Вклад выдающегося чешского педагога яна амоса коменского в развитие теории воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад выдающегося чешского педагога яна амоса коменского в развитие теории воспитания



Ян Амос Коменский рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.

Чешский педагог исходит из положения, что цели и задачи воспитания, его содержание и пути осуществления должны вытекать из назначения человека. Главная цель школы – стать «мастерской» для выработки из людей подлинных людей, из христиан – подлинных христиан. Это будет в том случае, если все допущенные к этому сообществу мудрости будут становиться: мудрыми умом, обладающими плавной приятной речью, способными в работе, воспитанными в нравах, благочестивыми сердцем.

       Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики.В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, так как требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

Общее свойство природы - целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

       В искусстве воспитания это означает - развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

       На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до 24 лет. Его научную обоснованность Коменский объяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

       Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

До 6 лет Детство. Материнская школа – первоначальные представления об окружающей природе и общественной жизни, приучение детей к хозяйству и труду. Воспитание умеренности, опрятности, справедливости, а главное – человеколюбия. Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств.
6-12 лет Отрочество. Школа родного языка - начальная школа. Даются сведения по ряду предметов, много времени уделяется и религии. Отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.
12-18 лет Юность. Гимназия. Вводятся новые предметы: физика, география, латинский, греческий, родной языки и один из новых языков. Существовало деление на классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. Юность характеризуется более высоким уровнем развития мышления.
18-24 года Возмужалость. Академия. Существовали богословский, юридический и медицинский факультеты. Возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

       Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания. Учителей ставит на 2 место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей.             

       Таким образом, процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.005 с.)