Становление отечественной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление отечественной психологии.



Психология человека

Психология как наука

l Научная и житейская психология. Особенности психологии как науки, ее место среди других наук.

l Проблема предмета психологии.

l Отрасли современной психологии.

l Методология психологии: основные методологические принципы, методы психологии

    Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Официально научная психология возникла в 1879 г., когда немецкий психолог   В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Отличия житейских психологических знаний от научных:

1) житейские конкретны – научные обобщены;

2) интуитивный характер – р ациональны иосознанны;

3) передача знаний затруднена – знания накапливаются и передаются;

4) источник знаний: наблюдения и размышления – эксперимент;

5) знания ограничены – знания постоянно расширяются.

Предметом научного изучения психологии человека являются факты, закономерности и механизмы регуляции человеком собственного поведения и жизнедеятельности.

Психика – это свойство мозга отражать объективную действительность, субъективный образ мира, виртуальное сжатие природы.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, переработкой информации. Основные функции психики: отражательная и регулятивная.

l 1. Отрасли психологии по различным видам деятельности человека.

l 2. Отрасли психологии по принципам развития человека.

l 3. Отрасли психологии по психологическому аспекту отношений личности и социальных групп.

l   Общая психология

l Психология человека

 Основные их виды психических явлений: процессы, свойства, состояния.

Методология науки, уровни методологии:

- общая методология, которая включает в себя философский подход к пониманию человека и его сущности, общие принципы познания явлений действительности.

- частная методология, которая является реализацией общефилософских принципов познания применительно к психологии познания человека; служит основой для разработки психологических теорий.

- третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов и методик.

 Методологические принципы: принцип детерминизма (причинно-следственные отношения всех психических явлений), принцип системности (описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического), принцип развития.

Метод – способ познания.

Классификация методы психологического исследования (Б.Г.Ананьев)

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

2. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические (тесты, анкеты и вопросники, социометрия, беседа и интервью), праксиметрические (хронометрия, оценки продуктов человеческой деятельности), биографические методы и методы моделирования.

3. Методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный (выделение типов, категорий и т.п.) анализы.

4. Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения - это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности человека с целью последующего их анализа и истолкования.

Метод эксперимента - специально организованная исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей. Исследователь создает особые экспериментальные условия для выявления причинно-следственных зависимостей, изменяет эти условия.

Метод тестов - п редназначен для установления и измерения различий между людьми или между реакциями индивидов в разных условиях. Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизированное измерение.

1.2. Основные этапы развития психологии как науки.

Предмет истории психологии: закономерности формирования и развития взглядов на психику. 

Методы истории психологии: историко-генетический, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период; историко-функциональный (анализ преемственности высказанных идей); биографический; метод категориального анализа.

Этапы развития психологии:

1. Донаучный этап, до YII – YI вв до н.э. Предметом изучения - душа. (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Демокрит - создатель атомистической модели мира считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Аристотель считается основателем психологии, его трактат "О душе" - первое специальное психологическое сочинение. Душа неотделима от тела, является его формой. Выделил 3 души: растительную, животную и разумную. Платон рассматривает душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него.

2. Философский период (YII век до н.э. – XIX век н.э.). В эпоху Возрождения предметом изучения становится сознание. Рене Декарт считается основоположником рационалистической философии, интро­спективная трактовка сознания Дж. Локка

3. Период ассоциативной психологии (конец XYIII середина XIX века). Предмет изучения – познавательные процессы и поведение. (Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж. Локк, Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли, Т.Браун, Дж.Милль Г.Эббингауз).

4. Период экспериментальной психологии (середина XIX – начало XX века). Предмет изучения – элементы психики, их взаимосвязь и законы. (В.Вундт, Ф.Брентано, И.М.Сеченов и др.).     Вундт «Лекции о душе человека и животных». 2 направления исследования: анализ индивидуального сознания и «психологию народов». Метод интроспекции.

