Формы распространения религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы распространения религии



                                               Стр.457

    Многие традиционные религии ориентированы прежде всего на потребности и обычаи конкретного общества или общины.

  Например, Индуизм представляет собой рели­гиозное обрамление индусского общества. Большинство национальных и этнических религий служат только тем обществам, которыми они порождены.

Синтоизм обращен к японцам.

Иудаизм, несмотря на то, что он претерпел ряд изменений, с древних времен апеллирует прежде всего к еврейскому народу.

 

      Однако другие религии — прежде всего, буддизм, хри­стианство и исламхарактеризуются осознанным стрем­лением к миссионерству и оказали мощное влияние на множество культур.

Буддизм    с самого начала занимал прагматическую позицию по отношению к местной культуре: прежние божества были не отброшены, а всего лишь переинтерпретированы, тоже касалось прежних ве­рований и ценностей.

Такая «гибкость в средствах» (ирауа), будучи частью теории буддизма, в значительной степени облегчала задачу миссионеров, помогая им адап­тироваться в своей деятельности к традиционным культу­рам Китая, Японии и Тибета.

 

  Средневековое христианское миссионерство было представлено в основном деятельностью ряда монашеских поселений в кельтской, германской и славянской Европе.    

  Затем монашеские ордена римско-католической церкви и протестантские священнослужители распространяли хри­стианскую веру в Латинской Америке и Африке и пытались проникнуть в Азию.

Эти попытки опирались преж­де всего на проповедь как на главное средство пропаган­ды религиозных идей.

Часто деятельность миссионеров по насаждению христианства дополнялась усилиями по раз­витию системы общеобразовательных школ, устройству больниц и приютов. Школы, больницы, издательства и тому подобные учреждения служат мощным средством евангелизации стран третьего мира.

Свою роль в этом сыграли также колониализм и развитие торговли.

 

       Распространение ислама шло двумя путями:

· парал­лельно с военным вторжением арабов и

· благодаря пропо­ведям и личному примеру мусульман, особенно членов суфийских орденов.

 

    Суфийские миссионеры и купцы-му­сульмане послужили важным фактором в исламизации части полуострова Индостан, Индонезии и Западной Аф­рики.

 

    Во многих религиях значимой формой распростра­нения становится религиозное образование. Монахи, священнослужители и теологи создают пои местных и трансляции религиозного знания.

  В традиционных, доиндустриальных обществах подобные школы зачастую были единственной возможностью получить образование. Мно­гие крупные университеты возникли как религиозные учебные заведения: католический университет в Париже, буддийский университет Наланда в Индии, исламский Аль-Азхар в Каире. С точки зрения конфуцианства, уче­ба рассматривалась как самый важный аспект религиоз­ной деятельности: вступление в мандаринат было связа­но с глубоким изучением конфуцианской классики.

Распространение религии зачастую осуществляется также в форме благотворительности. Джайнизм прак­тикует строительство специальных лечебниц для жи­вотных. Буддийские монахи традиционно оказывают по­мощь больным и путешествующим. Некоторые христианские ордена содержат больницы и помогают малоимущим.

Конец первого вопроса

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

22222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222

 

II Основные религии мира

                                                    Стр.465

                     (Основные религии – буддизм, христианство,ислам)

  Успех той или иной религии тем больше, чем шире диапазон ее базисных структур, чем они многообразнее.

Иногда различие таких структур обусловлено региональ­ной спецификой, иногда же оно возникает по полити­ческим причинам или из-за необходимости адаптации к чужеродной или секулярной культуре.

А порой причиной различий становится акцентуация на различных аспектах веры, или они проистекают из потребности в преобразо­вании установленных религиозных институтов, рассмат­риваемых как переродившиеся или коррумпированные, или из стремления выйти за жесткие рамки традиций.    

Соответственно этому великие религии не могли не раз­делиться на несколько основных направлений, от кото­рых, в свою очередь, отпочковались многочисленные бо­лее мелкие школы и секты.

 

Христианство

 

     Структуры раннего христианства отличаются в его

· гре­ческом и

· еврейском вариантах.

 

    Восточное христианство, унаследовавшее древние христианские формы, до сих пор существует в Коптской, Армянской и других восточных

церквах.

 

    Однако величайшим расхождением в рамках хри­стианства было происшедшее в средние века (1054 г.) разделение на

· православную (восточную) и

· римско-като­лическую церковь.

   Во время Реформации (в 1517 году) – широкого антикатолического движения в Европе возникло третье направление христианской религии — протестантизм.

 

   Характерный для протестан­тизма акцент на значимости внутренней веры — в отли­чие от католической концепции «добрых деяний» — стал причиной того, что возникло множество своеобразных ин­терпретаций индивидуального религиозного опыта.

  После­дние выражены различными деноминациями в рамках протестантизма.

  Это государственные церкви

· лютеранская,

· кальвинистская (реформатская) и

· англиканская — и

  ради­кальные религиозные группы:

· баптисты,

· конгрегационалисты и

· меннониты.

     Между государственными церквами и радикалами часто возникали конфликты.

        

  В XIX и XX вв. возникли новые протестантские груп­пы. К примеру, это независимые африканские церкви, со­четающие в себе мотивы, почерпнутые из местных куль­тур, с новой интерпретацией Библии и христианской практики.

 

  Кроме того, типичной для наших дней чертой стало повсеместное распространение веротерпимости, давшее возможность сотрудничества различных христиан­ских групп в рамках единого вероисповедания.

  В нач. XX в. возникло экуменическое движение (движение за объединение христианских церквей) оно поставило своей целью усиление влияние религии, ограничение атеизма, выработку общехристианской социальной программы, для верующих, живущих в разных странах с разным социальным строем. Это движение набирает такую силу, что можно говорить даже о грядущем объединении религий.

