Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы распространения религии
Стр.457 Многие традиционные религии ориентированы прежде всего на потребности и обычаи конкретного общества или общины. Например, Индуизм представляет собой религиозное обрамление индусского общества. Большинство национальных и этнических религий служат только тем обществам, которыми они порождены. Синтоизм обращен к японцам. Иудаизм, несмотря на то, что он претерпел ряд изменений, с древних времен апеллирует прежде всего к еврейскому народу.
Однако другие религии — прежде всего, буддизм, христианство и ислам — характеризуются осознанным стремлением к миссионерству и оказали мощное влияние на множество культур. Буддизм с самого начала занимал прагматическую позицию по отношению к местной культуре: прежние божества были не отброшены, а всего лишь переинтерпретированы, тоже касалось прежних верований и ценностей. Такая «гибкость в средствах» (ирауа), будучи частью теории буддизма, в значительной степени облегчала задачу миссионеров, помогая им адаптироваться в своей деятельности к традиционным культурам Китая, Японии и Тибета.
Средневековое христианское миссионерство было представлено в основном деятельностью ряда монашеских поселений в кельтской, германской и славянской Европе. Затем монашеские ордена римско-католической церкви и протестантские священнослужители распространяли христианскую веру в Латинской Америке и Африке и пытались проникнуть в Азию. Эти попытки опирались прежде всего на проповедь как на главное средство пропаганды религиозных идей. Часто деятельность миссионеров по насаждению христианства дополнялась усилиями по развитию системы общеобразовательных школ, устройству больниц и приютов. Школы, больницы, издательства и тому подобные учреждения служат мощным средством евангелизации стран третьего мира. Свою роль в этом сыграли также колониализм и развитие торговли.
Распространение ислама шло двумя путями: · параллельно с военным вторжением арабов и · благодаря проповедям и личному примеру мусульман, особенно членов суфийских орденов.
Суфийские миссионеры и купцы-мусульмане послужили важным фактором в исламизации части полуострова Индостан, Индонезии и Западной Африки.
Во многих религиях значимой формой распространения становится религиозное образование. Монахи, священнослужители и теологи создают пои местных и трансляции религиозного знания. В традиционных, доиндустриальных обществах подобные школы зачастую были единственной возможностью получить образование. Многие крупные университеты возникли как религиозные учебные заведения: католический университет в Париже, буддийский университет Наланда в Индии, исламский Аль-Азхар в Каире. С точки зрения конфуцианства, учеба рассматривалась как самый важный аспект религиозной деятельности: вступление в мандаринат было связано с глубоким изучением конфуцианской классики. Распространение религии зачастую осуществляется также в форме благотворительности. Джайнизм практикует строительство специальных лечебниц для животных. Буддийские монахи традиционно оказывают помощь больным и путешествующим. Некоторые христианские ордена содержат больницы и помогают малоимущим. Конец первого вопроса 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 22222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222
II Основные религии мира Стр.465 (Основные религии – буддизм, христианство,ислам) Успех той или иной религии тем больше, чем шире диапазон ее базисных структур, чем они многообразнее. Иногда различие таких структур обусловлено региональной спецификой, иногда же оно возникает по политическим причинам или из-за необходимости адаптации к чужеродной или секулярной культуре. А порой причиной различий становится акцентуация на различных аспектах веры, или они проистекают из потребности в преобразовании установленных религиозных институтов, рассматриваемых как переродившиеся или коррумпированные, или из стремления выйти за жесткие рамки традиций. Соответственно этому великие религии не могли не разделиться на несколько основных направлений, от которых, в свою очередь, отпочковались многочисленные более мелкие школы и секты.
Христианство
Структуры раннего христианства отличаются в его · греческом и · еврейском вариантах.
Восточное христианство, унаследовавшее древние христианские формы, до сих пор существует в Коптской, Армянской и других восточных церквах.
Однако величайшим расхождением в рамках христианства было происшедшее в средние века (1054 г.) разделение на · православную (восточную) и · римско-католическую церковь. Во время Реформации (в 1517 году) – широкого антикатолического движения в Европе возникло третье направление христианской религии — протестантизм.
Характерный для протестантизма акцент на значимости внутренней веры — в отличие от католической концепции «добрых деяний» — стал причиной того, что возникло множество своеобразных интерпретаций индивидуального религиозного опыта. Последние выражены различными деноминациями в рамках протестантизма. Это государственные церкви — · лютеранская, · кальвинистская (реформатская) и · англиканская — и радикальные религиозные группы: · баптисты, · конгрегационалисты и · меннониты. Между государственными церквами и радикалами часто возникали конфликты.
В XIX и XX вв. возникли новые протестантские группы. К примеру, это независимые африканские церкви, сочетающие в себе мотивы, почерпнутые из местных культур, с новой интерпретацией Библии и христианской практики.
Кроме того, типичной для наших дней чертой стало повсеместное распространение веротерпимости, давшее возможность сотрудничества различных христианских групп в рамках единого вероисповедания. В нач. XX в. возникло экуменическое движение (движение за объединение христианских церквей) оно поставило своей целью усиление влияние религии, ограничение атеизма, выработку общехристианской социальной программы, для верующих, живущих в разных странах с разным социальным строем. Это движение набирает такую силу, что можно говорить даже о грядущем объединении религий.
