Во главе коммунарских объединений стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др.  (подготовила шулаева валерия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во главе коммунарских объединений стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др.  (подготовила шулаева валерия)



В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством Л. И. Новиковой и других ученых была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Целенаправленное воспитание понимается как педагогически целесообразное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

– личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

– природо-сообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;

– культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

– опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоциональную сферу молодого человека;

В организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив) проявляются следующие методы:

· воспитание доверием, заботой и уважением;

· воспитание ответственностью;

· воспитание творчеством;

· воспитание через здравомыслие,

· воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений,

· воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния - доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями - не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование - двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.

По мнению Надежды Егоровны Щурковой целью воспитания является личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. И человек в свою очередь становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Н.Е.Щуркова считала, что жизнь достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.

Белозерцев Евгений Петрович (Подготовила Рябова Елена)

Повышенный прагматизм в отношении к педагогу и школе со стороны детей и их родителей делают все менее воспринимаемыми обращение к проблемам духовности, нравственности, все менее востребованными красочные массовые мероприятия, общеразвивающие творческие коллективы — чаще причиной является подготовка к поступлению в какое-либо образовательное учреждение. В связи с этими явлениями исследователь Е. П. Белозерцев предпринимает попытки вернуть воспитание в контекст культуры. В связи с этими особенностями выделяются следующие характеристики современного воспитания: ƒ технологичность — выверенная логика, построенная не на житейских представлениях, а на закономерностях человеческого восприятия и психического развития; ƒ эмоциональность — опора в воспитании на эмоционально-образное восприятие действительности и формирование эмоционального опыта в отличие от рационально-логического в обучении; ƒ диалогичность — формирование собственного опыта ребенка, а не передача его (как в обучении); ƒ ситуативность — основным средством педагогической деятельности становится воспитывающая ситуация; ƒ перспективность — направленность воспитания на становление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации. Сущность гуманистического воспитания видится в отказе от моделирования личности как идеологического заказа, формы стандартов мышления, оценок и поведения, принятых какой-либо политической партией или социальной группой. Современное воспитание рассматривается как гуманитарная практика в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. Этим трем аспектам бытия соответствуют три ведущих воспитательных пространства: социальное (поле значений), субъектное (поле смыслов) и пространство взаимодействия (поле ценностей). Специфика гуманитарного понимания воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности заключается в том, что: ƒ воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; 7 ƒ воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; ƒ механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; ƒ ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. Воспитание должно быть направлено на становление гражданской позиции активного члена демократического общества, где действенными регуляторами поведения являются мораль и право. Эти выводы распространяются на всю педагогическую деятельность. Способность педагога к осуществлению воспитательных функций в этом понимании определяется его позицией педагогической поддержки самостановления ребенка в ценностно-смысловом взаимодействии, при котором сам педагог как субъект деятельности, реализуя свою воспитательную позицию, получает возможность все время обогащаться, профессионально взаимодействуя с воспитанником. Современное воспитание — не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для саморазвития ребенка. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.006 с.)