3 уровне:

4 уровень — ТВОРЧЕСКИЙ. (Новизна есть).

Деятельность, направленная на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального.

Что сделано? — Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Как достигается? — Новая идея за счет:

o замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновение признаков первоначального образца и появление новых элементов для реализации новой функции;

o высокого уровня обобщения и выход на методологический уровень.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ ТОЛЬКО ОДИН!"

Примеры выполнения задания на 4 уровне:

"КВАДРАТ", "X2",

"ПРЯМОУГОЛЬНИК С ОДИНАКОВЫМИ СТОРОНАМИ"

Творческие способности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности личности, представляющие субъективные предпосылки успешного осуществления творческой деятельности.

Участие в творческой деятельности предполагает многостороннюю готовность личности:

1) психологическую готовность (ориентация на новое, настрой на преобразование существующего мира, открытость к восприятию новой информации, способность удивляться, увлеченность, готовность к пересмотру собственных позиций, их непрерывной корректировке, преодолению психологических барьеров творчества, умение работать в ситуациях неопределенности и др.);

2) гносеологическую готовность (широкий кругозор, гибкое и подвижное мышление, образность мышления, понимание относительности имеющейся информации, умение анализировать, обобщать и интегрировать информацию, стремление "кристаллизовать" свой подход к проблеме, умение реализовать "свой" подход "до конца", опыт решения различных типов творческих задач, желание решить задачу в каждом конкретном случае, поглощенность процессом решения, интерес к результату, ориентация на сложные проблемы, методологическая и методическая подготовка);

3) социальная готовность к творчеству (осознание социальной значимости тв. деятельности, индивида, коллектива, общества, сформированность потребности в творчестве, мотивация творчества, потребность самовыражения, умение критиковать и правильно воспринимать критику, уважение к др. т.зр., доброжелательность, альтруизм, оптимизм, умение работать в коллективе, умение организовать собственную творческую деятельность и творчество др. людей). Существуют различные т.зр. на механизм формирования способностей, однако большинство исследователей считает, что способности формируются в деятельности, в процессе взаимодействия субъекта с окружающим миром. В деятельности происходят реализация и дальнейшее развитие способностей.

Технические способности отличаются разнообразием и неоднородностью, что частично обусловлено разнообразием содержания деятельности, которую необходимо выполнить в процессе научно-технической разработки. К таким отдельным

Т.с. относятся:

· умение выявлять и формулировать глубокие противоречия и несоответствия;

· обостренное умение выявлять и прогнозировать новые потребности и улучшенные потребительские качества;

· быстрое понимание функционально-физической сущности работы технической системы;

· видение недостатков и дефектов в существующих изделиях;

· умение ставить задачи технического творчества, генерировать и синтезировать новые идеи я технические решения;

· умение быстро и объективно сравнивать альтернативные решения и выбирать лучшие;

· умение накапливать и систематизировать наиболее ценную информацию; умение разрабатывать и обосновывать новую идею, в т.ч. путем экспериментальных исследований и др.

Это качественно различные способности, и обладание одной из них не предполагает обязательное обладание др. способностью или группой способностей. Разные способности имеют различную распространенность: наиболее редко встречаются люди, вскрывающие глубокие противоречия, открывающие новые направления в тех. науке и умеющие ставить задачи; несколько чаще встречаются люди, умеющие решать сложные задачи и т.д.

Можно построить пирамиду технических способностей, в основании которой - наиболее распространенные способности, а на вершине – наиболее редкие. В такой пирамиде от вершины к основанию располагаются "слоями" следующие творческие способности к технической деятельности., которые одновременно отражают и этапы творческой деятельности в области техники; 1) выявление и формулировка глобальных противоречий; 2) выявление новых потребностей и открытие новых направлений в технике; 3) постановка задач тех. творчества; 4) генерирование новых идей и конструкторско-технологических решений; 5) теоретические, расчетное, экспериментальное и технологическое обоснование новых решений; 6) подготовка проектно-конструкторской документации и доводка нового образца техники.

Творческие способности к технической деятельности можно условно разделить на две составляющие: 1) природные способности, которые даются от рождения и разные у разных людей; 2) приобретенные способности, которые возрастают за счет изучения теории, практического опыта, связанного с решением задач тех. творчества, и специального развития отдельных творческие способности к технической деятельности; например, у шахматистов 2-я составляющая технических способностей к творческой деятельности может в несколько раз увеличивать 1-ю, что в целом обеспечивает значительное повышение творческих способностей человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.013 с.)