5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-ые года XX века). Структурализм (Э.Титченер) – элементы психики, функционализм (Ф.Брентано, К.Штуипф, Х.Эренфельс, Т.Липпс, У.Джемс, Д.Дьюи, Г.Кэрр, Д.Энджелл, Р.Вудвортс, Г.Мид) – функции психики.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон. Предмет психологии - поведение. Основная формула бихевиоризма S ® R. Виды реакций. Навык и научение. Принцип обуславливания. Необихевиоризм. У. Хантер. Э. Толмен. Цель. Детерминация поведения. Когнитивная карта. К. Халл. Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера. Подкрепление. Программированное обучение.

Гештальтпсихология. Х. Эренфельс. Свойство транспозиции. Лейпцигская школа (Ф. Крюгер, Й. Фолькельт, Ф. Зандер). Комплексные качества как целостные переживания. М. Вертгеймер - начало гештальтпсихологии. Эффекты восприятия. Проблема целостности. Законы гештальта. Мышление. В. Келер. Принцип изоморфизма. Инсайт. К. Кофка. Усложнение структур в развитии. Целостный образ - динамическая структура. Э. Рубин. Феномен фигуры и фона. К. Левин.

Глубинная психология. Психоанализ З. Фрейда. Либидо. Эрос и танатос. Три сферы психики. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Оно - Я - Сверх-Я. Психологические механизмы защиты (регрессия, вытеснение, изоляция, проекция, сублимация и др.). К.Г. Юнг: аналитическая психология, три уровня психики: сознательное, личностное бессознательное, коллективное бессознательное. Архетипы. Типология личности. Интроверт и экстраверт. А. Адлер: индивидуальная психология. Стремление к превосходству. Комплекс неполноценности. Компенсация. Жизненные стили. Неофрейдизм: К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен.

6. Дальнейшее развитие психологических школ в 40 -60ых годах XX века. Предмет изучения -внутренняя сущность человека (гуманистическая и экзистенциальная психологии) и познавательные процессы и развитие интеллекта (генетическая и когнитивная психологии). Гуманистическая психология. А. Маслоу: мотивация, иерархия потребностей. Самоактуализация. К. Рождерс. Я - концепция. В. Франкл. Стремление к поиску и реализации смысла. Экзистенциальный вакуум.

7. Современный этап развития психологии (60ые годы XX века – до настоящего времени). Характерна тенденция к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

Деятельность.

l Понятие «деятельность». Сущность деятельности. Проблема деятельности в отечественной психологии.

l Основные виды деятельности.

l Структура деятельности.

l Понятия: активность, жизнедеятельность, деятельность, действия, операции, интериоризация.

В отечественной психологии разработан деятельностный подход к пониманию развития и функционирования психики (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Индивидуальность человека

Динамическую сторону психической регуляции обеспечивает темперамент, содержательную – характер, продуктивность и эффективность – способности.

Темперамент.

Темперамент – природно обусловленная формально- динамическая сторона индивидуальности человека, тесно связанная с его конституцией (морфологическими, биохимическими, физиологическими характеристиками).

Концепции темперамента:

Гиппократ - гуморальная концепция: Т зависит от соотношения 4-х жидкостей организма. В 18 в. И.Кант разработал феноменологическую характеристику типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

В начале 20 в. Конституционные теории.

Э.Кречмер – особенности строения тела лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик, тип телосложения определяют тип темперамента: шизотимик, иксотимик, циклотимик.

У.Шелдон – оценивал телосложение по развитию 3-х основных тканей: эктоморфы (кожа, волосы); эндоморфы (внутренние органы); мезоморфы (костно-мышечнач система). Типы телесной организации сопоставил с типами темперамента: церебротония, висцеротония, соматотония.

И.П.Павлов: 3 свойства НС сила, уравновешенность, подвижность образуют тип НС(4)

сильный

слабый

уравновешенный

Неуравновешенный

подвижный инертный
сангвиник флегматик холерик меланхолик

 

Психологическая характеристика темперамента

В.С.Мерлин выделил свойства темперамента: сензитивность, реактивность и активность, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость.

Г.Айзенк описывает типы темперамента как сочетание 2-х свойств: экстраверсии и нейротизма.

В.М.Русалов выделил 4 свойства темперамента.

