Основные направления по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности



 

 

Согласно различным психолого-педагогическим исследованиям, сформированный уровень самооценки оказывает существенное влияние на эмоции ребенка, на удовлетворенность деятельностью и собственными качествами, на взаимоотношения с ровесниками и взрослыми; также исследования раскрывают взаимосвязь с оценочным отношением взрослых в процессе осуществления различных видов деятельности. Для современной системы образования центральной проблемой является формирование личности. На это указывает иФГОС ДО.

При ведении педагогической деятельности, воспитателю важно учитывать эти и другие особенности самооценки дошкольников, поскольку в этот период ребенок начинает осознавать себя и свои потребности. От того, насколько сформировано самоотношение, зависит сформированность готовности к обучению в школе и социализация ребенка в целом.

Важным направлением в становлении активности, самосознания и уверенности в себе является общение со взрослым, в том числе и педагогом, и реализуется, когда:

· отношение взрослого к окружающему миру регулярно выражается понятным образом для ребенка;

· деятельность ребенка организуется взрослым и обеспечивает накопление опыта;

· образцы деятельности и нормы поведения представляются взрослым, тем самым ребенок усваивает критерии правильности ее выполнения;

· взрослым организуется совместная деятельность дошкольника с ровесниками, которая учит его видеть в сверстнике личность, его чувства и эмоции, учитывать интересы и желания, а также проецировать образцы поведения взрослых на общение со сверстниками [37, с. 209].

В работе по формированию адекватной самооценки педагогу очень важно опираться на ключевые принципы взаимодействия с детьми:

· принцип детерминизма (зависимость развития и психических явлений и закономерностей от порождающих их факторов);

· принцип развития (психические явления и процессы изучаются в постоянном развитии, движении и изменении);

· принцип единства сознания и деятельности (психика и сознание формируется в деятельности, в ней и проявляется);

· принцип природосообразности (отношение и к ребенку как части природы, воспитание и обучение ведется с опорой на его природные силы, в соответствии с природными этапами развития человека);

· принцип гуманизма (любое педагогическое воздействие ведется с учетом ценности личности ребенка и его интересов).

При реализации всех этих принципов педагогу легче будет вести воспитательнуюи формирующую работу с детьми, будут учитываться особенности и потребности, поскольку они отвечают за формирование личности.

Большую роль на формирование адекватного уровня самооценки оказывает такая деятельность, в которой идет установка на результат в доступной для самостоятельной оценки ребенка форме.

В игре самооценка и ее особенности проявляются в процессе формирования межличностных отношений. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок обменивается оценочными понятиями, у него формируется способность выражать отношение к другим детям и видеть себя глазами других.

Первоначальные навыки профессионального самоопределениямогут формироваться в процессе осуществления трудовой деятельности, различные формы которой заставляют дошкольников обсуждать план совместной деятельности, распределять обязанности и согласовывать их между собой. Подобная деятельность способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки благодаря тому, что ребенок сравнивает результаты своей деятельности с результатами других.

Ребенок выражает свое отношение к окружающему миру, к результатам деятельности, а следовательно, и к себе, в изобразительной деятельной, благодаря которой дошкольник может передать свое состояние, мнение и отношение к чему-либо и на результаты которой очень важно обращать внимание.

Важным для развития личности дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации является создание и сохранение благоприятного эмоционально-психологического климата детского и педагогического климата. Если эмоциональная обстановка создана успешно, то во время осуществления игровой, трудовой, продуктивной и иной деятельности у дошкольника интенсивно развиваются такие познавательные процессы как восприятие, мышление, воображение, память и др., развивается эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера, а также устанавливаются взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. В случае несформированности благоприятного климата, данные процессы будут протекать медленнее, либо некорректно. Взрослея, ребенок будет осознавать какие-либо собственные недостатки, что приведет к формированию заниженной самооценки, которая также зависит от оценки взрослого.

Неадекватно сформированная самооценка может быть также следствием конфликтности семьи, неустановленных контактов ребенка со сверстником, неправильное педагогическое воздействие или педагогическая запущенность и нехватки адекватной оценки и похвалы. Данный тип самооценки деформирует и дегармонизирует внутренний мир ребенка, изменяет его мотивационную и эмоциональную сферу.

У ребенка с низкой самооценкой снижен уровень притязаний, развивается неуверенность в себе и в собственных возможностях. В поведении дошкольника ярко проявляются в следующем[35, с. 163-165]:

• склонность уходить в себя;

• постоянное желание выискивать в себе слабости, сосредоточение внимания на них;

• самокритичность;

• постоянное ожидание неудачи в деятельности;

• ранимость, застенчивость, робость;

• эгоцентризм;

• чувствительность к одобрению;

• повышенная тревожность.

