Б. Тысячелетнее царство в истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Тысячелетнее царство в истории



Его корни в иудейской апокалиптике

Уже высказывалось мнение, что тысячелетнее царство в Откр. 20 выражено в символике, заимствованной из иудейской апокалиптики. Быть может, в иудейской апокалиптике трудно найти ясные слова о тысячелетнем царстве, но семена иудейских чаяний проросли в виде позднейших христианских толкований.

В книге «Тайны Еноха», также известной как Славянский Енох или Вторая книга Еноха (конец первого века н. э.), высказывается мысль, что один день творения соответствует тысяче годам земной истории (2 Еноха 32:2; 33:1, 2). Этот труд «создал предпосылки для рассуждений о всемирной седмице длиной в семь тысяч лет: шесть тысяч лет труда и скорбей от сотворения мира до суда, за которыми следует тысячелетие покоя и блаженства перед открытием врат вечности» (10, т. i, с. 196). Хотя эта идея не выражена в Откр. 20, она была распространена среди христиан в течение многих веков. (669)

В третьей Книге Ездры, написанной примерно в 100 году н. э., говорится о 400–летнем царствовании Мессии, после которого Мессия умрет и земля на семь дней погрузится в безмолвие; затем последует воскресение и последний суд (3 Езд. 7:28–32). Будучи изначально иудейской, эта книга была довольно рано взята на вооружение христианами.

Ранняя Церковь

Хотя некоторые ранние христианские авторы ясно понимали библейскую весть Откр. 20, у большинства возникали затруднения. Исследование трудов отцов Церкви приоткрывает завесу над той путаницей, которая существовала в головах многих.

В «Послании Варнавы» (примерно 100 г. н. э.) мы находим упоминание об учении, согласно которому история завершится через 6000 лет, так как земля была сотворена в шесть дней. Покой седьмого дня после сотворения мира символизировал Второе пришествие и уничтожение нечестивых (стих 15). Эта теория повторяется более поздними авторами; среди них Ипполит (ум. ок. 236 г. н. э.), который зашел так далеко, что попытался предсказать дату конца света (Комментарий на Даниила, 2:4–7), и Иероним (ок. 342 — 420 гг. н. э.; Письмо 140 к Киприану).

Папий, христианский писатель начала второго века, работы которого дошли до нас лишь фрагментарно, — один из первых проповедников милленаризма. Похоже, он понимал тысячелетнее царство как земное и материальное. Церковный историк Евсевий (ок. 260 — ок. 339 гг. н. э.) упоминал о его «странных учениях» о тысячелетнем царстве, когда после воскресения Христос установит материальное царство на земле (Церковная история, 3.39.11,12).

Иустин Мученик (ум. ок. 165 г. н. э.) пламенно верил во Второе пришествие Христа и в буквальное воскресение. После этого воскресения настанет «благословенная тысяча лет в Иерусалиме, который будет в то время отстроен, увеличен и украшен» (Диалог с Трифоном–иудеем», 80). Он цитирует Ис. 65:17–25, где вроде бы говорится о «тысяче годах». Наконец, Иустин особо ссылается на пророчество Иоанна о том, что святые будут «жить тысячу лет в Иерусалиме», после чего произойдет «воскресение осуждения» (там же, 81).

Ириней (ок. 130 — ок. 200 гг. н. э.) был сторонником премилленаристских взглядов, подчеркивая при этом буквальное воскресение при Втором пришествии. За ним должно последовать «время царства», которое он не ограничивал конкретными сроками. После этого состоится суд у «великого белого престола» (Против ересей, 5.35.2). Мефодий Олимпийский утверждал, что после воскресения святые «будут праздновать с Христом тысячелетие покоя». По окончании 1000 лет они перейдут к «более великим и славным вещам» (Пир десяти дев, 9.5).

