Тема 1. Сущность и понятие творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность и понятие творчества



Тема 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА

Существенный признак творчества

Творческие способности.

Творческое мышление

Педагогическое творчество

Творческие способности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности личности, представляющие субъективные предпосылки успешного осуществления творческой деятельности.

Участие в творческой деятельности предполагает многостороннюю готовность личности:

1) психологическую готовность (ориентация на новое, настрой на преобразование существующего мира, открытость к восприятию новой информации, способность удивляться, увлеченность, готовность к пересмотру собственных позиций, их непрерывной корректировке, преодолению психологических барьеров творчества, умение работать в ситуациях неопределенности и др.);

2) гносеологическую готовность (широкий кругозор, гибкое и подвижное мышление, образность мышления, понимание относительности имеющейся информации, умение анализировать, обобщать и интегрировать информацию, стремление "кристаллизовать" свой подход к проблеме, умение реализовать "свой" подход "до конца", опыт решения различных типов творческих задач, желание решить задачу в каждом конкретном случае, поглощенность процессом решения, интерес к результату, ориентация на сложные проблемы, методологическая и методическая подготовка);

3) социальная готовность к творчеству (осознание социальной значимости тв. деятельности, индивида, коллектива, общества, сформированность потребности в творчестве, мотивация творчества, потребность самовыражения, умение критиковать и правильно воспринимать критику, уважение к др. т.зр., доброжелательность, альтруизм, оптимизм, умение работать в коллективе, умение организовать собственную творческую деятельность и творчество др. людей). Существуют различные т.зр. на механизм формирования способностей, однако большинство исследователей считает, что способности формируются в деятельности, в процессе взаимодействия субъекта с окружающим миром. В деятельности происходят реализация и дальнейшее развитие способностей.

Технические способности отличаются разнообразием и неоднородностью, что частично обусловлено разнообразием содержания деятельности, которую необходимо выполнить в процессе научно-технической разработки. К таким отдельным

Т.с. относятся:

· умение выявлять и формулировать глубокие противоречия и несоответствия;

· обостренное умение выявлять и прогнозировать новые потребности и улучшенные потребительские качества;

· быстрое понимание функционально-физической сущности работы технической системы;

· видение недостатков и дефектов в существующих изделиях;

· умение ставить задачи технического творчества, генерировать и синтезировать новые идеи я технические решения;

· умение быстро и объективно сравнивать альтернативные решения и выбирать лучшие;

· умение накапливать и систематизировать наиболее ценную информацию; умение разрабатывать и обосновывать новую идею, в т.ч. путем экспериментальных исследований и др.

Это качественно различные способности, и обладание одной из них не предполагает обязательное обладание др. способностью или группой способностей. Разные способности имеют различную распространенность: наиболее редко встречаются люди, вскрывающие глубокие противоречия, открывающие новые направления в тех. науке и умеющие ставить задачи; несколько чаще встречаются люди, умеющие решать сложные задачи и т.д.

Можно построить пирамиду технических способностей, в основании которой - наиболее распространенные способности, а на вершине – наиболее редкие. В такой пирамиде от вершины к основанию располагаются "слоями" следующие творческие способности к технической деятельности., которые одновременно отражают и этапы творческой деятельности в области техники; 1) выявление и формулировка глобальных противоречий; 2) выявление новых потребностей и открытие новых направлений в технике; 3) постановка задач тех. творчества; 4) генерирование новых идей и конструкторско-технологических решений; 5) теоретические, расчетное, экспериментальное и технологическое обоснование новых решений; 6) подготовка проектно-конструкторской документации и доводка нового образца техники.

