Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генрих Песталоцци (1746–1827) (Подготовила Гостева Юлия)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности. Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии. Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно, к более сложному, впервые предложил идею развивающего обучения. Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Великий педагог предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика подготовит детей к трудовой деятельности. Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, распространение доброжелательного, отношения ребёнка к людям, животным, всему окружающему. В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два важных положения.Первое–доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания он считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, ребёнка следует, прежде всего, научить говорить, считать и измерять. Другим важным положением Песталоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности. Песталоцци является выдающимся теоретиком и практиком педагогики. Его несомненной заслугой является то, что он подчеркивал роль воспитания в развитии ребёнка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. Его выдающиеся и необыкновенно смелые, для того времени, теории, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.
12. Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) (Подготовила Чайченко Ольга) Гербарт являлся сторонником именно ассоциативной психологии, он считал, что психология должна быть построена только на опыте: предметом психологии должны являться факты и ощущения, осязания. Для того, чтобы превратить психологию именно в науку, Гербарт пытался заложить в ее основание математику. Согласно его учению, сознание базируется не иначе как на трех областях: сознание, осознание, ясность сознание, между которыми проходят смытые границы, которые Гербарт назвал порогами. Для представления перехода из бессознательного в сознательное, Гербарт использовал термин «вытеснение», который плотно вошел в психоанализ. Выявленные условия перехода представлений из бессознательного в сознательное также имеют место быть. ЗАМЕЧАНИЕ 1 Целью воспитания Гербарт считал воспитание человека гуманистически настроенного, добродетельного, уважающего установленный правопорядок и умеющего приспосабливаться к различным явлениям в обществе. Развитие многосторонности интересов есть цель самой педагогики, благодаря которой формируется нравственный характер воспитываемого. Гербарт выделял пять идей нравственности: · Удерживать воспитанника; · Определять воспитанника; · Устанавливать жесткие правила поведения; · Не подвергать сомнениям истины; · Волновать душу ребенка одобрением или порицанием. Большое внимание Гербарт уделял именно духовному образованию, а вот процесс трудового воспитания он обходит стороной, объясняя это тем, что необходимо воспитывать мыслителя, а не деятеля. Читал, что религия есть сдерживающее начало и смирение для воспитанника.
Введением в педагогику термина «воспитывающее обучение» мы обязаны также Гербарту. Он утверждал, что самодеятельность учащегося не должна отделяться от общих знаний. Оформляя свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести понятия логики обучения и логики воспитания. Оба направления должны устремляться ввысь, открываю воспитаннику тем самым самое прекрасное и достойное. Опытная психология, которую мы связываем с именем Гербарта и его мысли явились важной ветвью для разработки основ школьного воспитания и обучения. ЗАМЕЧАНИЕ 2 Задачами обучения Гербарт считал именно развитие у воспитанников интереса ко всем преподаваемым дисциплинам. Ценил такие дисциплины как древние языки, математика, история. Считал, что управлять детьми необходимо с целью подавления резвости, упорядоченности поступков. Основой обучения считал именно интерес. Методы управления детьми по Гербарту: главные- надзор, наказание, угроза, телесные наказания, вспомогательные -любовь. Среди видов обучения выделял: · Описательный: дополнить имеющийся опыт ребенка, а также выявить его. · Аналитический: мысли воспитанника должны быть подправлены, а также модернизированы. · Синтетический-мысли должны быть стройного характера.
13. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790–1866) (Подготовила Ромашкина Наталья) Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (18-19век) — немецкий педагог, либеральный политик. Дистервег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, выдвинул требование единой народной (национальной) школы. Воспитание Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. Цели и принципы воспитания. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчёркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть. Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.[8] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище».[7] Ребёнок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определённых социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в её естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
Три ступени возрастного развития детей школьного возраста · Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, характерны преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возрастной группы приобретает руководство чувственным познанием, упражнение чувств. · Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков. · Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума. Таким образом, в педагогической мысли первой половины XIX в. теоретическая и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега представляла собой поворот к новому пониманию многих педагогических проблем. Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами.
14. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) (Подготовила Рокол Екатерина) Константин Дмитриевич Ушинский – известный педагог и основоположник научной педагогики в России. Основной вклад Ушинского в педагогику в следующем:
Сформулировал принципы обучения – принцип научности обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности в обучении, сочетание наглядных, практических и словесных методов обучения, наглядности.
Ушинский рассматривал образование как один из наиболее сильных воспитательных средств и источник общего нравственного и умственного развития. Правильно организованное обучение умственно развивает учеников и нравственно воспитывает.
Он развивал идею народности в обучении. Педагог делал упор на том, что образование и воспитание должны учитывать особенности каждого народа – его географию, традиции, исторические особенности. Реализация идеи народности воспитания предполагала следующее: 1) необходимо создать широкую сеть народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей; 2) делом воспитания должен руководить сам народ; 3) воспитание должно развивать умственные способности детей с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; 4) центральное место в воспитании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа» народа; 5) воспитание должно формировать человека, первой потребностью которого является труд, патриота с твердой волей и характером; 6) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; 7) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных воспитательных систем, не соответствующих духу русской народности.
Педагог понимал воспитание, как осознанный процесс развития гармоничной личности. Воспитание нравственности играет в педагогике важную роль. В человеке нужно развивать дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и трудолюбие.
Разработал учение дидактике с двумя уровнями: частной и общей. Общая дидактика занималась базовыми методами и принципами обучения, а вот частная дидактика использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Ушинский сочетал теоретико-методические принципы двухуровневой дидактики в концепции обучения родному языку.
Он поддерживал общемировую классно-урочную систему, считая ее при организации школьных занятий наиболее целесообразной.
Педагогический вклад Ушинского направлен на отказ от педагогики «страха» и поддержания школьной дисциплины наградами и наказаниями. Педагог предложил воспитывать школьников в атмосфере гуманности и здравомыслия. Он считал, что учитель должен стать примером и опорой для ребенка.
Главные труды Ушинского – «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово, хрестоматия «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.235 (0.009 с.) |