Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кудесники от 1054 до 1078 года
Наверное, никто из вас, милые дети, не поверит теперь глупым сказкам о колдунах и волшебниках, если бы и вздумалось какой-нибудь простодушной нянюшке или шалуну-товарищу попугать вас ими? Наверное, все уже понимают, что чудесные шутки, которыми нас удивляют в театрах на Масленице и Святой неделе, получаются за счет проворства и ловкости, а не по волшебству. Но не так рассудительны были в этих случаях наши предки. Всякий хитрый человек, который знал больше их и умел пользоваться их незнанием, мог обмануть и напугать их. Однако же мы не должны осуждать их за это. Теперь нам немудрено не быть суеверными: с самых малых лет нас учат, что есть Бог, Который заботится, как отец, обо всех людях, что под защитой Его, и не делая ничего дурного, мы ничего не должны бояться, и никаких волшебников и колдунов на свете нет. Но наши добрые предки думали иначе: тогда еще не прошло и ста лет после того, как они начали креститься из своей прежней, языческой веры в христианскую; а эта их прежняя вера была наполнена такими вздорными сказками, что совсем не удивительно, если, привыкнув с малолетства верить им, они верили и колдунам. Конечно, Русские начали просвещаться с тех пор, как узнали веру в Иисуса Христа; но скоро ли это просвещение могло распространиться по всему нашему Отечеству? Оно всегда было очень велико, и долго еще в разных областях его были безрассудные люди, верившие рассказам о прежних, славных волшебниках, которые у язычников[40] были в величайшем почтении. Дурные люди пользовались этим легковерием и, называя себя кудесниками или колдунами, бессовестно обманывали бедный народ, который, чтобы избавиться от их колдовства, отдавал им с радостью все лучшее, что имел. Но самыми злыми из таких обманщиков были два злодея, называвшие себя кудесниками[41] и явившиеся около 1070 года в город Ростов во время случившегося там голода. Они уверяли людей, будто бы голод происходит оттого, что женщины скрывают в своих телах хлеб, рыбу и мед. Можно ли представить себе, что нашлось множество людей, которые поверили таким глупостям и, почитая многих несчастных женщин колдуньями, мучили и убивали их. К счастью, в то самое время, когда эти два злодея творили такие ужасные дела в Ростовской области, туда приехал храбрый и умный воевода Ян, сын славного Вышаты, полководца Ярослава. Он услышал о злых кудесниках и велел представить их к себе; но они испугались его и убежали в Белозерск. Он поехал и туда за ними. Белозерские жители, видно, были умнее Ростовских: они не побоялись схватить колдунов и представили их Яну.
Ян долго разговаривал с ними, старался вразумить их, какой страшный грех они совершали, губя беззащитных женщин; но, видя упрямство, с которым они спорили с ним, и злость, с которой защищали своих прежних богов, Ян для общего спокойствия приказал повесить их. На другой день медведь влез на дерево, где они были повешены, и съел тела их. Еще один кудесник явился в Новгород в то время, когда там был князем молодой и благочестивый Глеб, сын Святослава Ярославича. Этот новый кудесник отговаривал людей креститься в христианскую веру и успел так прельстить своими чудесами Новгородцев, что они собрались на главной городской площади и хотели убить епископа, то есть начальника всего духовенства в Новгороде. Епископ же не испугался, а взял в руки крест и вышел к народу, спрашивая: «Кто за него, и кто со мною?» Князь Глеб, видя, что никто из народа не идет прикладываться к кресту, подошел очень близко к колдуну и спросил у него: «Знаешь ли ты, что будет завтра?» — «Все знаю», — отвечал кудесник. — «Стало быть, ты знаешь и то, что случится с тобою сегодня?» — спросил опять князь. — «Я сделаю много чудес!» — воскликнул мнимый волшебник. В эту самую минуту Глеб рассек ему голову топором. Решительность смелого князя спасла от многих несчастий народ, который, увидев собственными глазами бессилие мнимого колдуна и славу князя, верившего истинному Богу, спокойно разошелся по домам. Этот примечательный случай рассказан поэтом Языковым: «На месте священном, где с дедовских дней, Счастливый дарами природы, Народ Ярославов на воле своей Себе избирает и ставит князей, Полкам назначает походы И жалует миром соседей-врагов, Толпятся: кудесник явился из Чуди[42]… К нему-то с далеких и ближних концов Стеклись любопытные люди. И старец-кудесник с соблазном в устах В толпу из толпы переходит;
Народу о черных крылатых духах, О многих и страшных своих чудесах Твердит и руками разводит; Святителей, церковь и святость мощей, Христа и Пречистую Деву поносит; Он сделает чудо — и добрых людей На чудо пожаловать просит. Он сладко, хитро празднословит и лжет, Смущает умы и морочит: Уж он-то потешит великий народ, Уж он-то, кудесник, чрез Волхов пойдет Водой — и ноги не замочит. Вот вышел епископ Феодор с крестом К народу; — народ от него отступился; Лишь князь со своим правоверным полком К святому кресту приложился. И вдруг к соблазнителю твердой стопой Подходит он, грозен и пылок: „Кудесник! Скажи мне, что будет с тобой?“ Замялся кудесник — и сам он не свой, И жмется, и чешет затылок. — Я сделаю чудо. — „Безумный старик, Солгал ты!“ — и княжеской данью своею Он поднял топор свой тяжелый и вмиг Чело[43] раздвоил чародею». Были и такие дурные люди, которые пугали народ разными глупыми предсказаниями, например говорили, будто бы земля перевернется, реки потекут вспять и все земли перейдут из одного места в другое, так, что где была Россия — там будет Греция, а где была Греция — там будет Россия. Иные люди смеялись над такими предсказаниями, другие верили им и тревожились, потому что в те времена думали, что всякое необыкновенное происшествие предвещало что-нибудь дурное. Эта несправедливая мысль утвердилась в народе еще больше в то несчастное время, когда после смерти Ярослава наше Отечество опять разделилось и страдало от бесконечных ссор своих князей. То в одной области люди гибли от войны за какую-нибудь небольшую обиду, нанесенную их государю его братом; то в другой — от набега соседних народов, которые умели пользоваться слабостью несогласных жителей; то в третьей — от голода; а этот голод очень часто случался оттого, что все взрослые люди уходили на войну и некому было обрабатывать поля.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.006 с.) |