Творческие способности к технической деятельности можно условно разделить на две составляющие: 1) природные способности, которые даются от рождения и разные у разных людей; 2) приобретенные способности, которые возрастают за счет изучения теории, практического опыта, связанного с решением задач тех. творчества, и специального развития отдельных творческие способности к технической деятельности; например, у шахматистов 2-я составляющая технических способностей к творческой деятельности может в несколько раз увеличивать 1-ю, что в целом обеспечивает значительное повышение творческих способностей человека

Педагогическое творчество

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Творчество в деятельности педагога характеризуется следующими уровнями педагогического творчества:

· уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

· уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

· эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

· высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.

Рекомендуемая литература:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., Советское радио, 1979.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.— Издательство Казанского университета, 1988.

3. Нить в лабиринте / Сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1988. — (Техника — молодежь — творчество), работа Верткина И.М. Бороться и искать. со с. 7.

4. Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1991. — (Техника — молодежь — творчество), работа Альтшуллера Г.С. Краски для фантазии. со с. 237.

5. Исследование проблем психологии творчества. / Ответственный редактор Я.А.Пономарев. — М: Наука, 1983.


Системный эффект

Моделирование систем

Системный эффект

Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного подхода:

Свойства организованной системы не есть сумма свойств её частей, а нечто большее. Это нечто большее называют системным эффектом.

Например, объединили много прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности подметать было бы затруднительно.

Или: объединили два ствола, получили двустволку и вместе с ней возможность стрелять мелкой дробью, когда дичь близко, и крупной - "в угон", когда дичь далеко. Это – системный эффект. Кроме того, вместо двух получаем: один приклад, один прицел, один ремень, один чехол, один шомпол... А вот эти неожиданные выигрыши, получившиеся от объединения частей в систему (двух одноствольных ружей в одну двустволку) помимо системного эффекта, называют сверхэффектом.

Как правило, и целью и результатом объединения частей в систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.

Можно записать такую условную формулу:

ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+... = СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ + СВЕРХЭФФЕКТ.

Рассмотрим систему - автомобиль. Подсистемы автомобиля - колеса, кузов, двери, двигатель... Системный эффект - возможность перевозить людей и грузы. Это – положительный, заранее ожидаемый системный эффект, то, ради чего была сделана система. Но, как правило, в результате создания системы появляются и отрицательные системные эффекты: выхлопные газы, возможность наезда, затраты бензина...

Выходит, что положительный системный эффект - это цель создания системы, а сама система ("железки") - это расплата за положительный системный эффект. А отрицательный системный эффект - это расплата за наши ошибки при конструировании системы и при ее использовании.

Сверхэффект - непредусмотренный, неожиданный системный эффект, он также может быть и положительным (например, можно вечером осветить фарами автомобиля поляну для пикника), и отрицательным (например, непредвиденное увеличение налога за техосмотр автомобиля).

Моделирование систем

Провести эксперимент над большой системой очень сложно и дорого, поэтому изучают и экспериментируют не над реальной системой, а над ее моделью. Поэтому основная процедура системного анализа – это построение хорошей модели реальной системы или ситуации для последующего изучения.

Моделирование - это один из основных методов познания, который заключается в том, что, ввиду большой сложности реальных систем и процессов, исследуются их упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют МОДЕЛЯМИ.

Будем четко отличать моделирование, в смысле изготовления моделей - уменьшенных копий снятых с производства самолетов и кораблей в детских кружках, от моделирования в смысле метода исследования, который мы здесь рассматриваем. Слово одно, а смысл разный.

А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: "Осознание того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода".

Моделирование – это прежде всего умение выделить главное.

Модели должны быть по возможности простыми, однако они должны включать все самые важные части исследуемой системы (оригинала), самые важные функции и самые важные связи, внутрисистемные и внешние. Но таких элементов, выбранных для последующего детального исследования, должно быть ограниченное количество. Например, не более 4-5 частей, 2-3 функций и 4-6 связей, иначе будет трудно вести анализ.

Предпочтительно приближенно исследовать большое число факторов, чтобы выделить важные, вместо детального исследования малого числа случайных факторов (есть опасность пропустить важный).

Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и условиях применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа и наоборот.

Модель может быть графической (чертёж, картина, план, схема – удобна для моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных отношений), математической (формулы), теоретической (законы, теории), вербальной (словесное описание), вещественной (глобус - модель Земли, игрушки - модель человека...) или образной.

Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования, может иметь разные модели. Например, при испытании парашюта моделью человека является мешок с песком (100 кг), при испытании противоударных средств в автомобиле, моделью человека является ватный макет с большим числом датчиков...

Теперь рассмотрим модель процесса, например, покупки: осознание проблемы (что хочу купить), поиск товара, оценка вариантов товара, выбор и решение о покупке, покупка, реакция на нее. Видно, что это словесная последовательность операций

Итак, в основе правильного моделирования лежит умение найти главные части и главные связи между ними. Ни одна система не должна рассматриваться изолированно, это будет ошибочный несистемный подход.

Закон перехода в надсистему

Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет на уровне надсистемы.

Один из путей такого перехода: технические системы объединяются с образованием би- полисистемы. Объединение систем в надсистему (НС) "выгодно" для технической системы:

· часть функций передается в надсистему (например, ремонт телевизоров в одной мастерской);

· часть подсистем выводятся из технической системы, объединившись в одну становятся частью надсистемы (коллективная антенна вместо десятков индивидуальных);

· у объединенных в надсистеме технических систем появляются новые функции и свойства…

Тема 4. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Требования к творческой задаче

Исследовательская задача

Произошло (или происходит) некоторое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины... Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

Задача: Вечные часы. В одном европейском музее есть часы, работающие без подзавода уже два века. Каким образом?

Вот несколько ответов-гипотез, предложенных школьниками на занятии по ТРИЗ:

· замаскированный провод от ветряка на крыше;

· используется сила посетителей, открывающих двери;

· "работает" сила атмосферного давления: достаточно применить коробочку типа той, что используется в барометре-анероиде. При увеличении давления коробочка будет сжиматься и "заводить" пружину часов (это явление изучается в курсе физики 7 класса);

· используется явление изменения длины человеческого волоса при изменении влажности воздуха...

 

Конструкторская задача

Этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию).

Задача: Чувствительная лампа. Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления.

 

Прогнозная задача

Эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных явлений, открытий или решений.

Задача: Вперед, в пещеры! Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать? Как будут использовать внутриземельные пространства люди?

Возможные ответы-гипотезы (из опыта работы со старшеклассниками):

· пустоты, особенно в горных массивах, создают опасность обвалов, " искусственных" землетрясений;

· люди будут специально вызывать взрывами обвалы, как сейчас вызывают сход снежных лавин, чтобы опасность не застала врасплох; Появится соответствующая профессия, способы воздействия...

· скорее всего, пещеры будут заполнять промышленными отходами, экономя полезную площадь Земли;

· если продумать, что и в какой последовательности сваливать, то через много лет, когда отходы "перебродят", можно получить склады полезных ископаемых для потомков - о такой возможности говорил Г.С.Альтшуллер;

· будут использовать пещеры для развития туризма;

· можно делать в них фабрики и заводы, или, например, музеи...

 

Требования к творческой задаче

Помните известную детскую задачу-загадку: висит на стене, зелёное и пищит - что это такое? Ответ - селёдка! Почему на стене? А моя селёдка - куда хочу, туда и вешаю. Почему зелёная? Моя селёдка - как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил...

Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое: это - яркий пример задачи с недостаточным условием. Будь решающий даже семи пядей во лбу - никакими рассуждениями самостоятельно на контрольный ответ не выйдет...

Как же построить условие учебной задачи так, чтобы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня ее сложности? Попробуем не только ответить на этот вопрос, но и научиться несложному искусству сочинять задачи.

Сначала перечислим три основных требования к условию творческой (изобретательской или исследовательской) задачи:

· достаточность условия;

· корректность вопроса;

· наличие противоречия.

