Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика и классификация творческих задач.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют "интеллектуальным", дивергентного - "креативным". Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые "закрытые задачи". Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия... На самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление "затухает". Подавляющее число студентов конформны, бояться самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго "по полочкам" информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает. Творческая задача – это задачная система, выявленная и сформулированная в результате системного анализа проблемной ситуации, в основе которой лежит противоречие. Задачи, как таковой, еще нет, ее нужно найти и сформулировать. Но зато имеется… Проблемная ситуация – ситуация, которая содержит какую-либо неудовлетворяющую особенность, при этом имеющиеся условия не подсказывают способа действия, а предшествующий опыт не позволяет сразу использовать готовую схему решения. Проблема – это отражение конфликта между потребностью и возможностями. В основе проблем лежит противоречие между целью и отсутствием или незнанием способов ее достижения. Решением проблемы является постановка задачи, включающей в себя формулировку содержащегося в проблеме противоречия. Признаками творческой задачи являются: 1) неопределенность исходной формулировки, 2) многовариантность возможных решений, 3) необходимость разрешения содержащихся в них противоречий, 4) дефицит или избыточность стартовой информации, 5) определенный риск при коммерциализации продуктов решения. Изобретательская задача Давайте представим себе такую ситуацию: Вы хотите есть. На столе перед Вами хлеб. Как быть? Конечно. ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола - голодный лев. Он тоже - Вы угадали - хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть? А вот это уже - изобретательская задача...
ИТАК: изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: "Как быть?", когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков...) недостаточно. Задача: Святой день. [из картотеки ТРИЗ-консультанта Мурашковского Ю.С.] Условие изобретательской задачи содержит в себе, иногда не явно, некоторое противоречие. В приведенном примере, если адвентисты седьмого дня подчинятся конституции, то нарушат требования веры. А если не подчинятся, то... Казалось бы, любое решение ведет в тупик. И все же выход возможен - изобретательский! Ведь в конституции не сказано, что все группы должны жить по одному календарю... Ответ: у адвентистов свой календарь, по которому суббота совпадает с государственным воскресеньем.
Исследовательская задача Произошло (или происходит) некоторое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины... Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. Задача: Вечные часы. В одном европейском музее есть часы, работающие без подзавода уже два века. Каким образом? Вот несколько ответов-гипотез, предложенных школьниками на занятии по ТРИЗ: · замаскированный провод от ветряка на крыше; · используется сила посетителей, открывающих двери; · "работает" сила атмосферного давления: достаточно применить коробочку типа той, что используется в барометре-анероиде. При увеличении давления коробочка будет сжиматься и "заводить" пружину часов (это явление изучается в курсе физики 7 класса);
· используется явление изменения длины человеческого волоса при изменении влажности воздуха...
Конструкторская задача Этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию). Задача: Чувствительная лампа. Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления.
Прогнозная задача Эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных явлений, открытий или решений. Задача: Вперед, в пещеры! Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать? Как будут использовать внутриземельные пространства люди? Возможные ответы-гипотезы (из опыта работы со старшеклассниками): · пустоты, особенно в горных массивах, создают опасность обвалов, " искусственных" землетрясений; · люди будут специально вызывать взрывами обвалы, как сейчас вызывают сход снежных лавин, чтобы опасность не застала врасплох; Появится соответствующая профессия, способы воздействия... · скорее всего, пещеры будут заполнять промышленными отходами, экономя полезную площадь Земли; · если продумать, что и в какой последовательности сваливать, то через много лет, когда отходы "перебродят", можно получить склады полезных ископаемых для потомков - о такой возможности говорил Г.С.Альтшуллер; · будут использовать пещеры для развития туризма; · можно делать в них фабрики и заводы, или, например, музеи...
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.008 с.) |