Заниженная самооценка не является стабильной, а зависит от успехов в деятельности, возрастных особенностей и среды, в которой находится ребенок.

Повышенная тревожность является ярким следствием низкого уровня самооценки, частым источником которой является семья. Нормальным считается наличие оптимального индивидуального уровня полезной тревоги. Интенсивность и длительность переживания у девочек и мальчиков различны. К семи-восьми годам возникает тревожность как определенный эмоциональный настрой, возникающий в случае большого количества неразрешимых ситуаций, негативных оценок, ранних страхов. У дошкольников возраста она не является устойчивой чертой и поддается коррекции.

Занятия по преодолению чувств тревожности очень важны в формировании адекватно самооценки и должны:

• развивать навыки взаимодействия друг с другом, стимулировать собственные возможности для преодоления стрессовых ситуаций;

• формировать умения преодолеть опасности, проявлять волю и активность, снижать скованность и боязливость;

• устранять внутренние конфликты дошкольника, снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

• стимулировать возможности ребенка, развивать самооценку и умения сотрудничать с другими.

При реализации этих условий у дошкольников отмечаетсяувеличение уверенности в себе и своих возможностях, рост правильно выполненных различных заданий и поручений и повышение самооценки, дети активно и самостоятельно включаются в работу и была заметна раскованность в игре [18, с. 102-105].

Несмотря на то, что завышенная самооценка, согласно многим психолого-педагогическим исследованиям, является нормальным явлением для детей дошкольного возраста, сохранение такого уровня самооценки может привести к его закреплению, возникновению неадекватно высокого уровня, и также к деформации внутреннего мира дошкольника.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой:

• подвижны, несдержанны;

• игнорируют оценки окружающих, свой опыт;

• не допускают у себя наличие слабости, неумения и несостоятельности;

• выбирают задачи, которые им непосильны;

• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, редко доводя дело до конца;

• не склонны анализировать результаты своей деятельности.

Данный тип самооценки является следствием определенного семейного воспитания, когда ребенок получает положительную оценку, несмотря на неуспех в чем-либо. Другой причиной длительного сохранения завышенной самооценки может выступать какая-либо способность ребенка, которая на время или частично обеспечивает успех ребенка [35, с. 163-165].

Неадекватно завышенная самооценка трудно поддается коррекции, ребенок сам может ее сохранять, переоценивая свои возможности, личностные качества, результаты деятельности и требуя постоянной похвалы.

Задача педагога дошкольного образованияв данном случае – недопустить возникновения неадекватно высокой самооценки. Важно, чтоб воспитатель умел выявить данный тип самооценки и либо самостоятельно проводил различную работу по ее нейтрализации, либо обращался к психологу дошкольной организации для совместной или индивидуальной работы ребенком.

Заниженный или неадекватно завышенный уровень самооценки может стать причиной психологической неготовности ребенка к обучению в школе, поэтому крайне важна совместная работа педагога и психолога в образовательном и воспитательном процессе.


 

2.3. Методические рекомендации по теме исследования

 

 

В ходе исследования был выдвинут ряд педагогических условий, которые способствуют формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Но также привлекли внимание условия Л. Д. Столяренко, которые, по мнению исследователя, оказывают большое влияние на формирование адекватного уровня самооценки [34]:

Большую роль в формировании адекватной самооценки дошкольника играет опыт общения ребенка со взрослым, под влиянием которого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, о результатах деятельности и качествах.

Роль взрослого заключается в следующем:

• сообщение ребенку информации о его индивидуальных особенностях;

• постоянное оценивание его деятельности и поступков;

• формирование ценностей, социальных нормативов и образцов, благодаря которым ребенок впоследствии будет оценивать себя самостоятельно;

• формирование навыков и побуждений дошкольника к анализу собственных действий и поступков, сравнению их с действиями и поступками других людей.

Опыт общения ребенка со сверстниками – следующее немаловажное условие формирования самооценки. В совместной деятельности с другими детьми, в общении с ними, ребенок начинает познавать свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумывать игру с собственными правилами и др.), начинает осознавать оценки и отношение других в его сторону. В совместной игре ребенок выделяет «позицию другого» как отличную от его собственной.

