Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание констатирующего этапа педагогического эксперимента
Для гармоничного развития личности старшего дошкольника и успешного взросления ребенка и формирования полноценной личности в целом, у дошкольника уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы представления о себе, своих действиях, деятельности и ее результатах, он должен адекватно оценивать свои возможности и мотивировать тот или иной выбор. Важным в реализации цели исследования является систематическое отслеживание эффективности выбранных методов и форм работы с детьми. С целью выявления сформированного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста нам необходимо было определиться с методами психолого-педагогической диагностики. Наиболее успешными и подходящими, на наш взгляд, являются система диагностики, разработанная психологом Г.А. Урунтаевой [37, с.255], а также методика «Лесенка» в модификации С.Г. Якобсон и В. Г. Щур[30, с. 556]. Первой была проведена система диагностики Г. А.Урунтаевой. Целью применения данной диагностики являлось исследование уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности. Первая серия. Рисование. Цель:исследование уровня самооценки в процессе продуктивной деятельности. Материал: карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные (приложение1);бумагу;цветные карандаши. Методика. Ребенку сообщается: "Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке - самые простые карточки. Это нарисовать легко. Здесь - потруднее, а это - самые трудные. Чтобы их нарисовать, нужно уметь хорошо рисовать. Если ты рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если ты умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные".Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем просят оценить свои работы. Вторая серия. Трудовая деятельность. Цель: исследование самооценки в процессе трудовой деятельности. Материал: сюжетные картинки: а) ребенок, расставляющий обувь; б) ребенок, поливающий цветы; в) ребенок, стирающий полотенца (приложение 1). Методика. ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: "Дети трудятся. Расставлять обувь проще всего. Поливать цветы труднее: нужно уметь набрать воды и полить так, чтоб не залить цветы и не оставить их без воды. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?"
Обработка данных. По каждой серии отдельно подсчитывается количество детей разного возраста с завышенной, заниженной или адекватной. О завышенной самооценке свидетельствует постановка целей, которых в реальной деятельности ребенок достигнуть не может. Представления о своих умениях и способностях у него выше, чем в действительности. Проявления заниженной самооценки таковы: ребенок ставит перед собой слишком легкие цели, боясь неудачи. Адекватная самооценка, т.е. объективная, проявляется, когда малыш ставит для себя достижимые цели, в ситуации неудачи уровень притязаний у него несколько снижается, а при успехе повышается. По итогам исследования были получены следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1 - Результаты диагностики уровней сформированности самооценки (Г. А. Урунтаева)
Далее для более объективного исследования самооценки была использована система диагностики «Лесенка» Якобсон С.Г. и Щур В.Г. (индивидуальный вариант). Цель: определение системы представлений ребёнка о себе, о том, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как между собой соотносятся эти представления. Материал: лист бумаги с изображением лесенки (приложение 2) Методика: перед ребенком лежит лист с нарисованной лесенкой, ему объясняется: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом инструкция повторяется еще раз.
Обработка и интерпретация результатов: Ступенька 1 – завышенная самооценка. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме» и пр. Ступенька 4 – заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)» Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. Ступенька 7 – резко заниженная самооценка. Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. В ходе беседы с детьми были получены следующие результаты (табл. 2)
Таблица 2 – Результаты диагностики уровней сформированности самооценки («Лесенка»)
Чтобы выявить полную картину и получить окончательные результаты исследования, необходимо объединить результаты применения обеих систем диагностик и свести результаты (табл. 3).
Таблица 3 – Сводные результаты исследования сформированности уровня самооценки
Таблица 4 – Анализ уровней сформированности самооценки детей в разных видах деятельности
Рис. 1. Анализ уровней самооценки детей в разных видах деятельности Педагогическое исследование было проведено нами в комфортной для дошкольников среде и знакомой для них форме – рисование и работа с карточками с изображениями, что вызвало у детей интерес и отвечало возрастным особенностям данной группы. Все это обусловило получение оптимальных результатов. Анализ результатов обеих диагностик позволил определить наличествующий уровень сформированной самооценки в процессе осуществления различных видов деятельности.
Согласно результатам диагностики, в группе респондентов завышенным уровнем самооценки обладает 2 ребенка, что составляет 25% от всего количества. Заниженная самооценка наблюдается также у 2 детей (25%). Данные об адекватно сформированной самооценке получены у 4 детей – 50%. На основании полученных результатов можно предположить, что работа по формированию адекватной самооценки детей осуществляется правильно и успешно, с учетом их возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей, требования ФГОС ДО и педагогические условия реализовались, а образовательный и воспитательный процесс шел эффективно. Таким образом, возникла необходимость в расширении знаний по вопросам формирования адекватной самооценки, изучения приемов, методов и форм по осуществлению данного процесса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.01 с.) |