Генрих Песталоцци (1746–1827)  (Подготовила Гостева Юлия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генрих Песталоцци (1746–1827)  (Подготовила Гостева Юлия)



Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности. Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии. Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно, к более сложному, впервые предложил идею развивающего обучения.

Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию.

Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.

Великий педагог предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика подготовит детей к трудовой деятельности.

Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, распространение доброжелательного, отношения ребёнка к людям, животным, всему окружающему.

В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два важных положения.Первое–доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания он считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, ребёнка следует, прежде всего, научить говорить, считать и измерять.

Другим важным положением Песталоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.

Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности.

Песталоцци является выдающимся теоретиком и практиком педагогики. Его несомненной заслугой является то, что он подчеркивал роль воспитания в развитии ребёнка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.

Его выдающиеся и необыкновенно смелые, для того времени, теории, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.

 

12. Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841)  (Подготовила Чайченко Ольга)

Гербарт являлся сторонником именно ассоциативной психологии, он считал, что психология должна быть построена только на опыте: предметом психологии должны являться факты и ощущения, осязания. Для того, чтобы превратить психологию именно в науку, Гербарт пытался заложить в ее основание математику. Согласно его учению, сознание базируется не иначе как на трех областях: сознание, осознание, ясность сознание, между которыми проходят смытые границы, которые Гербарт назвал порогами. Для представления перехода из бессознательного в сознательное, Гербарт использовал термин «вытеснение», который плотно вошел в психоанализ. Выявленные условия перехода представлений из бессознательного в сознательное также имеют место быть.

ЗАМЕЧАНИЕ 1

Целью воспитания Гербарт считал воспитание человека гуманистически настроенного, добродетельного, уважающего установленный правопорядок и умеющего приспосабливаться к различным явлениям в обществе. Развитие многосторонности интересов есть цель самой педагогики, благодаря которой формируется нравственный характер воспитываемого.

Гербарт выделял пять идей нравственности:

· Удерживать воспитанника;

· Определять воспитанника;

· Устанавливать жесткие правила поведения;

· Не подвергать сомнениям истины;

· Волновать душу ребенка одобрением или порицанием.

Большое внимание Гербарт уделял именно духовному образованию, а вот процесс трудового воспитания он обходит стороной, объясняя это тем, что необходимо воспитывать мыслителя, а не деятеля. Читал, что религия есть сдерживающее начало и смирение для воспитанника.

Введением в педагогику термина «воспитывающее обучение» мы обязаны также Гербарту. Он утверждал, что самодеятельность учащегося не должна отделяться от общих знаний. Оформляя свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести понятия логики обучения и логики воспитания. Оба направления должны устремляться ввысь, открываю воспитаннику тем самым самое прекрасное и достойное. Опытная психология, которую мы связываем с именем Гербарта и его мысли явились важной ветвью для разработки основ школьного воспитания и обучения.

ЗАМЕЧАНИЕ 2

Задачами обучения Гербарт считал именно развитие у воспитанников интереса ко всем преподаваемым дисциплинам. Ценил такие дисциплины как древние языки, математика, история. Считал, что управлять детьми необходимо с целью подавления резвости, упорядоченности поступков. Основой обучения считал именно интерес. Методы управления детьми по Гербарту:

главные- надзор, наказание, угроза, телесные наказания, вспомогательные -любовь.

Среди видов обучения выделял:

· Описательный: дополнить имеющийся опыт ребенка, а также выявить его.

· Аналитический: мысли воспитанника должны быть подправлены, а также модернизированы.

· Синтетический-мысли должны быть стройного характера.

 

13. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790–1866) (Подготовила Ромашкина Наталья)

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (18-19век) — немецкий педагог, либеральный политик. Дистервег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, выдвинул требование единой народной (национальной) школы.

Воспитание

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.

Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчёркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть. Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.[8] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище».[7] Ребёнок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определённых социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в её естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.

Три ступени возрастного развития детей школьного возраста

· Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, характерны преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возрастной группы приобретает руководство чувственным познанием, упражнение чувств.

· Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.

· Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.

Таким образом, в педагогической мысли первой половины XIX в. теоретическая и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега представляла собой поворот к новому пониманию многих педагогических проблем.

Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами.

 

14. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)  (Подготовила Рокол Екатерина)

Константин Дмитриевич Ушинский – известный педагог и основоположник научной педагогики в России. Основной вклад Ушинского в педагогику в следующем:

 

Сформулировал принципы обучения – принцип научности обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности в обучении, сочетание наглядных, практических и словесных методов обучения, наглядности.

 

Ушинский рассматривал образование как один из наиболее сильных воспитательных средств и источник общего нравственного и умственного развития. Правильно организованное обучение умственно развивает учеников и нравственно воспитывает.

 

Он развивал идею народности в обучении. Педагог делал упор на том, что образование и воспитание должны учитывать особенности каждого народа – его географию, традиции, исторические особенности. Реализация идеи народности воспитания предполагала следующее:

1) необходимо создать широкую сеть народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей;

2) делом воспитания должен руководить сам народ;

3) воспитание должно развивать умственные способности детей с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;

4) центральное место в воспитании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа» народа;

5) воспитание должно формировать человека, первой потребностью которого является труд, патриота с твердой волей и характером;

6) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;

7) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных воспитательных систем, не соответствующих духу русской народности.

 

Педагог понимал воспитание, как осознанный процесс развития гармоничной личности. Воспитание нравственности играет в педагогике важную роль. В человеке нужно развивать дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и трудолюбие.

 

Разработал учение дидактике с двумя уровнями: частной и общей. Общая дидактика занималась базовыми методами и принципами обучения, а вот частная дидактика использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Ушинский сочетал теоретико-методические принципы двухуровневой дидактики в концепции обучения родному языку.

 

Он поддерживал общемировую классно-урочную систему, считая ее при организации школьных занятий наиболее целесообразной.

 

Педагогический вклад Ушинского направлен на отказ от педагогики «страха» и поддержания школьной дисциплины наградами и наказаниями. Педагог предложил воспитывать школьников в атмосфере гуманности и здравомыслия. Он считал, что учитель должен стать примером и опорой для ребенка.

 

Главные труды Ушинского – «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово, хрестоматия «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.027 с.)