Индивидуальный опыт ребенка выступает в качестве совокупного результата умственных и практических действий, которые дошкольник сам предпринимает в окружающем мире. Накопление индивидуального опыта очень важно для развития самооценки, самостоятельности и личности в целом, поскольку происходит, когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо. Благодаря индивидуальному опыту у дошкольника к концу старшего дошкольного возраста формируется навыки самостоятельно оценивать свою личность, качества и деятельность.

Последнее условие, благодаря которому у ребенка адекватно формируется самооценка, - умственное развитие дошкольника. Ребенок должен осознавать факты внутренней и внешней жизни, обобщать действия, поступки и переживания. В раннем возрасте восприятие ребенком своих действий и действий других характеризуется как непроизвольное и ребенок неосознанно подражает поведению окружающих, в период старшего дошкольного детства ребенок наблюдает целенаправленно и осознанно.

Все эти условия, по мнению Л. Д. Столяренко, напрямую взаимосвязаны с процессом формирования адекватной самооценки, но могут оказывать неодинаковое и неодновременное влияние на формирование детского самосознания.

Для полноценной изученности темы исследования, была рассмотрена «Программа по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста», целью которой является психолого-педагогическое содействие формированию адекватной самооценки[12].

Задачи программы:

• способствовать снятию у детей эмоционального дискомфорта;

• развивать у них позитивное и критическое отношение к себе, другим людям и окружающему миру;

• формировать умения принимать адекватные для их возраста решения;

• повышать уровни компетентности родителей в вопросах формирования самооценки у дошкольников.

Автор программы раскрывает ее методологическую основу, сущность принципов, с учетом которых должна вестись работа со старшими дошкольниками, методы работы, применяемые педагогом в воспитательной работе, и от чего выбор методов зависит.

В данной программе также рассматриваются условия успешного формирования самооценки:

• педагогическое взаимодействие должно осуществляться в форме содействия и исполняющего роль источника оценочной деятельности, аспектов для самосравнения дошкольника с эталоном, способствующего организации индивидуального опыта ребенка;

• должен быть обеспечены демократичные взаимоотношения дошкольников;

• готовность родителей к становлению адекватной.

Программа включает в себя блоки:

1. Критериально-уровневая шкала сформированности – раскрывает сущность показателей различных уровней самооценки детей (приложение 3).

2. Системыметодик исследования сформированности уровней самооценки у детей старшего дошкольного возраста (приложение4)

3. Дидактические материалы для работы с детьми – позволяют вести целенаправленную и успешную работу с детьми (приложение5)

4. Работа с родителями (консультации и различные рекомендации).

Реализация данной программы позволит раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка и сформировать у них адекватную самооценку.

Для успешного формирования адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста был разработан перспективный план развивающей программы на данную тему (таблица 5), который включает игры (приложение6), занятия и беседыс детьми, предусматривает разнообразную деятельность. План отвечает общим принципам педагогики и поэтому является безопасным для психического развития детей.

 

Таблица 5 - Перспективный план развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

№ п/п Тема занятия Кол-во занятий Цель Содержание
1 Знакомство 1 -Создание положительной эмоциональной обстановки. -Знакомство детей друг с другом. -Знакомство с ритуалом приветствия и прощания. -Игра «Рисунок имени». -Игра «Интервью». -Игра с мячом «Я назову всех». -Прощание.
2 Язык жестов 2 -Формирование у детей навыков определения эмоционального состояния другого человека по особенностям жестов и выразительных движений. -Развитие активного внимания. -Игра «Цветок дружбы» -Игра «Пересядьте все, кто…» -Беседы о поведении животных, людей, объяснение понятий «жест», «мимика», о том, как можно по жестам и мимике понять эмоции человека. -Пантомимика. -Прощание.
3 Память человека 2 -Объяснение важности памяти в процессе взаимодействия друг с другом. -Развитие памяти. -Игра «Сигнал». -Игра «Слушай и исполняй». -Беседа о памяти: виды памяти; способность сохранять и своевременно воспроизводить информацию. -Прощание.
4 Я 2 -Формирование способности говорить о себе, ценить себя. -Снятие эмоционального напряжения детей. -Развитие самоконтроля и самовыражения. -Игра «Медитация на счастье». -Игра «Кто я?» -Рисование «Автопортрет». -Игра «Передаю взглядом». -Игра «Скульптура моих хороших качеств». -Игра «Слова». -Прощание.

 


 

Продолжение таблицы 5.

