Первая серия. Рисование
Рис. 2. Карточки с узорами (легкий, средний, сложный)
Вторая серия. Трудовая деятельность.
Рис. 3. Ребенок, расставляющий обувь
Рис. 4. Ребенок, поливающий цветы
Рис. 5. Ребенок, стирающий полотенца
Приложение 2
Диагностика «Лесенка»
Рис. 6. Диагностический рисунок к методике «Лесенка» (В.Г. Щур)
Приложение 3
Таблица 6 -Критериально-уровневая шкала сформированности
Критерий
| Показатели
|
общая способность к самооцениванию
| адекватная реалистическая самооценка; адекватная оценка своих поступков и поступков других детей, результатов своей деятельности и деятельности товарищей; выделение некоторых критериев для оценивания себя и своей деятельности; умение дать характеристику выделенному критерию; выражение ее в развернутой речевой форме, ее мотивирование
|
реалистичность самооценки
| сформирован один из видов самооценки (реалистичная, завышенная, заниженная); не всегда адекватная оценка своих поступков и поступков других детей; адекватная оценка результатов своей деятельности и деятельности товарищей при помощи взрослых; выделение некоторых критериев для оценивания себя и своей деятельности; мотивируют свою оценку; не дает характеристику выделенному критерию; не выражает ее в развернутой речевой форме
|
обоснованность самооценки
| сформирована заниженная или завышенная самооценка; неадекватная оценка результатов своих поступков и поступков других детей, результатов своей деятельности и деятельности товарищей; не использует речевые формы, выражающие оценку; не выделяет некоторые критерии для оценивания себя и своей деятельности; не дает характеристику выделенному критерию; не выражает ее в развернутой речевой форме; не мотивирует свою оценку;
|
готовностьродителейкстановлению адекватной самооценки
| Высокий. Родители всегда готовы помочь своему ребенку, независимо от того, заняты они в данный момент или нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками. Дети растут самостоятельными, активными, любознательными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
Средний. Дети всегда находится под гнетом своих родителей, с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки (плач), показывают свою беспомощность. У детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений воспитателя. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезнет, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.
Низкий. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», демонстративно обижается. Ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.
|
Окончание таблицы 6.
Критерий
| Показатели
|
микроклимат в группе
| Высокий. Спокойствие, вера, доброжелательность, любовь к себе и окружающим. Активное взаимодействие друг с другом всех воспитанников группы. Между детьми возникают чувства сопереживания и сочувствия.
Средний. Возникновение мелких конфликтов с быстрым его устранением. Редкие взаимодействия друг с другом воспитанников группы. Не исключены мелкие обиды.
Низкий. Возникают конфликтные ситуации между детьми. Ябедничество, ссоры без примирения, обиды, плач. Приходится наблюдать в общении между детьми проявление жестокости, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
|
педагогическое взаимодействие
| Высокий. Воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, мимикой, жестами, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Дети в такой группе чувствуют эмоциональную поддержку.
Средний. Педагоги редко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации.
Низкий. Воспитатель характеризуется негативным отношением к своей работе. Всем своим поведением подчеркивает, насколько он выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения детей.
|
Приложение 4