Объединение вокруг омейядов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединение вокруг омейядов.



Али хотел решить вопрос о возможности решения мирными путями и готов был к примирению с омейядами. Это не понравилось части более радикально настроенных его сторонников, и они покинули своего лидера. Следовательно, появилась еще одна «секта» в исламе – Хариджиты – отрицали демократического соглашения без насилия.

Одновременно с внутриполитической борьбой шло расширение территории Халифата. Целью было распространить Ислам. Исламизация на захваченных территориях шла постепенно. Расширение территории требовал других способов руководства этих территорий. Еще со временем второго халифа Омара появляются зачатки государственного аппарата. В это же время появляется постоянно действующая армия (изначально ополчение). Выстраиваются более четкие элементы налоговой системы. Эти моменты ознаменовали создание арабского государства.

Четвертый халиф – Али (656-661 гг.) – двоюродный брат и зять пророка. Большая часть его правления было связано с попытками решать вопросы с омейядами, с хариджитами и т.д. Был убит заговорщиками-хариджитами.

С гибелью четвертого халифа закончилась эпоха «Праведного Халифата», т.к. в исламской традиции этот период считался эпохой счастья, образец идеального общественного устройства.

(по лекциям, который скинул Олег Николаевич)

К началу VII в. значительная часть Аравии была вне пределов крупных государственных образований. Возникновение политического вакуума способствовало возвышению крупного торгового и религиозного центра — Мекки.

К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда. Этим было положено начало Арабскому государству, в котором господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших ислам арабских племен.

После смерти Мухаммеда летом 632 г. халифом («заместителем» пророка) был избран Абу Бакр (632—634 гг.). После его смерти халифом стал Омар (634—644 т.). Они оба вели простой образ жизни.

Халиф соединял в своих руках власть светскую (эмират) и духовную (имамат).

Уже при первом халифе началось завоевательное движение арабов. Международная обстановка была весьма благоприятной для успеха арабских завоеваний и распространения ислама: шла война Византии с Ираном.

В то же время арабы-мусульмане не имели над своими противниками превосходства (ни численного, ни технического). Арабы не имели осадных орудий и, тем не менее, города им, как правило, быстро сдавались. Можно сказать, что завоевание совершили не столько, арабские войска, сколько учение ислама.

За короткий промежуток времени в 12 лет, когда правили Абу Бакр и Омар, арабы успели нанести поражение и Восточно-Римской империи, и империи Сасанидов в Персии. Иерусалим, священный город иудеев и христиан, был занят арабами, вся Сирия, Ирак, Персия и Египет стали частью новой Арабской империи.

Образовавшееся в результате завоеваний обширное арабское государство — Халифат — сильно отличалось от арабского государства первых лет его существования. До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Ислам распространялся постепенно. Новообращенным халифы предоставляли различные льготы, но до середины IХ в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам.

Правление третьего халифа, Османа, носило явно аристократический характер (644—656 п). Осман происходил из богатого мекканского рода Омейя. Всю высшую гражданскую власть он передал в руки своих родственников и их приспешников, а военную — в руки связанных с ними племенных вождей

Рост социального неравенства вызвал сильнейшее недовольство народных масс арабского общества.

Недовольство народа использовали в своих целях сторонники Али. Они назывались шииты (от арабского, слова «шиа» — группировка, партия). Шиизм, первоначально представлявший только политическое течение, позднее превратился в особое направление в исламе.

Четвертым халифом был избран Али (656—661 гт.). Но курайшитская знать не могла примириться с потерей власти. Наместник Сирии Муавия из рода Омейя не признал Али и начал с ним войну. Али же, несмотря на широкую поддержку, был готов идти на компромисс с Муавией.

Такая политика Али вызвала в его лагере недовольство и раскол. От него отошло большое количество его прежних сторонников. Они получили наименование харийжитов (ушедших, восставших). Хариджиты выдвинули лозунг возвращения к «первоначальному исламу» – ­строй социального равенства всех мусульман с передачей земель в общее владение мусульманской общины и равным разделом военной добычи.