А теперь рассмотрим еще одно условие.

Задача: "В плену у крокодилов".

Во время Второй Мировой наши лётчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает... Экипаж одного гидроплана, пленённый красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолёт удачно приводнился, и тут, - о ужас! - лётчики заметили, что озеро буквально кишит крокодилами... Немедленно взлетать! - решили лётчики - но вот прямо по курсу крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним сейчас не всплывёт ещё один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолёта попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?

Попробовать взять разгон, маневрируя между "живыми айсбергами"? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка "сбегутся" его кровожадные сородичи, и будет ещё хуже... И всё же лётчики нашли выход из положения! Попробуйте найти его и Вы...

Решили? Если нет, подсказка: в критический момент один из членов экипажа сообразил - нужно использовать что-то такое, чего "эти звери сильно не любят" - чтобы сами разбежались...

Контрольный ответ: лётчики плеснули на поверхность воды бензина, который стал растекаться тонкой плёнкой. Крокодилы сразу "разбежались", освободив путь для разгона.

ИТАК: можно ли утверждать, что условие задачи "В ПЛЕНУ У КРОКОДИЛОВ" достаточно? На наш взгляд - да! Пусть в условии впрямую не был указан решающий ресурс, но при внимательном анализе задачи он логически выявляется - ведь самолёт не мог быть без горючего...

Вот условие ещё одной задачи: "Золото египтян".

В глубокой древности египтяне знали секрет получения золота из руды. Они обрабатывали руду расплавленным свинцом. А как получить чистое золото?

Достаточно ли это условие?

Очевидно - нет. Технология получения золота не понятна. А что кроется за словом "обрабатывали"? Не очевидно даже, что золото надо отделить от свинца...

Это условие не удовлетворяет и второму критерию: "корректность вопроса". Не ясно - требуется сообразить, как всё же получали чистое золото египтяне, или как это можно сделать в современных условиях?

Переделаем условие. Пусть теперь оно выглядит так:

Древние египтяне умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду свинцом - в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Египтяне смогли найти способ разделения смеси - попробуйте и Вы.

Такую задачу уже можно решать... Обычные варианты: разделить центрифугированием; подобрать вещество, адсорбирующее (впитывающее) свинец, но не золото...

Казалось бы, на этот раз с условием всё хорошо. Но вот беда - задача не интересна! Потому, что условие не соответствует третьему требованию: не содержит противоречия!

Но не беда - переформулируем условие ещё раз:

Древние египтяне - жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом - в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец - и готово чистое золото. Конечно. жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое-либо вещество - но тем не менее они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?

Вот теперь в условии есть противоречие: вещество должно быть, так как золото получается; и вещества не должно быть, так как его никто и никогда не видел. Есть противоречие - а значит есть и тайна, и задача стала интересней...

Контрольный ответ: Из вещества, впитывающего свинец, (это была костяная зола) изготовляли сами сосуды - в этом и заключался великий секрет египетских жрецов.

Вопрос "на засыпку" - откуда берутся учебные задачи? Ответ: задачу можно сделать почти из любого интересного факта!

Например, в книге Э.А.Новикова "Таинственность очевидного" Вы прочли такой факт:

Летом 1938 года японская армия быстро продвигалась на запад Китая по долине реки Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. И тогда правительство Китая распорядилось открыть одну из речных дамб. Хлынули грязные, наполовину смешанные с землёй воды великой реки. Японские войска буквально увязли в грязи.

Попробуем этот текст превратить в задачу:

Задача: В долине Хуанхэ. Летом 1938 года японская армия быстро продвигалась на запад Китая по долине реки Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Как остановить войска?