№ п/п Тема занятия Кол-во занятий Цель Содержание
5 Наши чувства и желания 1 -Формирование способности говорить о своих чувствах и желаниях. -Объяснение, что настроение человека зависит от его чувств и желаний. -Игра «Вырази чувство глазами». -Игра «Счастливый сон». -Игра «Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)». -Игра «Передай чувство». -Прощание.
6 Наши фантазии 1 -Развитие воображения, творческих способностей, активности. -Объяснение сущности фантазий и их места в жизни человека. -Игра «Счастливый сон». -Игра «Свечка». -Игра «Каким я буду, когда вырасту». -Беседа о роли фантазий в жизни человека. -Рисование «Я в будущем». -Прощание.
7 Характер 2 -Формирование представлений о различных чертах характера, умения сравнивать их и видеть в других. -Беседа о положительных и отрицательных чертах характера. -Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» с обсуждением. -Этюды на отображение различных черт характера. -Игра «Конкурс хвастунов». -Игра «Чьи качества?» -Прощание.
8 Я и другие 1 -Объяснение, что все люди отличаются друг от друга. -Развитие умения общаться друг с другом. -Сплочение группы. -Повышение самооценки. -Игра «Пять качеств». -Игра «Роли». -Игра «Мне в себе нравится, мне в тебе нравится». -Игра «Что чувствует мама, если…». -Игра «Я хочу с тобой подружиться». -Прощание.

 


 

Окончание таблицы 5.

№ п/п Тема занятия Кол-во занятий Цель Содержание
9 Жизнь без ссор 2 -Формирование представления о ссорах, их причинах, последствиях и способах избежать, о правильном поведении в конфликтных ситуациях. -Беседа о месте конфликтных ситуаций в нашей жизни, их причинах, последствиях и способах разрешения. -Дидактическая игра «Не поделили игрушку». -Беседа «Почему подрались мальчики». -Подвижная игра «Нам не тесно». -Прощание.

 

Во время проведения игр, бесед и занятий с детьми могут использоваться пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика и гимнастика для глаз, а также физкультминутки или динамические паузы. Например, динамическая пауза «Приплыли тучки дождевые: - Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые!!! - Пей, земля, пей! И деревце, склоняясь, Пьет, пьет, пьет! А дождь неугомонный Льет, льет, льет.» В соответствии со словами детьми выполняются различные движения, которые они повторяют за педагогом.

Подобная организация деятельности детей (игры, беседы и различные занятия), способствует активному развитию всех сфер личности, в том числе и самосознания. Использование игр и воспитательных бесед напрямую влияет на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста, способности оценивать свои поступки и сравнивать их с поступками других людей, а также существенно повышает уровень психологической готовности к обучению в школе.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемой формирования адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина,Г.А. Урунтаева, Е.В. Бондаревская, И. С. Кон, Л. И. Божович, М. Феннел, Р. Бернс, Э. Эриксон и др.). Ими были рассмотрены сущность, структура и условия формирования самооценки, обусловлена связь с осуществлением различных видов деятельности детьми. Это дало широкую картину ее описания в данном исследовании.

Самооценка – центральный элемент самосознания, главное структурное образование, выступающий в качестве оценок себя, своих поступков и способностей. Она характеризует отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста – важное новообразование, которое формируется и претерпевает изменения с рождения, и имеет ряд особенностей: завышенный уровень, постепенная дифференциация, зависимость от оценки взрослых и др.

Был выявлен ряд педагогических условий для формирования адекватного уровня самооценки старших дошкольников и была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой формирование адекватной самооценки будет успешно при реализации данных условий:

• развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных форм совместной деятельности детей;

• целенаправленная реализация различных видов совместной деятельности дошкольников;

• систематическое исследование сформированности уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления следующей задачиисследования была использована система методик Г. А. Урунтаевой и методика «Лесенка» в модификации С.Г. Якобсон и В. Г. Щур, которые позволили выявить уровни сформированности самооценки на данном этапе. Диагностика показала, что у большинства детей группы, состоящей из 8 человек, сформирован адекватный уровень самооценки.

Были раскрыты основные направления по формированию адекватного уровня самооценки детей: общение со взрослыми, эмоционально-положительный климат в группе и др., а также обоснованы признаки и причины неадекватно завышенной и заниженной самооценки, и возможные направления по их преодолению.

Согласно последней задаче исследования подобраны методические рекомендации по теме курсовой работы: проанализирована программа и разработан перспективный план занятий, игр и бесед по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста, направленный на работу со всеми сферами личности.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалаева. – М.: Педагогика, 1990. – 278 с.

3. Атарова, А.Н. Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада [Текст] / А.Н. Атарова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – №1. – С. 123-128.

4. Бакаева, О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников [Текст] / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке материалы XI Международного зимнего симпозиума. – 2016. – С. 112-115.