 

Халифат Омейядов (661-750).

В 661 г. Али был зарезан в Куфе одним хариджитом, а немного позднее в Кербеле был зверски убит его сын Хуссайн вместе со своим семейством. В выигрыше оказался соперник Али — Муавия. Власть перешла к Омейядской династии (661—750 гг.).

Между тем арабы продолжали продвигаться в обе стороны, на восток и на запад. На востоке пали Герат, Кабул, Балх и арабы дошли до реки Инд и до Синда. На западе же они все шли и шли вперед. Арабы прошли всю Северную Африку, пока не достигли Атлантического океана. Из Марокко они переправились через узкий пролив в Испанию. Испания была быстро покорена, и арабы хлынули в Южную Францию. Но там их остановила коалиция во главе с Карлом Мартеллом.

Кочевники пустыни стали гордыми правителями огромной империи. Их называли сарацинами (вероятно, от слов сахра и нашин — обитатели пустыни). Но обитатели пустыни довольно скоро начали увлекаться роскошью и городской жизнью. В их городах стали расти дворцы. Халиф превратился теперь в абсолютного монарха. Не осталось и следа от демократии или выборности халифов. Они ничем не отличались от других абсолютных монархов того времени.

Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли земли Сасанидских царей и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения.

Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии и Египте была объявлена государственной собственностью, а сидевшие на этих землях крестьяне стали наследственными арендаторами, обладаемыми поземельной податью. Остальные земли были постепенно присвоены арабской знатью.

На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему отношений. Но многие «сподвижники пророка» использовали и в земледелии, и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. Рабовладельческие отношения в Халифате VII-—VIII вв. были еще очень крепки.

Арабизация Ирака и Сирии протекала быстро. Арабизация Египта и Северной Африки проходила гораздо медленнее. А страны Закавказья, Иран и Средняя Азия так и не были арабизованы.

Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью государства. Меньшую часть земельного фонда составляли земли халифской фамилии (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности. Эти земли (мульк) продавались и покупались. При Омейядах господствовали еще недостаточно развитые формы частной собственности — в виде государственных и мульковых земель. Но при этой династии появились уже зачатки и условной собственности на землю: земли, отдаваемые за службу военным людям (катиа), и более обширные территории, передаваемые арабским племенам, как кочевым, так и земледельческим (хима).

Земля обрабатывалась в основном крестьянами, хотя часть арабских землевладельцев продолжала сочетать труд крестьян с трудом рабов. Размеры поземельной подати (харадж) при Омейядах резко возросли. Часть собранных с государственных земель средств шла в виде жалования военным чинам и в виде пенсий и субсидий — членам фамилий «пророка» и его «сподвижников».

Омейяды сделали своей столицей Дамаск. В этот период арабы создали особый стиль в архитектуре, который известен как сарацинский или мавританский.

Постепенно наметилось еще одно крупное, но весьма печальное изменение. Оно касалось положения женщин. Успех побудил арабов все больше и больше подражать обычаям двух древних окружавших их империй — Восточно-Римской и Персидской. Затворничество женщин у арабов является главным образом результатом влияния Константинополя. Постепенно складывалась гаремная система, и социальное общение мужчин и женщин становилось все более редким явлением. Затворничество женщин стало характерной чертой мусульманского общества.

Недовольство широких народных масс в завоеванных странах политикой Омейядов было огромно. Во главе недовольных стояли последователи шиитов и хариджитов, а в 20-х гг. VIII в. появилась еще одна политическая группировка, которая получила наименование аббасидской, так как она возглавлялась Аббасидами, богатыми землевладельцами в Ираке, потомками Аббаса — дяди Мухаммеда

В 40-х гг. VIII в. в Средней Азии началось восстание под руководством Абу Муслима, которое положило конец царствованию династии Омейядов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)