Проверим условие на критерий достаточности. Ясно, что при такой формулировке ученикам будет очень сложно выйти на ответ без посторонней помощи. Ввести в условие наличие дамбы? Но это будет прямое наведение на ответ. Значит, нужен намёк... Например, можно указать, что где-то рядом была электростанция. Посмотрим, что получилось:

Летом 1938 года японская армия быстро продвигалась на Запад Китая по долине реки Хуанхэ в районе ГЭС. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Как остановить войска?

Теперь посмотрим, корректен ли вопрос "как остановить войска". Что бы вопрос мог считаться корректным, должно быть ясно, кому именно он был адресован. Из контекста задачи следует, что проблема стояла именно перед китайским правительством, таким образом вопрос можно считать корректным. Но при желании его можно поставить чётче: как поступить китайскому правительству, чтобы остановить войска?

Противоречие в задаче есть, хотя и задано неявно: китайцы должны остановить завоевателей, чтобы остаться свободными; но не должны этого делать, так как не имеют соответствующих возможностей. (Попутно заметим важную деталь: указать причины невозможности совершения требуемого действия, или перечислить нежелательные эффекты, возникающие при осуществлении требуемого действия - стандартные способы внесения противоречия в условие учебной задачи).

В задаче "В долине Хуанхэ" противоречие можно ужесточить указанием: на помощь звать китайцам было некого. Окончательный вариант условия будет таким:

Летом 1938 года японская армия быстро продвигалась на запад Китая по долине реки Хуанхэ в районе ГЭС. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Звать на помощь некого. Как поступить китайскому правительству, чтобы остановить захватчиков?

 На рис. 4.1 представлена обобщенная схема и основные этапы процесса решения творческой задачи. Множество технологий решения творческих задач базируются на концепции уровневого перевода задач Г.С. Альтшуллера, заключающейся в переводе задач с высоких уровней сложности на более низкие, т.е. в превращении «трудной» задачи в «легкую».

 

Рис. 4.1. Основные этапы процесса решения творческих задач:

1 - анализ проблемной ситуации; 2 - выявление и формулирование проблемы; 3 - выявление и формулирование задачи; 4 - решение задачи как разрешение содержащегося в ней противоречия; 5 - принятие решения

 

Рекомендуемая литература:

1. Е.Регирер "Развитие способностей исследователя". "Наука", 1969.

2. Г.Альтов "И тут появился изобретатель". Москва, "Детская литература", 1989 (изд. 3, перераб. и доп.)

3. И.Л.Викентьев, И.К.Кайков, "Лестница идей". Новосибирск, 1992.

4. Е.Чернихович "Винни-Пух решает вслух" (Картотека сказочных задач). Гомель, ИПП "Сож" 1996.

5. В.И.Тимохов "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ". Санкт-Петербург. "ТРИЗ-ШАНС". 1996.

6. Мурашковский Ю.С., Сокол А.Б., "Плюс один процент" (ТРИЗ и искусство), Рига, "Эксперимент", 1993.

7. Сборники материалов "Педагогика+ТРИЗ", выпуски 1-4.


Понятие ТРИЗ.

 

Понятие ТРИЗ

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью!

 

Основные положения ТРИЗ

1.Жизнь на земле - высшая общественная ценность и мера всех вещей.

2. Начало всему - сильная идея. "Сначала было слово" (от греческого "логос" - слово, высказывание, суждение, основание, первостихия), то есть, сначала ИДЕЯ, а потом всё остальное. Не без оснований и нынче говорят, что богатство начинается с богатой идеи.

3. Идеология ТРИЗ - "Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым". Для этого надо: хорошо знать себя, много думать, много учиться и много работать! Учиться, кстати, тоже можно и надо с удовольствием и с радостью! В целом мировоззрение ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: "Что я хочу?", "Кто я есть?", "Что надо делать?" (Один из хороших ответов - ДУМАТЬ), "Зачем это делать?" (Это важнейший целевой вопрос), "КАК ДЕЛАТЬ?" (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).