1) эргичность- активность, напряженность, жажда деятельности; общительность, стремление к лидерству – расслабленность, пассивность; социальная пассивность, замкнутость.

2) пластичность –легкость переключения, гибкость – ригидность, консерватизм, однообразие.

3) темп – скорость исполнения программы поведении.

4) эмоциональная чувствительность –спокойствие, уверенность, нечувствительность к неудачам; оценкам – неуверенность, беспокойство, тревожность, чувствительность к неудачам в работе, общении, впечатлительность, ранимость.

2.2.2. Характер – это индивидуальное сочетание сущностных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Раскрывает: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в определенной ситуации.«Характер — психологический склад личности, выраженный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле» (Н. Д. Левитов). Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Акцентуация характера, по Е.А.Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы от­клонения в поведении человека

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

1. Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3.   Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настрое­ния, причем часто оно непредсказуемо. Находясь в по­давленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко все­му: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Они обычно застенчивы. Рано формируется чувство долга, обнаруживаются высо­кие моральные требования к себе и к окружающим людям. Обнаруживают большую привязанность в дружбе.

6. Психастенический тип. Склонность к размышлениям и рассуж­дениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью дей­ствий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир не­редко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечения­ми.

8. Эпилептоидный тип. Их типичные черты — жестокость, властность, себялю­бие. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя неред­ко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преиму­ществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружаю­щими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоян­ного внимания к собственной особе. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и орга­низаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро тер­пят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабоволь­ного, плывущего по течению человека. Обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к без­делью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе про­фессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в груп­пе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жиз­ненное кредо — «быть как все».

 

2.2.3. Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Всякая способность развивается в соответствующей деятельности (Б.М. Теплов).

Классификации способностей.

- природные способности и специфически человеческие способности: общие и специальные (теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др).

Задатки - анатомофизиологические особенности нервной системы.

 

Эмоции человека.

Эмоции – психические состояния переживания зависимости человека от мира.

Функции эмоций: -сигнальная, оценочная, энергетическая, побудительная, коммуникативная.

Чувства – устойчивые переживания, свойственные человеку, отражают его отношение к чему-либо, носят предметный характер. Ценностное отношение человека к действительности выражается в высших чувствах: моральных, эстетических, интеллектуальных и праксических.

Классификация эмоций: положительные – отрицательные; стенические – астенические.

Теории эмоций.

Три основных аспекта анализа эмоций: Физиологических механизмов, экспрессивного компонента и анализ эмоций как результата оценки ситуации.

Последний характеризует когнитивно-ориентированные теории. Н-р, информационная теория эмоций П.В.Симонова: эмоции – это функция 2-х факторов: значения потребности и разности между информацией необходимой для ее удовлетворения и информацией имеющейся.

Виды П

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую;

 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную;

 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.

 Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз).

  Сенсорно-перцептивный уровень познания.

В современной психологии сенсорные и перцептивные процессы разграничивают по целостности и предметности.

Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов и явлений.

Восприятие – непосредственное отражение предмета в целом. Продукт восприятия – чувственный образ, построение которого требует активности субъекта. Способность восприятия складывается при жизни, в практической деятельности.

 Сенсорные процессы.

Ощущения являются первичной формой ориентировки в действительности Анатомо-физиологический аппарат ощ. – анализатор. Каждый рецептор обладает специфической возбудимостью к определенным воздействиям. Виды ощущений: экстероцептивные – отражают воздействие внешней среды; интерацептивные – отражают воздействие внутренней среды организма; проприоцептивные – ощущение сокращения мышц и положения тела.

Закономерности ощущений:

· чувствительность и пороги ощущений характеризуют диапазон отражаемых воздействий;

· адаптация – изменение чувствительности для приспособления к изменяющимся условиям; сенсибилизация- повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов;

· синестезии – взаимодействие ощущений разных модальностей, при воздействии на 1 анализатор могут возникать сразу 2 вида ощущений (зрительные-слуховые, слуховые-кожные).

Свойства восприятия.

