Арабская средневековая культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабская средневековая культура.



http://iessay.ru/ru/other/istoriya-srednih-vekov/stati/arabskij-halifat/kultura-arabskogo-mira-srednevekovya

Наибольшего расцвета арабская культура достигла в VIII - XII вв. В это время было записано много текстов доисламской арабской устной поэзии. Первым памятником арабской письменности стал Коран, написанный рифмо­ванной прозой. В XIII в. была создана первая редакция знаменитого сборника сказок «Тысяча и одна ночь».

Бурно развивалась и система образования. Её основу составляли медресе (религиозные учебные заведения), где можно было получить среднее и высшее образование. Вместе с Кораном и мусульманским богословием здесь также изучали точные и естественные науки. В больших городах начальное образование давали частные учителя. В деревнях и небольших городах эту функцию выпол­нял местный мулла.

Арабы сделали значительный вклад в развитие науки. Местами сосредоточения образования, науки и культуры были многочисленные библиотеки, наполненные литературой разных жанров: от специаль­ной до художественной. В странах Арабского халифата книги были относительно недорогими.

Арабы достигли удивительных результатов в мате­матике, медицине, астрономии, географии. Арабские ученые создали алгебру и усовершенствовали индийскую циф­ровую систему, введя нуль. И хотя современные цифры зародились в Индии, в Европе они стали известны бла­годаря арабам, поэтому и называются арабскими.

Во многих городах халифата функционировали обсерватории.

Тогдашнее арабское искусство было представлено прежде всего архитектурой. Арабы возводили монументальные сооружения: мечети, дворцы, бани. Мечеть была главным сооружением города. Она состоит из двух частей: широкого двора с колод­цем для ритуальных действий и молитвенного зала.

 

Китай в III—VI вв.

В III в. Китай переживал глубокие социальные и политические потрясения. Ярким проявлением этих потрясений было падение Ханьской империи. Концом империи принято считать 220 г. — когда был низложен последний император Ханьского дома. Три полководца императорской армии поделили между собой империю, образовав на ее месте три царства. Северное получило наименование Вэй, юго-западное — Шу, юго-восточное — У.

Началась эпоха «Троенарствия» (220—265 гг.)

Во время Троецарствия укрепляются и расширяются «сильные дома». Происходит сословное деление общества на «подлый народ» и «добрый народ».

Восстановить государственное единство Китая удалось самому сильному из трех царств — Вэйскому. Под ударами вэйских полководцев пало царство Шу. Затем полководец Сыма Янь низложил своего государя. Он провозгласил себя императором новой династии Цзинь (265—316 гг.). В 280 г. пало и царство У.

Китай был вновь объединен под властью одной династии. Земля была объявлена собственностью государства. Вводилась надельная система. В целях налогообложения все население делилось на три возрастные категории.

Новая система землепользования и налоговая политика способствовали подъему сельского хозяйства. Политическая и экономическая стабилизация в стране стимулировали рост народонаселения.

Однако создать оптимальный вариант сочетания интересов казны и землевладельцев удалось лишь в центре. Со смертью Сыма Яна (289 г.) вновь начались конфликты между центральной властью и владельцами уделов, борьба за власть и престол. В итоге одного из отпрысков дома Сыма провозгласили императором династии Восточная Цзинь (316—419 гг.).

Раздираемое смутой Цзиньское государство стало легкой добычей кочевников. Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху - период Южных и Северных династий.

В империи Восточная Цзинь осуществлялась надельная система землевладения. Трудовая повинность повсеместно была заменена налогом зерном. Происходила концентрация земли в руках «сильных домов». Крестьяне прикреплялись к земле.

В начале V в. восстание крестьян, рост противоречий внутри правящих кругов привели к падению династии Восточной Цзинь.

После этого сменились еще четыре династии. Отдельные попытки отвоевать Север были безуспешными.

А на Севере с начала IV по конец VI в. господствовали кочевые племена. Их государства отличались неустойчивостью и легко распадались, пока не установилось правление династии Северных Вэй (386—534 гт.).

Вэйский двор создал органы власти по китайскому образцу. Он стремился закрепить право государства распоряжаться землей, ограничив рост крупных землевладений и введя надельную систему.

Но постепенно вэйский двор все более терял контроль над сильными домами. Северо-Вэйская держава распалась на Западное и Восточное государства. В середине VI в. к власти в них окончательно пришли китайцы.

Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжала развиваться материальная и духовная культура. Разделение страны и нашествия варваров открыли дорогу буддизму. Из множества его направлений выделилась Чаньская школа. Во II-—V вв. происходит становление даосизма как достаточно широкого религиозного течения.

 

Империя Тан.

В 581 г. престол бывшего Северо-Вэйского государства перешел в руки полководца Ян Цзяня, который основал династию Суй (581—618 гг.).

Однако чрезмерная роскошь и расточительность двора, агрессивная внешняя политика истощили финансы государства. Обострившиеся социальные противоречия привели к вспышке народных восстаний и мятежей.

В 618 г. военачальник Ли Юань свергнул Ян Гуана и объявил себя императором. Новая династия получила название Тан (618—906 гг.).

