Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура волшебной сказки (В.Я. Пропп)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура: I. Один из членов семьи отлучается из дома II. К герою обращаются с запретом III. Запрет нарушается IV. Антагонист пытается произвести разведку V. Антагонисту даются сведения о его жертве VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его X. Искатель соглашается или решается на противодействие XI. Герой покидает дом XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу XVII. Героя метят XVIII. Антагонист побеждается XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется XX. Герой возвращается XXI. Герой подвергается преследованию XXII. Герой спасается от преследования VIII b i s. Братья похищают добычу Ивана X--XI b i s. Герой вновь отправляется на поиски XII b i s. Герой вновь подвергается действиям, ведущим к получению им волшебного средства. ХIIIb i s. Герой вновь реагирует на действия будущего дарителя XIV b i s. В распоряжение героя попадает новое волшебное средство XV b i s. Герой доставляется или привозится к месту нахождения предмета поисков XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания XXV. Герою предлагается трудная задача XXVI. Задача решается XXVII. Героя узнают XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается XXIX. Герою дается новый облик XXX. Враг наказывается XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется Как распределяются означенные круги по отдельным сказочным персонажам? Здесь возможны три случая. 1) Круг действий в точности соответствует персонажу. Яга, которая испытывает и награждает героя, животные, просящие о пощаде и передающие Ивану дар, -- чистые дарители. Конь, который доставляет Ивана к царевне, помогает ее похитить, решает трудную задачу, спасает от погони и т. д., -- чистый помощник. 2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий. Железный мужичок, который просит о выпуске из башни, затем дарует Ивану силу и дает ему скатерть самовертку, а впоследствии помогает убить змея, является одновременно и дарителем, и помощником. Особого рассмотрения требуют благодарные животные. Они начинают как дарители (просят о помощи или пощаде), затем они предоставляют себя в распоряжение героя и становятся его помощниками. Иногда случается, что животное, освобожденное или пощаженное героем, просто исчезает, не сообщив даже формулы вызова его, но в критический момент оно является в качестве помощника. Оно награждает действием непосредственно. Оно может, например, помочь герою перебраться в иное царство, или оно достает ему предмет его поисков и др. 3) Обратный случай: один круг действий распределяется по нескольким персонажам. Так, если змей убит в бою, он не может преследовать. Для преследования вводятся специальные персонажи: жены, дочери, сестры, тещи, матери змеев -- его женская родня. Элементы испытания героя, его реакции на это испытание и награждение (ДГZ) иногда также распределяются, хотя такое распределение чаще бывает художественно неудачным. Испытывает один персонаж, а случайно награждает другой. Что функции царевны распределяются между ею и отцом, мы уже видели выше. Но чаще всего это явление касается помощников. Здесь прежде всего следует остановиться на отношении между волшебными средствами и волшебными помощниками. В.Я. Пропп выделил сказки шести сюжетных типов3: - сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником); - сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха; - сказки о чудесном помощнике; - сказки о чудесном предмете; - сказки о чудесной силе или умении; - прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп). Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям: - вредитель (антагонист), - даритель, - чудесный помощник, - похищенный герой (искомый предмет), - отправитель, - герой, - ложный герой Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой. Пример вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них). 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие. 3. Показать, что становится объектом насмешки народа. 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа. 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение. 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое. 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения. 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах? 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам. 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий. 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям. 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения. 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие. 15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность. 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание? 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то. 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки. 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное. 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя. 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа). 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре? 27.Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения. Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей обусловлено тремя основными факторами: первый — профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей; второй — проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению; третий — не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка. Коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение та кой системы возможно в результате совместных усилий как само го ребенка, так и родителей, воспитателей, учителей. В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребенка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы. Гиперактивное поведение При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения: · эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках · избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко; · давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить; · поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование); · ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка; · оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля; · предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию. Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребен ка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.012 с.) |