Целостность - отражение объекта во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон. Предметность – отнесенность образа к предметам или явлениям объективного мира. Осмысленность – осознание того, что воспринимается, придание образам определенного смысла. Обобщенность - отражение единичных объектов как проявления определенного класса объектов. Константность – относительное постоянство формы, величины, цвета предметов при изменяющихся условиях. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и опыта.

Когнитивный уровень

Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание.

Виды П

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую;

 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную;

 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.

 Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз)

для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление тесно связано с речью, социально обусловлено. Специфическим продуктом мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятия – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями и между их свойствами и признаками. «Все сланцы горючи».

Умозаключение – связь между суждениями, в результате установления которой, порождается новая мысль. «Все сланцы горючи», «Данное вещество является сланцем», следовательно «Данное вещество горюче».

Классификации видов мышления.

                                                     Виды мышления

По форме Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач Теоретическое практическое
По степени развернутости Дискурсивное Интуитивное
По степени новизны и оригинальности Репродуктивное продуктивное

Психология человека

Психология как наука

l Научная и житейская психология. Особенности психологии как науки, ее место среди других наук.

l Проблема предмета психологии.

l Отрасли современной психологии.

l Методология психологии: основные методологические принципы, методы психологии

    Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Официально научная психология возникла в 1879 г., когда немецкий психолог   В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Отличия житейских психологических знаний от научных:

1) житейские конкретны – научные обобщены;

2) интуитивный характер – р ациональны иосознанны;

3) передача знаний затруднена – знания накапливаются и передаются;

4) источник знаний: наблюдения и размышления – эксперимент;

5) знания ограничены – знания постоянно расширяются.

Предметом научного изучения психологии человека являются факты, закономерности и механизмы регуляции человеком собственного поведения и жизнедеятельности.

Психика – это свойство мозга отражать объективную действительность, субъективный образ мира, виртуальное сжатие природы.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, переработкой информации. Основные функции психики: отражательная и регулятивная.

l 1. Отрасли психологии по различным видам деятельности человека.

l 2. Отрасли психологии по принципам развития человека.

l 3. Отрасли психологии по психологическому аспекту отношений личности и социальных групп.

l   Общая психология

l Психология человека

 Основные их виды психических явлений: процессы, свойства, состояния.

Методология науки, уровни методологии:

- общая методология, которая включает в себя философский подход к пониманию человека и его сущности, общие принципы познания явлений действительности.

- частная методология, которая является реализацией общефилософских принципов познания применительно к психологии познания человека; служит основой для разработки психологических теорий.

- третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов и методик.

 Методологические принципы: принцип детерминизма (причинно-следственные отношения всех психических явлений), принцип системности (описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического), принцип развития.

Метод – способ познания.

Классификация методы психологического исследования (Б.Г.Ананьев)

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

2. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические (тесты, анкеты и вопросники, социометрия, беседа и интервью), праксиметрические (хронометрия, оценки продуктов человеческой деятельности), биографические методы и методы моделирования.

3. Методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный (выделение типов, категорий и т.п.) анализы.

4. Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения - это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности человека с целью последующего их анализа и истолкования.

Метод эксперимента - специально организованная исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей. Исследователь создает особые экспериментальные условия для выявления причинно-следственных зависимостей, изменяет эти условия.

Метод тестов - п редназначен для установления и измерения различий между людьми или между реакциями индивидов в разных условиях. Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизированное измерение.

1.2. Основные этапы развития психологии как науки.

Предмет истории психологии: закономерности формирования и развития взглядов на психику. 

Методы истории психологии: историко-генетический, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период; историко-функциональный (анализ преемственности высказанных идей); биографический; метод категориального анализа.

Этапы развития психологии:

1. Донаучный этап, до YII – YI вв до н.э. Предметом изучения - душа. (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Демокрит - создатель атомистической модели мира считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Аристотель считается основателем психологии, его трактат "О душе" - первое специальное психологическое сочинение. Душа неотделима от тела, является его формой. Выделил 3 души: растительную, животную и разумную. Платон рассматривает душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него.

