На эмпирическом уровне изучается 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На эмпирическом уровне изучается



· религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп,

· нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, их организации,

· влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей,

· причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе.

Слайд № 9

Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием религии выступает изучение религии в качестве специфического социального института.

Религия как социальный институт представляет – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в за­висимости от их отношения к богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку и достойным его поклонения.

Слайд № 10

Важнейшими структурными образованиями религии как социального института выступает,

Во-первых, система определенных знаний, верований, которые сопровождаются особыми эмоциональными переживаниями, чувствами, религиозно-культовыми действиями.

Во-вторых, конкретные религиозные организации: храмы, служители культа, паства.

Кроме того, в развитых религиях, как правило, содержится некоторый свод морально-нравственных предписаний.

В совокупности этот сложный комплекс многообразных элементов и составляет социальный институт религии.

В-третьих, существенными компонентами религии как социального института выступают религиозные группы и организации.

Среди религиозных организаций различают три основных типа:

· церковь,

· секта,

· деноминация.

 

В-четвертых, в функционировании религии, выступающей в ро­ли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены (религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила), и также религиозная деятельность.

Слайд № 11

Социальных функции религии:

1. Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание, по-своему объясняет мир, сущность природы, по-своему определяет место в нем человека, его чувства, отношение к миру, его оценку.

2. Интегрирующая функция. Принятие определенной религии, ее символов, ценностей включает человека в определенное сообщество, а общее выполнение обрядов сплачивает людей, стабилизируя это сообщество.

3. Регулятивная функция состоит в поддерживании и усилении действия традиционных для сообщества норм поведения и в осуществлении социального контроля.

4. Психотерапевтическая функция института религии состоит в том, что разные религиозные действа — богослужение, молитвы, ритуалы успокоительно действуют на людей, порождают положительные эмоции, вселяют уверенность, защищают от стрессов.

5. Коммуникативная функция. Религия - средство общения людей в границах определенных религиозных организаций, определенных групп. Общение осуществ­ляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в хра­ме, молитвенном доме, участие в таинствах, общая молитва – главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом.

Функции религии определены конкретной историко-социальной обстановкой, они осуществляются, проявляются в комплексе и зависят от общественных условий, от уровня развития культуры каж­дого народа на всех этапах его истории.

Слайд № 12

Важнейшей характеристикой состояния религи­озных отношений в обществе является религиозность населения.

 В социологии  принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:

1. религиозная вера (идентификация себя как верую­щего человека);

2. религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств);

3. принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Слайд № 13

Степень религиозности   указывает на то, каково влияние религии на индивида или группу; 

Уровень религиозности указывает на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в данной социальной группе;    

Характер религиозности выявляет специфику и отличия религиозного сознания и деятельности тех или иных социальных групп.

Слайд № 14

         

Выводы по теме:

1. Социология религии возникла в конце XIX -- начале XX в. основоположниками считаются западные социологи Э.Дюркгейм и М.Вебер.

   2. Религия социальное явление, ее возник­новение, существование, эволюция детерминированы определен­ными общественными условиями прошлого и настоящего.

    Религия не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д., оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.

  3. Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях.

  4. Предметом социологического анализа являются религиозное сознание и поведение, религиоз­ные отношения, религиозные организации и институты — в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами обще­ства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.006 с.)