 

Иудаизм

 

   Иудаизм сохранял относительную однородность (гомогенность) го­раздо дольше, чем христианство.

  Средневековое кабба­листическое (магическое) учение и восточноевропейский хасидизм XVIII—XIX вв. дали новые мистические интерпретации традиции, но не вышли за ее пределы.

(Хасидизм – религ. движение возникшее среди евреев Польши и Росси как выражение недовольства бедняцких трудовых слоев еврейских общин засильем в общинах денежной плутократии и равинов. Основателем хасидизма был Израиль Бешт (1700-1760 гг.) Учение Бешта, противопоставленное учению равинов и направленное на подрыв их влияния, отличалось крайним мистицизмом)).

Однако в XIX и XX столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре.

Будучи обусловленной гражданской эмансипацией (освобождением) еврейского народа, прежде изолированного от чуждых влияний стенами гетто, эта проблема, в свою очередь, стимулировала расхождение между ---

-- ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и --- реформированным иудаизмом.

-- Консервативный иудаизм представляет собой нечто сред­нее, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике.

 

Т.О. В иудаизме можно выделить следующие направления:

· ортодоксальное, или традиционное, занимающее первое место по количеству приверженцев;

· реформированное;

·  консервативное;

·  реконструкционистское.

 

     Первое течение сложилось в раввинско-талмудический период эволюции иудаизма (II в. — начало XIX в.).В Тал­муде (III — V вв. н. э.) нашли отражение новые рели­гиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное возда­яние и воскрешение мертвых, была кодифицирована система многочисленных предписаний религиозной об­рядности.

 

     Реформированный иудаизм возник в начале XIX в. и был связан с приспособлением евреев к новым условиям жизни, с их буржуазно-правовой эмансипацией, разру­шением уклада средневековых гетто в странах Западной Европы и потребностью интегрироваться в капита­листическую систему хозяйства.

    

      В качестве своеобразной реакции на омертвелость иудаистской ортодоксии и ассимиляторские тенденции реформы во втором десятилетии XX в. сложилось кон­сервативное направление.

 

     С книгой религиозного социолога М. Каплана «Иуда­изм как цивилизация» (1934) связано возникновение реконструкционизма.

Название этого течения определили призывы реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превра­тились для верующего в действенную силу.

То, что совре­менные теологи определяют иудаизм как религию «дей­ствия» и подчеркивают отсутствие «тирании догматики», скорее можно рассматривать как признаки модернизации иудаизма.

 

Ислам

 

       В исламе основное разногласие первоначально воз­никло в связи с вопросом о преемственности власти (ха­лифата, т. е. политического и религиозного управления общиной).

Ортодоксальное большинство — сунниты — признали правление династии Омейядов.

Но мень­шинство — шииты — поддержали требования приемного сына Мухаммада, Али, и его сына Хуссейна.

Шиитская и суннитская ветви ислама значительно отличаются друг от друга в культурном и религиозном отношении, так как с момента разделения их развитие пошло в разных направлениях.

В частности, приверженность шиитскому исламу населения Ирана объясняется наличием в нем мотивов, перекликающихся с мотивами доисламской иранской культуры.

  Шиизм в свою очередь подразделяется на -- двенадцатиимамный и семиимамный (исмаилизм);

  кроме того, на основе шиизма возникли пограничные религиозные груп­пы, например друзы.

         В рамках ортодоксального сунниз­ма в XVIII в. возникло влиятельное ваххабитское движе­ние, направленное на восстановление более чистого традиционного ислама.

 

Буддизм.

 

   Буддизм подразделяется на

n «Малую колесницу», ныне представленную тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Во­сточная Азия), и

n «Большую Колесницу», или буддизм махаяна (Дальний Восток).

        Махаяна подразделяется на мно­жество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному существу (Амитабха), и до дзэн-буддистов, стремящихся добиться просветления путем специальных медитаций.

Каждая из сект приобретает особую специфи­ку в своей китайской или японской разновидности.   

В XX в. в Японии возникло множество движений религиозно-модернистской направленности, соединяющих традици­онный буддизм с элементами современной западной эти­ки.

n Третье крупное направление буддизма — Ваджраява, или Алмазная Колесница, называемое также Мантраяна.

      Это своего рода соединение ритуалистичной махаяны с добуддийскими традициями Тибета и Монголии.

 

Индуизм и даосизм.

 

    Эти две религии, в отличие от всех предыдущих, исто­рически больше тяготели к синтезу, чем к разделению.

   Индуизм, в частности, представляет собой сложный син­тез разнообразных религиозных движений. Он включает в себя древнюю ведическую религию, шиваизм и вайшнавизм, тем самым сочетая различные подходы к священно­му.

 

   Отличие индуизма от трех мировых религий заключа­ется прежде всего в том, что он был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного истори­ческого синтеза.

Индуизм не имеет единого авторитетного Писания (хотя весь накопившийся веками «литературный корпус» признается многими индуистами авторитетным), системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах.

Основной особенностью индуизма является отсутствие единообразия, которое проявляется на разных уровнях. Отчасти благодаря влиянию западной цивили­зации, в XIX в. возникли реформистские движения, направленные на возрождение традиционного индуизма, очищенного от всего, что казалось позднейшими искаже­ниями. Но это не привело к религиозному расколу.

      Аналогичным образом для Китая типично слияние конфуцианства, даосизма и буддизма в слаженно функ­ционирующую систему этики, духовности и магии. В Япо­нии сформировался целостный образ жизни, основанный на синтезе синтоизма и буддизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.03 с.)