Иудаизм
Иудаизм сохранял относительную однородность (гомогенность) гораздо дольше, чем христианство. Средневековое каббалистическое (магическое) учение и восточноевропейский хасидизм XVIII—XIX вв. дали новые мистические интерпретации традиции, но не вышли за ее пределы. (Хасидизм – религ. движение возникшее среди евреев Польши и Росси как выражение недовольства бедняцких трудовых слоев еврейских общин засильем в общинах денежной плутократии и равинов. Основателем хасидизма был Израиль Бешт (1700-1760 гг.) Учение Бешта, противопоставленное учению равинов и направленное на подрыв их влияния, отличалось крайним мистицизмом)). Однако в XIX и XX столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре. Будучи обусловленной гражданской эмансипацией (освобождением) еврейского народа, прежде изолированного от чуждых влияний стенами гетто, эта проблема, в свою очередь, стимулировала расхождение между --- -- ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и --- реформированным иудаизмом. -- Консервативный иудаизм представляет собой нечто среднее, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике.
Т.О. В иудаизме можно выделить следующие направления: · ортодоксальное, или традиционное, занимающее первое место по количеству приверженцев; · реформированное; · консервативное; · реконструкционистское.
Первое течение сложилось в раввинско-талмудический период эволюции иудаизма (II в. — начало XIX в.).В Талмуде (III — V вв. н. э.) нашли отражение новые религиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное воздаяние и воскрешение мертвых, была кодифицирована система многочисленных предписаний религиозной обрядности.
Реформированный иудаизм возник в начале XIX в. и был связан с приспособлением евреев к новым условиям жизни, с их буржуазно-правовой эмансипацией, разрушением уклада средневековых гетто в странах Западной Европы и потребностью интегрироваться в капиталистическую систему хозяйства.
В качестве своеобразной реакции на омертвелость иудаистской ортодоксии и ассимиляторские тенденции реформы во втором десятилетии XX в. сложилось консервативное направление.
С книгой религиозного социолога М. Каплана «Иудаизм как цивилизация» (1934) связано возникновение реконструкционизма. Название этого течения определили призывы реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действенную силу. То, что современные теологи определяют иудаизм как религию «действия» и подчеркивают отсутствие «тирании догматики», скорее можно рассматривать как признаки модернизации иудаизма.
Ислам
В исламе основное разногласие первоначально возникло в связи с вопросом о преемственности власти (халифата, т. е. политического и религиозного управления общиной). Ортодоксальное большинство — сунниты — признали правление династии Омейядов. Но меньшинство — шииты — поддержали требования приемного сына Мухаммада, Али, и его сына Хуссейна. Шиитская и суннитская ветви ислама значительно отличаются друг от друга в культурном и религиозном отношении, так как с момента разделения их развитие пошло в разных направлениях. В частности, приверженность шиитскому исламу населения Ирана объясняется наличием в нем мотивов, перекликающихся с мотивами доисламской иранской культуры. Шиизм в свою очередь подразделяется на -- двенадцатиимамный и семиимамный (исмаилизм);
кроме того, на основе шиизма возникли пограничные религиозные группы, например друзы. В рамках ортодоксального суннизма в XVIII в. возникло влиятельное ваххабитское движение, направленное на восстановление более чистого традиционного ислама.
Буддизм.
Буддизм подразделяется на n «Малую колесницу», ныне представленную тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Восточная Азия), и n «Большую Колесницу», или буддизм махаяна (Дальний Восток). Махаяна подразделяется на множество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному существу (Амитабха), и до дзэн-буддистов, стремящихся добиться просветления путем специальных медитаций. Каждая из сект приобретает особую специфику в своей китайской или японской разновидности. В XX в. в Японии возникло множество движений религиозно-модернистской направленности, соединяющих традиционный буддизм с элементами современной западной этики. n Третье крупное направление буддизма — Ваджраява, или Алмазная Колесница, называемое также Мантраяна. Это своего рода соединение ритуалистичной махаяны с добуддийскими традициями Тибета и Монголии.
Индуизм и даосизм.
Эти две религии, в отличие от всех предыдущих, исторически больше тяготели к синтезу, чем к разделению. Индуизм, в частности, представляет собой сложный синтез разнообразных религиозных движений. Он включает в себя древнюю ведическую религию, шиваизм и вайшнавизм, тем самым сочетая различные подходы к священному.
Отличие индуизма от трех мировых религий заключается прежде всего в том, что он был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза. Индуизм не имеет единого авторитетного Писания (хотя весь накопившийся веками «литературный корпус» признается многими индуистами авторитетным), системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Основной особенностью индуизма является отсутствие единообразия, которое проявляется на разных уровнях. Отчасти благодаря влиянию западной цивилизации, в XIX в. возникли реформистские движения, направленные на возрождение традиционного индуизма, очищенного от всего, что казалось позднейшими искажениями. Но это не привело к религиозному расколу. Аналогичным образом для Китая типично слияние конфуцианства, даосизма и буддизма в слаженно функционирующую систему этики, духовности и магии. В Японии сформировался целостный образ жизни, основанный на синтезе синтоизма и буддизма.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.03 с.) |