Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы психического развития человека:

Поиск

- Внешние (среда);

- Внутренние (био-генетика).

Предпосылки психического развития человека:

 - Внешние (обучение и воспитание);

- Внутренние (активность, мотивы).

 

субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Человек, взятый со стороны активности, реализующий свои цели, ценности, волю.

l Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности.

Св-ва: знания, умения, Ψ функции и св-ва.

Интеграция субъектных св-в – творчество, а эффект – способности.

Индивидуальность – своеобразное в человеке, проявляется на всех уровнях регуляции (природном и социальном), во всех сферах активности человека как интеграция свойств индивида и личности.

l Как интеграция разноуровневых свойств индивида и личности (темперамент, характер, способности).

l Вопрос. С точки зрения онтогенеза, развитие человека характеризуется последовательностью понятий…1. Субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.

l           2. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

l           3. Индивид, индивидуальность, субъект деятельности, личность.

l           4. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.

К.К.Платонов выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НАДО ДОПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Индивидуальность человека

Динамическую сторону психической регуляции обеспечивает темперамент, содержательную – характер, продуктивность и эффективность – способности.

Темперамент.

Темперамент – природно обусловленная формально- динамическая сторона индивидуальности человека, тесно связанная с его конституцией (морфологическими, биохимическими, физиологическими характеристиками).

Концепции темперамента:

Гиппократ - гуморальная концепция: Т зависит от соотношения 4-х жидкостей организма. В 18 в. И.Кант разработал феноменологическую характеристику типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

В начале 20 в. Конституционные теории.

Э.Кречмер – особенности строения тела лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик, тип телосложения определяют тип темперамента: шизотимик, иксотимик, циклотимик.

У.Шелдон – оценивал телосложение по развитию 3-х основных тканей: эктоморфы (кожа, волосы); эндоморфы (внутренние органы); мезоморфы (костно-мышечнач система). Типы телесной организации сопоставил с типами темперамента: церебротония, висцеротония, соматотония.

И.П.Павлов: 3 свойства НС сила, уравновешенность, подвижность образуют тип НС(4)

сильный

слабый

уравновешенный

Неуравновешенный

подвижный инертный
сангвиник флегматик холерик меланхолик

 

Психологическая характеристика темперамента

В.С.Мерлин выделил свойства темперамента: сензитивность, реактивность и активность, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость.

Г.Айзенк описывает типы темперамента как сочетание 2-х свойств: экстраверсии и нейротизма.

В.М.Русалов выделил 4 свойства темперамента.

1) эргичность- активность, напряженность, жажда деятельности; общительность, стремление к лидерству – расслабленность, пассивность; социальная пассивность, замкнутость.

2) пластичность –легкость переключения, гибкость – ригидность, консерватизм, однообразие.

3) темп – скорость исполнения программы поведении.

4) эмоциональная чувствительность –спокойствие, уверенность, нечувствительность к неудачам; оценкам – неуверенность, беспокойство, тревожность, чувствительность к неудачам в работе, общении, впечатлительность, ранимость.

2.2.2. Характер – это индивидуальное сочетание сущностных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Раскрывает: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в определенной ситуации.«Характер — психологический склад личности, выраженный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле» (Н. Д. Левитов). Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Акцентуация характера, по Е.А.Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы от­клонения в поведении человека

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

1. Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3.   Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настрое­ния, причем часто оно непредсказуемо. Находясь в по­давленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко все­му: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Они обычно застенчивы. Рано формируется чувство долга, обнаруживаются высо­кие моральные требования к себе и к окружающим людям. Обнаруживают большую привязанность в дружбе.

6. Психастенический тип. Склонность к размышлениям и рассуж­дениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью дей­ствий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир не­редко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечения­ми.

8. Эпилептоидный тип. Их типичные черты — жестокость, властность, себялю­бие. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя неред­ко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преиму­ществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружаю­щими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоян­ного внимания к собственной особе. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и орга­низаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро тер­пят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабоволь­ного, плывущего по течению человека. Обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к без­делью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе про­фессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в груп­пе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жиз­ненное кредо — «быть как все».

 

2.2.3. Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Всякая способность развивается в соответствующей деятельности (Б.М. Теплов).

Классификации способностей.

- природные способности и специфически человеческие способности: общие и специальные (теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др).

Задатки - анатомофизиологические особенности нервной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.007 с.)