ТРИЗ не приемлет распространенный Российский менталитет: "авось", "небо в алмазах, но завтра", "бунт на кухне", "все плохо и ничего изменить нельзя", "а что я могу сделать?"...

ТРИЗ утверждает:

Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение. Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам.

4. Поскольку ТРИЗ основана на идеях и законах диалектики и логики, системного подхода и функционального анализа, на законах развития систем и законах психологии, то можно назвать ее законопослушным учением.

5. ТРИЗ - весьма сильный инструмент решения задач еще и потому, что она вобрала мудрость и опыт человечества. Как говорят, "встала на плечи великих". Для создания ТРИЗ проанализировано сотни тысяч патентов и описаний изобретений.

6. ТРИЗ ориентирует общество на творчество. А это дает большие гарантии облагородить общество и вселяет надежду на возможность разумного решения глобальных экологических проблем на Земле.

7. ТРИЗ предполагает сознательный уход от стереотипов мышления и предлагает приёмы "расчистки плацдармов" для нестандартных идей.

Для решения сложных творческих задач в ТРИЗ есть специальный Алгоритм Решения Изобретательных Задач (АРИЗ), который включает 40 шагов, десятки правил, приёмов и способов разрешения противоречий. Алгоритм довольно сложен, но зато весьма эффективен! Существуют и более простые алгоритмы, один из возможных предлагает автор.

8. Можно хорошо решать задачи и не зная, как протекают мыслительные процессы в мозгу, но нельзя хорошо решать задачи, не зная систему, которую улучшаешь. Поэтому ТРИЗ большое значение придает изучению условий задачи, изучению улучшаемой системы и анализу развития систем.

9. Принцип "И-И": "Тризовское" решение проблем - это решение, когда становится предельно хорошо ВСЕМ участникам проблемы (и этому хорошо, и этому хорошо, и этому хорошо...). Это очень существенный принцип ТРИЗ. Это принцип наращивания добра. Это принцип "улучшать, не ухудшая". (Один остроумный тризовец в шутку сказал - "ТРИЗ, как курчонок с дюжиной лапок, каждому по лапке и все довольны").

Принцип "И-И" близок понятиям идеальности и многофункциональности: например, надо быть И здоровым, И счастливым, И смелым, И любимым, И умным, И учеником умного...

При ТРИЗовском мышлении должны работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля...

10. Принцип "САМ". Идеально, когда задача решается САМА, "без ничего". К этому надо стремиться. Человек сам должен знать, кто он такой и что ему надо. Сам и всегда должен выполнять законы чести. Сам должен уметь себе помочь, сам должен о себе беспокоиться, сам должен себя охранять. Сам должен принимать решения. Сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать... (Отметим в скобках, что это актуальнейший в наше время принцип, когда нельзя надеяться на государство, а только на себя).

Принцип САМ применяется не только в ТРИЗ, он имеет широкое общефилософское звучание.

Прогресс не остановить, рост народонаселения тоже не остановить, а загрязнение планеты остановить надо! Лев Николаевич Толстой предложил универсальный, абсолютно дешевый способ – самоограничение. В соответствии с ранее приведенным положением ТРИЗ о том, что если условие задачи не противоречит законам природы, то решение задачи возможно, и предложение Льва Николаевича не выглядит таким уж Дон-Кихотским. Духовное и Нравственное совершенствование человечества – жизненно важная необходимость и для развития и для выживания человечества.

Человечество много веков тому назад выработало незыблемые моральные ценности: любовь, честь, справедливость, бескорыстие, достоинство. Проблема духовного очищения – одна из самых важных, если вообще не самая важная и не самая сложная проблема человечества. И в этой связи принцип самосовершенствования является актуальным. Во многих странах существуют организации, участвующие в международном движении “За моральное перевооружение”. В православии высшая цель покаяния - не избавление от грехов, а САМОизменение!

11. ТРИЗ дает ответы, как приблизиться к идеалу.