5. Белкина, В.Н.Детская психология. Взаимодействие со сверстниками [Текст]: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 170 с.

6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С.31-38.

7. Белобрыкина, О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации [Текст] / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – №2. – С. 5–12.

8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: 1986. – 268 с.

9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

10. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – №2.

11.  Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией[Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2010. – №1.–54-65.

12. Бушаева, М.В. Программапо формированию адекватной самооценкиу детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/12/programma-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samootsenki-u-detey-starshego, свободный. – (Дата обращения: 16.11.2018).

13. Васильева, В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / В.С.Васильева // Электронный научный журнал. –2016.–№5(8). –С. 291-294.

14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

15. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки[Текст] /А. В. Гайфулин// Вестник ТГПУ. –2009. –№1. – С. 73-76.

16. Гипперейтер, Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка [Текст] / Ю. Б. Гипперейтер // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №2. – С.115-123.

17. Гонина, О. О.Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Юрайт, 2018. — 425 с.

18. Долгова, В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников [Текст] / В. И. Долгова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 100-105.

19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогаберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

20. Дюжакова, М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника [Текст] / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / Дюжакова, М. В. [и др.]. – 2016. – № 5. – С. 580-582.

21. Ибраева, А.Ю. Условия целенаправленного формирования самооценки у старших дошкольников [Текст] / Ибраева А.Ю. // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – № 3. – С. 59-62.

22. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М., 1978. – 367 с.

23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.

24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Институт практической психологии Воронеж: МОДЭК, 1997. — 384 с.

25. Лисина, М.И.Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И.Сильвестру. – М.: Владос, 2010. — 111 с.

26. Маркова, В.В. Теоретический анализ формирования нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / В.В. Маркова, М.В. Шевченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 47. – С. 186-192.

27. Морозова, Т.П. Влияние авторитета воспитателя дошкольного образовательного учреждения на формирование самооценки личности ребенка[Текст] / Т.П.Морозова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 38-42.

28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник / В.С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 456 с.

29. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин‐тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2‐е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

30. Практикум по возрастной психологии[Текст]:учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. –694 с.

31. Редей, Г. В. Формирование самооценки ребенка как важнейшее направление создания персонифицированной системы воспитания [Текст] / Г. В. Редей // Классный руководитель. - 2018. - № 2. - С. 34-40.

32. Самогаева, А. Д.Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению[Текст] / А. Д. Самогаева// Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 2. – С. 39-43.

33. Смирнова, Н.А. Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ [Электронный ресурс]// Образование и наука в современных реалиях: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 155-158. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/446/Action446-467302.pdf, свободный. – (Дата обращения: 20.10.2018)

34. Столяренко, Л.Д.Основы психологии [Текст]: практикум / Л.Д. Столяренко. –Ростовн/Д: Феникс, 2009. - 696 с.

35. Тищенко, Н.А. Формирование самооценки у дошкольника и её место в становлении личности [Текст] / Н. А. Тищенко // В сборнике: Наука в современном мире материалы XXIX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – 2017. – С. 162-166.

36. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 5. – С. 13-18.

37. Урунтаева, Г.А.Детская психология [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Г. А. Урунтаева. - 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. - 365с.

38. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. - 365 с.

39. Феннел, М. Как повысить самооценку /Мелани Феннел; пер. с англ. А.С Марушкиной, Е. Ю. Терентьевой. – М.: Астрель, 2007. – 287 с.

40. Фризен, А. В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / А.В.Фризен // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2013. –№ 52. –С. 99-100.

41. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки[Текст] / О. В. Хухлаева.– М.: Генезис, 2006. – 176 с.

42. Чербашева, Н.С. Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ[Текст] / Н.С.Чербашева,Е.И. Тимошина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. –2017. –Т. 2. –№ 4. –С. 146-149.

43. Чербашева, Н.С. Арт - терапия как средство коррекции заниженной самооценки у старших дошкольников[Текст] / Н.С.Чербашева, Е.И.Тимошина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 9. – С. 92- 97.

44. Чеснокова, И.И.Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука,1977. – 144 с.

45. Шавшаева, Л.Ю. Формирование самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Ю.А. Коршунова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2016. – № 2 (6). – С. 10-20.

46. Шавшаева, Л.Ю. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 250-253.

47. Шакирова,Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации [Текст] / Е.В. Шакирова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. –2018. –№3.– С. 40-45.

48.  Шмидт,А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников[Текст]/ А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 254-257.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.075 с.)