2. Философский период (YII век до н.э. – XIX век н.э.). В эпоху Возрождения предметом изучения становится сознание. Рене Декарт считается основоположником рационалистической философии, интро­спективная трактовка сознания Дж. Локка

3. Период ассоциативной психологии (конец XYIII середина XIX века). Предмет изучения – познавательные процессы и поведение. (Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж. Локк, Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли, Т.Браун, Дж.Милль Г.Эббингауз).

4. Период экспериментальной психологии (середина XIX – начало XX века). Предмет изучения – элементы психики, их взаимосвязь и законы. (В.Вундт, Ф.Брентано, И.М.Сеченов и др.).     Вундт «Лекции о душе человека и животных». 2 направления исследования: анализ индивидуального сознания и «психологию народов». Метод интроспекции.

5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-ые года XX века). Структурализм (Э.Титченер) – элементы психики, функционализм (Ф.Брентано, К.Штуипф, Х.Эренфельс, Т.Липпс, У.Джемс, Д.Дьюи, Г.Кэрр, Д.Энджелл, Р.Вудвортс, Г.Мид) – функции психики.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон. Предмет психологии - поведение. Основная формула бихевиоризма S ® R. Виды реакций. Навык и научение. Принцип обуславливания. Необихевиоризм. У. Хантер. Э. Толмен. Цель. Детерминация поведения. Когнитивная карта. К. Халл. Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера. Подкрепление. Программированное обучение.

Гештальтпсихология. Х. Эренфельс. Свойство транспозиции. Лейпцигская школа (Ф. Крюгер, Й. Фолькельт, Ф. Зандер). Комплексные качества как целостные переживания. М. Вертгеймер - начало гештальтпсихологии. Эффекты восприятия. Проблема целостности. Законы гештальта. Мышление. В. Келер. Принцип изоморфизма. Инсайт. К. Кофка. Усложнение структур в развитии. Целостный образ - динамическая структура. Э. Рубин. Феномен фигуры и фона. К. Левин.

Глубинная психология. Психоанализ З. Фрейда. Либидо. Эрос и танатос. Три сферы психики. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Оно - Я - Сверх-Я. Психологические механизмы защиты (регрессия, вытеснение, изоляция, проекция, сублимация и др.). К.Г. Юнг: аналитическая психология, три уровня психики: сознательное, личностное бессознательное, коллективное бессознательное. Архетипы. Типология личности. Интроверт и экстраверт. А. Адлер: индивидуальная психология. Стремление к превосходству. Комплекс неполноценности. Компенсация. Жизненные стили. Неофрейдизм: К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен.

6. Дальнейшее развитие психологических школ в 40 -60ых годах XX века. Предмет изучения -внутренняя сущность человека (гуманистическая и экзистенциальная психологии) и познавательные процессы и развитие интеллекта (генетическая и когнитивная психологии). Гуманистическая психология. А. Маслоу: мотивация, иерархия потребностей. Самоактуализация. К. Рождерс. Я - концепция. В. Франкл. Стремление к поиску и реализации смысла. Экзистенциальный вакуум.

7. Современный этап развития психологии (60ые годы XX века – до настоящего времени). Характерна тенденция к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

Становление отечественной психологии.

Развитие естественнонаучной традиции в отечественной науке: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев.

Первые экспериментальные лаборатории в Петербурге, Москве, Харькове, Казане, Юрьеве. А.И. Введенский. Н.О. Лосский. С.Л. Франк. Н.Е. Введенский. Г.И. Челпанов. Эмпирический параллелизм. А.А. Ухтомский. Учение о доминанте. Принцип доминанты.

И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга». И.П. Павлов механизм образования условного рефлекса.

 А.Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Н.Н. Ланге занимался изучением ощущения, восприятия, внимания; создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии. К.Н. Корнилов, реактология. 

Культурно-историческая концепция, деятельностный подход.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Развитие высших психических функций. Зона ближайшего развития. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев: концепция деятельности. Л.Я. Гальперин: теория формирования умственных действий. Психология установки Д.Н. Узнадзе. Целостный подход к человеку Б.Г. Ананьева. Развитие дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.105 с.)