Неортодоксальный писатель Керинф (второй век н.э.) учил, согласно историку Евсевию, что после воскресения на земле наступит Царство Христово, и всякая плоть снова будет предаваться похотям и наслаждениям. Тысячелетний период пройдет в пирах и безнравственных развлечениях. В это же время будут приносить жертвоприношения животных (Церковная история, 3.28.2–5).

Тертуллиан (ок. 160 — ок. 230 гг. н. э.) был великим локомотивом распространения христианства в Карфагене. Он твердо верил, что воскресение произойдет при Втором пришествии Христа в конце мира сего (О воскресении плоти, 22). Он далее утверждал, что в течение тысячи лет после Второго пришествия святые будут жить на этой земле и наследуют «построенный Богом град Иерусалим». После этого времени покоя святые преобразятся в мгновение ока и будут переселены в Царство Небесное (Против Маркиона, 3.25).

Лактанций, писавший ради духовного наставления сына императора Константина, считал, что тысячелетнее царство наступит после уничтожения нечестивых и воскресения святых. Во время тысячелетнего царства святые «произведут необычайно многочисленное племя», будут «судить живых» и «поработят остальные народы». В его описании мира, который будет царить в это время, библейские идеи переплетаются с цитатами из «Сивиллиных оракул» и латинской поэзии (Божественные установления, 24).

Как можно видеть, библейское учение о тысячелетнем царстве было вскоре искажено, что снискало ему дурную славу. Иероним следующим образом выразил свое недовольство: «У святых никогда не будет земного царства, а только небесное. На этом давайте прекратим все дебаты о тысячелетнем царстве» (Комментарий на Даниила, 7:17).

Августин

Когда ранняя Церковь представляла собой гонимое меньшинство, надежда на тысячелетнее царство утешала и радовала христиан. Но когда Церковь стала общепризнанным и могущественным учреждением, заняв доминирующее положение в мире, стало легче считать современный век особым Божьим благословением с целью повсеместного распространения Евангелия. Это подготовило почву для аргументированного истолкования роли Церкви, которое Августин предпринял в своем труде под названием «О Граде Божьем» (написанном примерно в 413 г. н.э.).

В своем истолковании Откровения Августин во многом полагался на «семь правил» и исходные предпосылки Тихония, донатиста четвертого века. Следуя изобретенным им самим правилам, Тихоний объявил первое воскресение духовным (совершающимся в момент обращения грешника), а второе буквальным (при Втором пришествии). Тысячелетнее царство, таким образом, стало у него тысячелетним правлением святых на земле, которое уже началось после первого пришествия Христа. Кроме того, Тихоний сократил 1000 лет до 350 (на основании времени, времен и полвремени) и утверждал, что Церковь и есть Новый Иерусалим в Откровении 21.

Следуя Тихонию, Августин расположил тысячу лет между Первым и Вторым пришествиями Христа. С момента свержения сатаны с неба (Откр. 12), «Царство Божье» движется к победе на нашей земле. Первое воскресение в Откр. 20:6 стало у него духовным воскресением души в момент обращения, а не буквальным воскресением при Втором пришествии. Тысячелетнее царство, (670) описанное в Откр. 20, происходит на земле. Сатана был скован и лишился возможности обольщать Церковь. Августин признавался, что поначалу верил в тысячелетие после Второго пришествия, но затем изменил свое мнение — отчасти по причине крайних воззрений приверженцев этой теории. Последние утверждали, будто «воскресшие будут предаваться неумеренным пиршествам и ублажать плоть свою таким количеством мяса и вина, что не только шокируют таким поведением сторонников воздержания, но и перейдут все мыслимые и немыслимые границы. Подобным утверждениям могут верить лишь плотские люди» (О Граде Божьем, 20.7).

Точка зрения Августина, будто христианская эра и есть обещанное тысячелетнее царство, стала преобладающей в Средневековье. Она оставалась теологическим ориентиром и для протестантских реформаторов, а также послужила основой для многих современных истолкователей Библии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.005 с.)