12. ТРИЗ учит не только хорошо и стабильно решать уже возникшие задачи, но и прогнозировать появление новых задач, чтобы не допускать их появления или решать проблемы на "ранних подступах". Тризовцы в шутку говорят, что лучшее решение - это когда проблема не возникла. Здесь уместно вспомнить, чем отличается умный человек от мудрого: "Умный знает, как выбраться из затруднительной ситуации, а мудрый знает, как в нее не попасть".

13. Любую систему можно улучшить. Пределов улучшения нет. Но для улучшения системы нужно найти ресурс. Для этого надо хорошо знать систему. Самый сильный ресурс для решения задачи, как правило, в той части задачи, которую надо улучшать. Самые сильные решения дает объединение ресурсов нескольких частей системы. Например, учеников, учителей, родителей, государства. Для реализации многих "И", особенно одновременно, требуется большой ресурс. А что делать, если не хватает ресурса? Следует решать задачу по преобразованию имеющихся ресурсов или по созданию нового ресурса.

14. Воображение и фантазия - основа всякой творческой деятельности. С их развития обычно начинают учить ТРИЗ и детей и взрослых.

15. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда".

16. Сверхэффекты ТРИЗа:

- Приятное чувство своей силы и уверенности, что решишь практически любую задачу.

- Привлекательность для окружающих, которая вытекает из острого ума, находчивости, успеха.

- Зная ТРИЗовские приемы решения задач, даже при скромных способностях можно решать очень сложные задачи.

Любопытное наблюдение: в СИЛЬНЫХ решениях в любой области жизни и знания можно найти приёмы ТРИЗ, а во всех СЛАБЫХ решениях можно найти нарушения правил ТРИЗ.

ТРИЗ можно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно начинать изучение ТРИЗ в самом раннем детстве, с трех-пяти лет и "оставаться в ТРИЗ" всю жизнь.

Для обучения детей ТРИЗ есть специальные методики.

Чтобы овладеть тризовским мышлением требуется САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач.

ТРИЗ еще очень молодая наука. В последние годы бурно развивается ТРИЗ-педагогика и ТРИЗ-бизнес. Ищущим, куда приложить свою энергию и талант, советую серьезно заняться ТРИЗ. Это еще не занятая ниша в науке.

 

Рекомендуемая литература:

Г.С. Альтшуллер "Творчество как точная наука", М. "Советское радио", 1977 г, стр. 122-127.


Противоречия

3. Идеальный конечный результат (ИКР)

Ресурсы

Противоречия

В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших.

В известной русской сказке богатырь на развилке дорог встретил камень с надписью: "Направо поедешь, коня потеряешь, налево поедешь, голову сложишь". Что делать? Как разрешить это противоречие? Надо ехать и нельзя ехать.

Приведу библейскую историю, проанализированную В. Королевым. Вспомните картину Василия Поленова "Христос и грешница".

Книжники и фарисеи подвели к Христу испуганную грешницу и сказали: "Решили мы, Учитель, следовать твоим заветам и не тронули мы грешницу, взятую в прелюбодеянии. Но Моисей заповедовал нам побивать таких камнями. Что скажешь?".

Иисус столкнулся с тяжелейшим противоречием: Он, Бог, и сын Бога, проповедовал милосердие, а Бог-Отец через Моисея заповедовал наказание смертью за прелюбодеяние.

Иисус сказал: "Кто из вас без греха, первым брось камень". Иисус не отменил Закон, а внес ограничение в закон, - исполнить закон может только безгрешный человек. Таких, конечно, не нашлось.

В обыденной жизни под противоречием мы понимаем несогласие, противоположность интересов или мнений по одному и тому же поводу. Такое понимание очень близко пониманию противоречия в ТРИЗ.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое.

Создатель ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: "Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте - "взаимодействие") в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие".

Например, холодильник создает холод, и это ХОРОШО, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.111 с.)