В 626 г. сын Ли Юаня вступил на престол под именем Тай-изуна (626—649 гг.). Его царствование стало временем, когда новая империя приобрела законченный вид. При Тай-изуне сформировался всеобъемлющий кодекс законов. Уложения, касавшиеся организации чиновничества, достигли полноты и отточенности.

Время правления Сюань-изун (713—756 гг.) стало временем наивысшего подъема Танской империи. Это было время невиданного блеска придворной жизни, расцвета танских столиц, замечательных достижений в литературе и искусстве.

Танскую эпоху обычно делят на два периода:

1 — с 20-х гг. VII в. примерно до середины VIII в. — характеризовался внутренним прогрессом и расцветом внешнего могущества империи.

2. — с середины VIII в. до распада империи в начале Х в. — ознаменовался постепенным политическим упадком, децентрализацией и непрестанным нажимом кочевников.

Политический строй танского Китая сохранял черты древнекитайских деспотий. Власть императора была неограниченной. Императору помогал совет, в который входили некоторые высшие придворные сановники и министры шести ведомств. Кроме того, существовали специальные управления (приказы).

В Танской империи имелись три столицы. Вся администрация находилась в Чанъани.

Страна делилась на провинции, области и уезды. Во главе каждой из этих административных единиц стоял назначенный императором чиновник. Уезды делились на сельские округа. Низшей единицей являлась сельская община — пятидворка во главе со старостой.

Социальная организация Танской империи строилась на принципе сословного деления. Основными сословиями считались: «служилые чины» (богуань), включающее всю совокупность гражданских и военных чинов и («добрый народ» (лянминь) — крестьяне. Помимо этих двух сословий существовал «подлый народ» (изяньминь), т.е. рабы.

В первый период, особенно в VII в., наблюдался подъем сельского хозяйства и ремесел. Расширялась внутренняя и внешняя торговля. Танская эпоха была периодом расцвета китайской науки и культуры. Появилась ксилография, порох стал применяться в военных целях, широко развилось историописание. Танские поэты подняли искусство стихосложения на небывалую высоту. Конфуцианская этика становится образом жизни.

Но постепенно в могущественной Танской державе нарастают кризисные явления. В VIII в. происходит ослабление надельной системы и централизации, усиление политической раздробленности страны.

В конце 755 г. поднял мятеж могущественный губернатор северо-восточной окраины империи Ань Лу-шань. Столицы пали практически без боя. Восстание Ань Лу-шаня нанесло империи непоправимый ущерб.

В 60—70-х гг. VIII в. постепенно осуществлялась реформа налогового обложения. Все прежние налоги и повинности были заменены единым налогом с имущества. Была узаконена свободная купля-продажа земли. Она знаменовала официальное признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности.

В IХ в. ухудшилось финансовое положение империи. Резко вздорожал рис.

Окончательно свело на нет власть династии второе великое восстание — восстание Хуан Чао (881—884 гг.).

Северный Китай был захвачен кочевниками-киданями. В стране возникали мелкие государства и княжества, а их властители претендовали на троy.

С 906 по 960 гг. на севере Китая сменяют друг друга пять династий, а на юге возникает десять независимых царств - это время получило название «Эпохи пяти династий и десяти царств».

 

Империя Сун.

Время правления Сунской династии разделяется на два периода: северный (960—1127 гг.) и южный (1127—1279 гт.).

Северный период:

В начале 960 г. армия, участвовавшая в киданьской экспедиции, объявила своего командующего Чжао Куан-иня императором Китая. С этого времени начинается период правления династии Сун (960—1279 гг.). Столицей империи стал город Бянь (современный Кайфын).

Внутреннее управление Сунской империи действовало прообразу Танской. Однако число и размеры частных поместий продолжали расти. Большими земельными массивами владели «сильные дома» — влиятельные сановники и крупные чиновники.

Крестьянские хозяйства в это время делились на две категории: «хозяйские дворы» и «гостевые дворы».

Первые имели собственную землю и свои орудия производства.

Вторые работали на государственной земле или на земле частных владельцев, отдавая за это, как правило, половину урожая.

Налогообложению подлежало практически все (земли, жилище, зерно, скот, сельскохозяйственный инвентарь, одежда, лодки, экипажи и так далее.). Основным налогом в Сунской империи считался земельный налог. Важную роль играл и подушный налог, введенный еще в первой половине Х в. Многочисленными были косвенные налоги.

Объединение страны династией Сун и ликвидация внутренних преград, мешавших хозяйственному обмену между отдельными районами, явилось толчком для дальнейшего развития производительных сил.

Товарно-денежные отношения в Сунской империи получали все больший размах, вследствие чего потребность в деньгах непрерывно росла. С конца Х в. стали распространяться бумажные деньги.

В середине ХI в. в Китае зарождается реформаторское движение, направленное на укрепление экономической и военной мощи государства.

Х— ХIII вв. ознаменованы невиданным натиском на границы империи со стороны соседних государств. В ХI в., стремясь откупиться от них, Сунское правительство ежегодно выплачивало огромную контрибуцию сначала тангутам, а затем киданям. В ХII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.013 с.)